Контрольная работа по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 18:21, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос 1. В чем состоит понятие административного права, его предмет и метод?
Вопрос 2. Охарактеризуйте систему и источники административного права.
Вопрос 3. В чем сущность понятий государственной службы, государственной должности?
Вопрос 4. Расскажите о субъектах административного права, их классификации, понятии правосубъектности.
Вопрос 5. Дайте понятие административной ответственности, ее признаки и основания.
Вопрос 6. Дайте понятие административного правонарушения, административной ответственности.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа_АП.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа по дисциплине «Административное  право»

 

Вопрос 1. В чем состоит понятие административного права, его предмет и метод?

 

Ответ:     Административное право - это система юридических норм, регулирующих общественные отношения, в сфере государственного управления и отношения, управленческого характера, возникающие при осуществлении иных форм государственной деятельности (законотворчества, правосудия, а также отношения, которые возникают в сфере негосударственного управления в связи с осуществлением общественными объединениями некоторых функций органов государственного управления, исполнительной власти.

    Административное право отличается от других отраслей права предметом регулирования. Оно регулирует управленческие отношения, т.е. отношения, складывающиеся главным образом в сфере государственного управления, исполнительной деятельности государства. В сферу регулирования административного права включается широкий круг общественных отношений, складывающихся в социально-политической, социально-культурной, экономической жизни страны.

 Предмет административного права условно можно поделить на две части:

1. Внутриаппаратные отношения. Соответствующие юридические нормы закрепляют систему органов исполнительной власти, организацию службы в них, компетенцию органов и служащих, их взаимоотношения, формы и методы внутриаппаратной работы в государственных органах. Сюда же можно отнести отношения органов исполнительной власти с подчиненными им организациями, а также отношения администраций организаций, деятельность которых регулируется административным правом (воинские части, вузы и др.) с их служащими, учащимися и т.д.

2. Взаимоотношения административной  власти с предприятиями, учреждениями, организациями любых организационно-правовых форм, с гражданами.

Пока преобладали нормы, закрепляющие внутриаппаратные отношения, государства  имели систему юридических норм, регулирующих разделение труда по управлению, устанавливающих власть аппарата и обязанности граждан и иных невластных субъектов. В дореволюционной России такая система норм называлась полицейским правом.

 

Административное  право использует все традиционные методы правового регулирования:

1) предписание - закрепление (возложение, установление) прямой юридической  обязанности совершить те или  иные действия в рамках, предусмотренных правовой нормой. Крайней формой данного метода является принуждение, характеризующееся использованием возможностей государственного механизма для силового обеспечения выполнения требований, предписываемых правовыми нормами. При этом особо оговорим, что административное принуждение применяется в большом количестве случаев не только для защиты административно-правовых норм, но и для обеспечения реализации норм всех иных отраслей российского права. Например, обращение взыскания судебным приставом-исполнителем на имущество организации-должника, которое может сопровождаться применением мер административного принуждения, установленных федеральными законами от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" и от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" (в ред. от 22 августа 2004 г.), в основе имеет реализацию гражданско-правовых положений;

2) запрет - определение прямой юридической  обязанности не совершать те  или иные действия. При этом  запрет может быть сформулирован как предельно императивно ("запрещается", "не допускается" и т.п.), так и в относительно мягких формах, тем не менее не меняющих сути запрета ("рекомендуется воздерживаться" и т.п.);

3) дозволение - юридическое разрешение  совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой, или воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Усложнение общественных отношений, появление новых проблем, требующих  правовой упорядоченности, необходимость  формулировки адекватных ответов на вызовы времени заставляют использовать эти методы не автономно, а в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности. Кроме того, возрастает удельный вес и таких методов правового регулирования, которые до недавнего времени играли несколько второстепенную, производную роль от трех названных традиционных методов правового регулирования. Речь идет, в частности, о таких, как стимулирование, согласование, прогнозирование.

 

Вопрос 2. Охарактеризуйте  систему и источники административного права.

 

Ответ:     Управление внутренними делами является одной из отраслей (сфер) государственного управления, поэтому административному праву принадлежит ведущая роль в регулировании общественных отношений в области внутренних дел. Нормы административного права:

— закрепляют принципы управления внутренними делами;

— определяют систему, компетенцию  органов внутренних дел, их структурных  подразделений и служб;

— регулируют порядок прохождения  службы в органах внутренних дел;

— устанавливают формы и методы управленческой, административной деятельности органов внутренних дел, а также обязанности, права и ответственность их работников;

— регулируют отношения в сфере  общественного порядка, который  наряду с другими органами государства  призваны охранять органы внутренних дел;

— содействуют в обеспечении общественной безопасности (безопасности дорожного движения, пожарной безопасности и др.), личной безопасности граждан, в охране собственности, в предупреждении и пресечении правонарушений;

— определяют обязанности и права  негосударственных формирований, участвующих в охране общественного порядка, в осуществлении частной детективной и охранной деятельности; формы взаимодействия органов внутренних дел с прокуратурой, судами, налоговой полицией, таможенной службой и другими государственными органами, а также с общественными организациями и гражданами, участвующими в охране правопорядка.

Административно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения в области  внутренних дел государства, содержатся в законах, указах, постановлениях исполнительных органов и в других актах органов государственной власти.

