Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2015 в 00:58, контрольная работа
Наука административного права возникла из так называемых камеральных наук, получивших свое развитие в Германии в XVII в. Предназначенные служить для практического руководства чиновников административных учреждений того времени, называвшихся камерами, эти науки содержали в себе те сведения, которые были необходимы для осуществления их деятельности – технические сведения об управлении поместьями и мануфактурами, наставления и регламенты, инструкции и приказы князей.
1. Наука административного Права 3
2. Сущность и субъекты межотраслевого
государственного управления 10
3. ЗАДАЧа 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 20
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Удмуртский государственный университет»
Филиал ФГБОУ ВПО «УдГУ» в г. Кудымкаре
Кафедра социально-гуманитарных и правовых дисциплин
Направление подготовки 030900 «Юриспруденция»
Контрольная работа
по дисциплине «Административное право»
вариант 4
Кудымкар – 2015 г.
Содержание
1. Наука административного Права 3
2. Сущность и субъекты межотраслевого
государственного управления 10
3. ЗАДАЧа 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 20
1. Наука административного Права
Наука административного права возникла из так называемых камеральных наук, получивших свое развитие в Германии в XVII в. Предназначенные служить для практического руководства чиновников административных учреждений того времени, называвшихся камерами, эти науки содержали в себе те сведения, которые были необходимы для осуществления их деятельности – технические сведения об управлении поместьями и мануфактурами, наставления и регламенты, инструкции и приказы князей.
Существенное значение в формировании науки административного права имели работы французских ученых – административистов XIX – начала XX в. де Жерандо, А. Батби, Г. Бартелеми, М. Ориу. Так, в частности, в работе профессора Парижского университета Г. Бартелеми “Элементарный трактат об административном праве” (1901), подводившей итоги развития французской науки административного права за прошедшие сто лет. Система административного права делилась в целом на три части: в первой анализировались органы управления, во второй – методы и формы их деятельности, в третьей – административные суды и процедура по судебным искам.
Немецкая и французская доктрины административного права складывались в полемике друг с другом, обмениваясь идеями, гипотезами, построениями. Обе доктрины прямо и косвенно влияли на развитие русской науки административного права, видными представителями которой в конце XIX – первой трети XX в. были И.Т. Тарасов, В.Ф. Дерюжинский, В.В. Ивановский, Н.И. Лазаревский, Э.Н. Берендтс, А.И. Елистратов, В.Л. Ковалевский и другие ученые – административисты.
В советский период получила дальнейшее развитие теория административного права – понятие государственного управления как подзаконной исполнительно-распорядительной деятельности государственного аппарата. Ученые – административисты: И.Н. Ананов, В.А. Власов, С. Берцинский, Ю.М. Козлов, Б.М. Лазарев, А.Е. Лунев, Г.И. Петров, С.С. Студеникин, Ц.А. Ямпольская и ряд других внесли значительный вклад в юридическую теорию государственного управления и разработку его отдельных проблем. Был дан научный анализ понятия, форм и методов государственного управления, актов государственного управления, способов обеспечения законности в государственном управлении и ряда других. В научной литературе административного права утвердилась концепция государственного управления как исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов.
В современный период российской государственности вопросы административного права разрабатываются учеными – административистами с позиции нового российского законодательства, закрепившего принцип разделения властей. 1990-е гг. ознаменовались выходом в свет ряда учебников и лекционных курсов по административному праву, авторами которых были Ю.М. Козлов, А.П. Коренев, В.М. Манохин, Д.М. Овсянко, Л.Л. Попов, А.П. Алехин, Б.В. Российский, Ю.Н. Старилов и другие ученые. Изданные работы традиционно делились на общую и особенную части, а схема анализа общей части включает разделы, посвященные теории административного права, органам исполнительной власти, государственной службе, актам управления и обеспечению законности в государственном управлении.
Одной из первых книг по административному праву на новом правовом материале является учебник Д.Н. Бахраха “Административное право”, в котором рассматриваются вопросы деятельности органов исполнительной власти, обеспечения законности в государственном управлении, административной ответственности, административного производства и ряд других важных вопросов административного права.
Интересным и полезным для каждого изучающего административное право является написанный в 1998 г. Ю.А. Тихомировым “Курс административного права и процесса”, который, по существу, объединил в себе свойства монографического исследования и учебника. Помимо материала, традиционно содержащегося в учебниках административного права, курс содержит обширный дополнительный материал, позволяющий более углубленно изучать предмет. Книга сочетает в себе глубокий теоретический анализ с практическими рекомендациями, исторический подход с современным анализом.
Административное право в общественной жизни выступает в нескольких ролях: как отрасль законодательства, как отрасль правовой науки и как учебная дисциплина. Но если административное право как совокупность юридических норм предписывает соответствующее поведение, то наука административного права исследует нормы административного права, классифицирует и систематизирует их, объединяет в правовые институты и представляет в определенной системе. Наука административного права выявляет эффективность административного законодательства и практики его применения.
