Контрольная работа по «Административное право»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 21:40, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос 1. В чем состоит понятие административного права, его предмет и метод?
Ответ: Административное право — это отрасль правовой системы Российской Федерации, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере государственного управления в связи с практической реализацией исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях Российской Федерации или в более широком понимании — в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа_АП.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа по дисциплине «Административное право»

Москаленко Юлии Олеговны.

 

Вопрос 1. В чем состоит понятие административного права, его предмет и метод?

Ответ: Административное право — это отрасль правовой системы Российской Федерации, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере государственного управления в связи с практической реализацией исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях Российской Федерации или в более широком понимании — в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

В предмет административного права входят:

  1. управленческие общественные отношения, в рамках которых реализуются задачи, функции и полномочия органов исполнительной власти, в том числе и переданные органам местного самоуправления;
  2. управленческие общественные отношения внутриорганизационного характера, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе деятельности органов законодательной и судебной власти, а также органов прокуратуры;
  3. управленческие общественные отношения, связанные с осуществлением судами и некоторыми общественными объединениями определенных административно-властных полномочий.

Методы административного права:

1) Предписание — это возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

2) Запрет — это фактически также предписание, но несколько иного характера: возложение прямой юридической обязанности не совершать те или действия в условиях, предусмотренные правовой нормой.

3) Дозволение — это юридическое  разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо  воздержаться от их совершения  по своему усмотрению.

Суть методов административно-правового регулирования управленческих общественных отношений может быть сведена к следующему:

установление определенного порядка действий — предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным конкретной административно-правовой нормой;

запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических мер воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности);

предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой (метод рассчитан на регулирование поведения должностных лиц, причем последние не вправе уклоняться от такого выбора);

предоставление возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т.е. совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях (как правило, это имеет место при реализации субъективных прав в сфере государственного управления).

 

Вопрос 2. Охарактеризуйте систему и источники административного права.

Ответ: Система административного права с общетеоретических позиций представлена следующей конструкцией: отрасль права — подотрасли (правовые институты) — правовые нормы. Традиционно в отечественной правовой науке административное право включает две части: Общую и Особенную. Это деление легло в основу построения административного права и как учебной дисциплины. Общая часть включает юридические нормы и институты, регулирующие общественные отношения общего характера, то есть общие для всей системы государственного управления в российской Федерации: принципы, функции, методы, формы государственного управления, механизм административно-правового регулирования и т.д. Общая часть содержит институты, устанавливающие административно-правовой статус индивидуальных и коллективных субъектов административного права, обеспечивающие законность деятельности исполнительной власти, регламентирующие принуждение по административному праву. Особенная часть представляет собой совокупность правовых норм и институтов, регулирующих отношения в тех или иных сферах государственного управления — экономической, социально-культурной, административно-политической.

Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм.

К числу источников административного права относятся:

  1. Конституция РФ, многие нормы которой, например, закрепляющие основные права и свободы граждан в сфере государственного управления (ст. 22, 24—25, 27, 30-35), определяющие основы формирования и деятельности органов исполнительной власти (ст. 77,110—117), разграничивающие предметы ведения между Российской Федерацией и ее субъектами (ст. 71-73) и др., имеют административно-правовую направленность, а также соответствующие нормы конституций и уставов субъектов Российской Федерации;
  2. законы Российской Федерации — федеральные законы, касающиеся предмета административно-правового регулирования (например, Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации») и соответствующие законы субъектов Российской Федерации;
  3. нормативные Указы Президента РФ, относящиеся к предмету административно-правового регулирования (например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»), а также соответствующие нормативные акты руководителей субъектов Российской Федерации;
  4. нормативные Постановления Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»), а также соответствующие нормативные акты правительств субъектов Российской Федерации;
  5. приказы, инструкции, распоряжения, постановления и другие нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, а также соответствующие нормативные акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Также административно-правовые нормы могут найти свое выражение и в межгосударственных соглашениях, которые в таких случаях также следует рассматривать в качестве источников административного права (например, Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений от 9 июня 1977 г.).

 

Вопрос 3. В чем сущность понятий государственной службы, государственной должности?

Ответ: Государственная служба — это профессиональная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» систему государственной службы Российской Федерации составляют федеральная государственная служба и государственная служба субъектов Российской Федерации, которая осуществляется гражданами Российской Федерации на профессиональной основе и включает в себя следующие ее виды: государственную гражданскую службу, военную службу и правоохранительную службу.

Государственная гражданская служба находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов и в связи с этим подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации. Порядок и условия ее прохождения регламентируется нормами Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Военная служба и правоохранительная служба являются исключительными видами федеральной государственной службы и находятся в исключительном ведении Российской Федерации. Порядок и условия прохождения военной службы регламентируется нормами Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», нормами Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237, воинскими уставами и другими нормативными правовыми актами, а правоохранительной службы — нормами соответствующих федеральных законом, например, нормами Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» и др.

Федеральная государственная гражданская служба — это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации — это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации.