Важным источником норм административного  права, регулирующих деятельность органов  внутренних дел, являются акты Министерства внутренних дел Российской Федерации. Приказы, инструкции, уставы, наставления, положения и другие акты МВД России содержат многочисленные административно-правовые нормы, регламентирующие деятельность аппаратов, служб и подразделений, входящих в систему МВД России. Кроме того, в пределах своей компетенции МВД России в установленном порядке издает нормативные акты, которые носят обязательный характер для органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от их ведомственной подчиненности, а также граждан. Такие акты издаются по вопросам обеспечения пожарной безопасности, лицензионно-разрешительной деятельности и др.

Важнейшими нормативными актами, регулирующими  деятельность органов внутренних дел, являются Закон РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции», Федеральный закон  от 6 февраля 1997 г. «О внутренних войсках  Министерства внутренних дел Российской Федерации» , Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации , Указ Президента Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации», Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. «О Пожарной безопасности».

 

Вопрос 3. В чем сущность понятий государственной службы, государственной должности?

 

Ответ:   Федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливают, что государственным  служащим является  гражданин   РФ,  исполняющий обязанности по должности государственной службы за денежное вознаграждение. Таким образом, статус государственного служащего определяется как минимум двумя условиями: замещение государственной должности, которая учреждена государством или государственным органом, и получение квалификационного разряда (специального ранга, классного чина, звания).         

С организационной точки зрения должность представляет собой определенную структурную единицу, находящуюся в системе государственной службы. В этом смысле должность является независимой от самого государственного служащего, т. е. от конкретного лица, ее занимающего. Должность также определяет круг задач, которые передаются одному государственному служащему или группе служащих, занимающих однотипные должности в государственных органах.

В действующем российском законодательстве о государственной службе государственная  должность определяется как должность  в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей. Таким образом, законодательно закрепляются следующие составляющие этого понятия: 1) должность — это структурная единица государственных органов; 2) она учреждается в установленном законодательством порядке; 3) устанавливает круг обязанностей, соответствующий полномочиям государственного органа; 4) включает денежное содержание и ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленных обязанностей.

Федеральный закон «О системе государственной  службы Российской Федерации» определяет государственную службу как профессиональную служебную деятельность граждан  РФ по обеспечению исполнения полномочий:

Российской Федерации;

- федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (федеральных государственных органов);

- субъектов РФ;

- органов государственной власти  субъектов РФ, иных государственных  органов субъектов РФ (государственных  органов субъектов РФ);

- лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации). К ним относятся, например, Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, депутаты, министры, судьи и др.;

- лиц, замещающих должности,  устанавливаемые конституциями,  уставами, законами субъектов РФ  для непосредственного исполнения  полномочий государственных органов субъектов РФ (лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ).

Специальные федеральные законы о  видах государственной службы и  законы субъектов РФ о государственной  гражданской службе субъектов РФ будут распределять должности государственной службы по группам и (или) категориям. В указе Президента РФ будет устанавливаться соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы. Федеральные законы или указы Президента РФ определяют соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы и типовых должностей государственной гражданской службы субъектов РФ.

Государственная должность устанавливает  перечень функций и полномочий в  части реализации компетенции государственного органа одним лицом. Должности

 

Вопрос 4. Расскажите о субъектах административного права, их классификации, понятии правосубъектности.

 

Ответ:   Субъекты административного права разделяются  на две группы: физические лица и организации. В основу такого разделения положены как различия в выражении воли и интереса, так и в наборе полномочий субъектов - многие полномочия физических лиц присущи только им и совсем не свойственны организациям и наоборот, например, право жалобы, право и обязанность иметь Устав  организации.     

Физические лица, как субъекты административного  права, категория родовая и охватывает четыре вида субъектов: личность, гражданин, иностранный гражданин, лицо без  гражданства (апатрид). За основу выделения  этих видов приняты степень связи лица с данным государством и производный от этого объем прав и обязанностей лица: у гражданина Российской Федерации один объем правового статуса, у лица без гражданства, хотя и проживающего на территории РФ, иной объем, у иностранного гражданина на территории РФ - третий.

Организации, как субъекты административного  права, так же должны быть  разделены на виды и группы. В первую очередь все организации следует разделить на государственные и не государственные. Государственные организации выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством, базируются на государственной собственности и управляются государством, к числу государственных организаций относятся органы государства (представительной власти, исполнительной власти и другие), государственные предприятия и учреждения (образовательные, научные, учреждения культуры и другие). Организации не государственные не выполняют государственных задач и функций, хотя и могут способствовать этому, например, в области охраны порядка и безопасности народные дружины не финансируются государством и им не управляются,  профсоюзы, спортивные организации и другие общественные объединения граждан, кооперативные объединения, политические партии и другие. Эта классификация  не государственных организаций проводится по их целям, форме собственности, территориальным масштабам деятельности. Для системы министерства внутренних дел, как государственной системы, характерно наличие в ней субъектов административного права в виде государственных организаций. Но законодательство допускает участие личного состава и в организациях не государственных, например, в профсоюзах, спортивных организациях и других.

 

Информация о работе Контрольная работа по "Административному праву"