Науку административного права следует рассматривать как систему взглядов и представлений о государственно – правовом содержании процессов и явлений, складывающихся в различных сферах исполнительно-распорядительной деятельности государства. Она раскрывает теоретические положения об отрасли административного права и предмете ее регулирования. Наука административного права исследует такие правовые проблемы, как сущность государственного управления, его организацию в различных областях государственной деятельности, формы и методы его осуществления; административно-правовой статус органов исполнительной власти, граждан и организаций; прохождение государственной службы и статус государственных служащих; административный процесс и ряд других.
Нормативную основу науки административного права составляют Конституция Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие различные стороны государственного управления. Теоретической основой науки административного права являются философские и общесоциологические науки, теория права, а также работы отечественных и зарубежных юристов. Методологической основой науки административного права являются исторический, сравнительно-правовой, логический, формально юридический и другие методы научного исследования. Наука административного права вырабатывает конкретные пути оптимизации государственного управления, всего механизма административно-правового регулирования. Она тесно связана с другими отраслями правовой науки и прежде всего с теорией государства и права и конституционным правом, которые содержат общие базовые принципы для всех отраслей юридической науки.
В процессе накопления и обработки знаний об административном праве используются определенные методологические средства, которые помогают обработке этих знаний, превращению их в систему продуманной и понятно изложенной информации. К этим средствам, образующим состав науки административного права, относятся: предмет науки, методология науки, система науки, научная терминология и категории науки, отраслевая библиография, история науки.
2. СУЩНОСТЬ И СУБЪЕКТЫ
МЕЖОТРАСЛЕВОГО
Сущность межотраслевого государственного управления. Успешное решение задач государственного управления в различных отраслях социально-политической, социально-культурной и экономической деятельности во многом зависит от организации и осуществления межотраслевого управления.
Сущность межотраслевого управления составляют:
- определение основных
направлений социальной
- объединение и координация
отраслевых систем управления
в реализации социальных
- обеспечение организационного
единства функционирования
- реализация программ
и задач, выходящих за пределы
той или иной отрасли
Органы исполнительной власти, осуществляющие межотраслевое управление, занимают надведомственное положение и наделяются соответствующими полномочиями правотворческого, координационного, методического, контрольно-надзорного и лицензионного (разрешительного) характера.
Правотворческие полномочия надведомственных органов состоят в издании юридически обязательных актов по вопросам, относящимся к их компетенции.
Полномочия методического характера заключаются в даче разъяснений, инструктивных указаний и издании других актов по совершению отраслевыми органами действий, связанных с реализацией законодательства, и актов соответствующего межотраслевого органа.
Координационные полномочия призваны обеспечивать согласованность деятельности различных отраслевых систем управления.
Контрольно-надзорные полномочия заключаются в праве межотраслевых, надведомственных органов производить проверку, осуществлять надзор и анализировать деятельность отраслевых систем управления с точки зрения как законности, так и целесообразности их действий по вопросам, относящимся к компетенции надведомственных органов.
Лицензионно-разрешительная деятельность состоит в выдаче лицензий (разрешений) на осуществление той или иной деятельности, а также в регистрации субъектов этой деятельности.
С учетом изложенного межотраслевое государственное управление может быть определено как разновидность управления, осуществляемого органами исполнительной власти, обладающими надведомственными полномочиями по отношению к самостоятельным, не подчиненным им системам управления отраслями, в процессе которого обеспечивается единство их действий при разработке и реализации целевых комплексных программ общегосударственных, межрегиональных и региональных межотраслевых программ и задач управления.
Сферы межотраслевого управления предопределяются задачами и функциями государства, потребностями развития отраслей управления, необходимостью направления имеющихся ресурсов на решение наиболее важных и перспективных социальных задач государства.
Субъекты межотраслевого, надведомственного управления. Помимо органов исполнительной власти общей компетенции (Президент России и его Администрация, Правительство Российской Федерации, высшие должностные лица, правительства республик в составе Российской Федерации, администрация края, области, города федерального значения, округа и др.) к специальным субъектам межотраслевого управления относятся: государственные комитеты (Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации; Государственный комитет Российской Федерации по статистике и др.); службы (Государственная налоговая служба Российской Федерации, Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации и др.); надзоры (Федеральный горный и промышленный надзор России, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности), а также другие межотраслевые органы исполнительной власти. В пределах республик в составе России и в пределах территорий краев, областей, округов, городов и районов надведомственные, межотраслевые функции осуществляют соответствующие органы исполнительной власти.
Вместе с тем межотраслевые функции государственного управления осуществляют некоторые министерства и их органы. К числу таких министерств, в частности, относятся: Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство внутренних дел Российской Федерации и др. Наделение ряда министерств надведомственными функциями и полномочиями обусловлено особенностями отраслей (сфер) управления, находящихся в их ведении, необходимостью обеспечения координации и методического руководства объектами управления, находящимися в подчинении других министерств и ведомств.
Информация о работе Контрольная работа по «Административное право»