Военная служба — это вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях «Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Правоохранительная служба — это вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на Должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Основные принципы построения и функционирования государственной службы закреплены нормативно и содержатся в ст. 3 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации». К таковым принципам, в частности, относятся:

  1. принцип федерализма, суть которого заключается в том, что государственная служба, ее правовое регулирование и организация находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов;
  2. принцип законности, суть которого заключается в том, что законодательство субъектов Российской Федерации по вопросам государственной службы, принимаемое с учетом их национально-территориальных особенностей, должно в полном объеме соответствовать федеральному российскому законодательству о государственной службе;
  3. принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия и обязательности их признания, суть которого заключается в том, что, осуществляя свою служебного деятельность, государственные служащие обязаны признавать эти права, соблюдать их и защищать их в случае необходимости, а также привлекать виновных в нарушении этих прав и свобод к соответствующим видам юридической ответственности;
  4. принцип равного доступа граждан к государственной службе, суть которого заключается в том, что при приеме на государственную службу не допускается установление каких-либо ограничений в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений и т.п.;
  5. принцип единства правовых и организационных основ государственной службы, суть которого заключается в законодательном закреплении единого подхода к организации государственной службы: для всех государственных служащих установлен единый порядок прохождения и прекращения государственной службы, формирование единого кадрового состава государственной службы, единых условий присвоения и сохранения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий, а также иные единые правовые и организационные требования;
  6. принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы, суть которого заключается в том, что, несмотря на отделение в рамках ст. 12 Конституции РФ местного самоуправления и всего, что с ним связано (в том числе и муниципальной службы), от системы государственной власти, государственная и муниципальная служба имеют весьма сходные организационно-правовые начала и правила прохождения службы, учета стажа службы и уровня квалификации при переходе с одного вида службы на другой, в том числе и для начисления всевозможных социальных выплат;
  7. принцип открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю, суть которого состоит в объективном в доступности общества к основным нормативным регуляторам механизма государственной службы, в информировании общества о деятельности государственных служащих, в информировании населения об их наиболее важных и значимых для общества решениях, в подконтрольности их деятельности обществу и отдельным коллективным образованиям, в учете общественного мнения о способах улучшения Деятельности государственных служащих и пр.;
  8. принцип профессионализма и компетентности государственных служащих, суть которого состоит в том, что, во-первых, при отборе кадрового состава отдается предпочтение гражданам, имеющим лучшую подготовку в области государственной службы, больший опыт и стаж работы в государственных органах, а во-вторых, прохождение государственной службы предполагает периодическое повышение уровня своей профессиональной подготовки и соответствующую аттестацию на соответствие замещаемой должности;
  9. принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность, суть которого заключается в том, что государство посредством установления соответствующих видов юридической ответственности (в частности, административной и уголовной) гарантирует государственным служащим невмешательство в их профессиональную служебную деятельность как со стороны государственных органов и должностных лиц, так и со стороны юридических и физических лиц, таковы ми не являющихся.
  10. принцип стабильности кадров в государственных органах, суть которого заключается в том, что правовое положение государственного служащего не должно зависеть от социально-экономического и политического курса государства, смены руководства государственного органа и иных подобного рода объективных и субъективных моментов;
  11. принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами, суть которого заключается в том, что государственные служащие в своей профессиональной служебной деятельности должны опираться на общественное мнение, учитывать это мнение и в случае необходимости привлекать граждан и их общественные объединения к решению тех или иных вопросов общегосударственного значения в рамках своей компетенции.

Целями системы государственной службы являются:

  1. координация деятельности государственных органов при решении вопросов поступления на государственную службу;
  2. формирование кадрового резерва прохождения и прекращения государственной службы;
  3. ведение Сводного реестра государственных служащих Российской Федерации;
  4. использование кадрового резерва для замещения должностей государственной службы, подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных служащих;
  5. осуществление ведомственного контроля за соблюдением в государственных органах законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации о государственной службе.

Должность государственной службы — это учрежденная в установленном порядке первичная структурная (организационная) единица государственного аппарата, отражающая содержание и объем полномочий замещающего ее лица. Из совокупности должностей как первичных элементов государственного аппарата состоят построенные по функциональному принципу отделы и управления, из которых состоит тот или иной государственный орган, совокупность которых (государственных органов), в свою очередь, образуют государственный аппарат в целом.

Положение должности государственной службы характеризуют:

а) социальный статус (отношение служащего с ниже-, равно- и вышестоящими лицами);

б) организационный статус (должность состоит в структуре государственного органа и составляет в нем первичное звено);

в) правовой статус: по каждой должности государственной службы определяется круг полномочий (определенного рода функций, прав и обязанностей), основные формы и методы их реализации, ответственность за исполнение.

Все должности государственной службы в Российской Федерации закрепляются в соответствующих перечнях в зависимости от вида государственной службы. Перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, а также перечни типовых воинских должностей и типовых должностей правоохранительной службы утверждаются Президентом РФ и образуют Реестр должностей федеральной государственной службы. Аналогичного рода реестр должностей государственной гражданской службы утверждается законом или иным нормативным правовым актом каждого субъекта Российской Федерации и все вместе они в совокупности образуют Сводный реестр должностей государственной службы Российской Федерации.

 

 

Вопрос 4. Расскажите о субъектах административного права, их классификации, понятии правосубъектности.

Информация о работе Контрольная работа по «Административное право»