Контрольная работа по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 05:30, контрольная работа

Краткое описание

Понятие и виды управленческих действий
§ 1. Понятие формы управленческих действий
§ 3. Виды форм управленческих действий

Вложенные файлы: 1 файл

административное право для студентов.doc

— 470.50 Кб (Скачать файл)

1)  отмена акта управления (или  внесение в него необходимых  изменений или дополнений);

2)  приостановление их действия или их исполнения.

Российское законодательство и  соответствующие административно-правовые нормы определяют, что утрата юридической  силы акта управления происходит в  случае его отмены в порядке, установленном  нормативными актами. Отмена правового акта управления может быть осуществлена как органами (должностными лицами), которые приняли данный акт управления (а также вышестоящими органами или должностными лицами), так и органами, имеющими право отмены акта управления в случае обнаружения его несоответствия принципу законности.

Особое значение в системе современного административного права имеет  возможность признания административных актов недействующими или незаконными  в судах. Главная причина прекращения  действия актов управления судом  и федеральными органами исполнительной власти обшей компетенции (по отношению к актам нижестоящих органов исполнительной власти) — нарушение принципа законности при их подготовке и издании, а также нарушение законности в самом тексте административных актов. Органы исполнительной власти специальной компетенции вправе отменять акты управления нижестоящих органов или должностных лиц не только по причине нарушения актом управления законности, но и учитывая его полезность и целесообразность для социальной практики.

Конституционный Суд РФ рассматривает жалобы уполномоченных субъектов права (граждан и других лиц, а также органов государственной власти) и дела о соответствии Конституции РФ нормативных актов Президента РФ и Правительства РФ, а также актов органов исполнительной власти субъектов РФ. Постановлениями Конституционного Суда РФ акты управления или отдельные их части и положения могут быть признаны неконституционными; в этом случае они утрачивают свою юридическую силу. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды (в случае признания недействующими индивидуальных актов управления) фактически обладают правом отмены правовых актов управления.

Законодательные (представительные) органы государственной власти края, области и других субъектов РФ в соответствии с действующим  федеральным и региональным законодательством могут отменять правовые акты управления соответствующих государственных администраций. Глава администрации субъекта РФ имеет право отменять приказы органов и структурных подразделений данной администрации. Глава администрации при соответствующем обращении к нему руководителей законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Федерации обязан отменить не соответствующие законодательству акты органов администрации. Администрация субъектов РФ имеет право внесения в Правительство РФ представления о признании недействительными правовых актов федеральных органов исполнительной власти (федеральных министерств, государственных комитетов, федеральных служб и т. д.). В соответствии с законодательством республик, входящих в состав Российской Федерации, главы исполнительной власти этих республик имеют право отменять или приостанавливать действие нормативных и иных правовых актов управления, принятых органами исполнительной власти этих республик.

Правовой акт утрачивает юридическую силу, когда он:

1)  признан судом (Конституционным  Судом РФ, конституционными (уставными)  судами субъектов РФ, судом общей  юрисдикции, арбитражным судом) не  соответствующим Конституции РФ  и иным федеральным законам  или признан незаконным (недействительным);

2)  отменен органом, его издавшим, или вышестоящим органом, уполномоченным  на совершение таких действий. Органы исполнительной власти  имеют право пересмотра принятых  ими административных актов, их  изменения и отмены в связи  с их незаконностью, необоснованностью, отсутствием позитивного действия, нецелесообразностью. Сам орган управления (или должностное лицо) может отменить свое решение только в том случае, если будет подтверждено, что принятие этого решения

опиралось на незаконные основания (подделаны документы; недостоверная информация о лицах, в отношении которых принимался документ).

Основаниями для отмены акта управления или для внесения в них изменений  и дополнений являются:

1)  незаконность акта управления (противоречие нормам законодательства);

2)  практическая нецелесообразность; отсутствие положительных результатов  действия актов управления;

3)  необходимость замены устаревшего  акта управления новым или  внесения в него многочисленных  существенных изменений и дополнений;

4)  истечение срока действия  акта управления.

Приостановление акта управления —  официальное временное прекращение  действия данного акта до момента  рассмотрения и принятия по нему окончательного решения органом, имеющим право  отменять или изменять правовой акт управления. Акт управления не подлежит применению, т. е. временно не действует (однако он не утрачивает своей юридической силы), когда, например:

1)  Президент РФ приостанавливает  действие актов органов исполнительной  власти субъектов РФ (актов высшего должностного лица субъекта РФ или акта органа исполнительной власти субъекта  РФ)  в случае их противоречия  Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ; ст. 29 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»). В соответствии со ст. 15 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении» Президент РФ вправе приостанавливать действие правовых актов органов государственной власти субъектов Рф, правовых актов органов местного самоуправления, Действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, в случае противоречия этих актов указу Президента РФ о введении на данной территории чрезвычайного положения;

2)  Правительство РФ может  принять решение о приостановлении  действия актов федеральных органов исполнительной власти или внести предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ;

3)  суд общей юрисдикции вправе  приостановить действие оспариваемого  решения органа государственной  власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего до вступления в законную силу решения суда по заявлению гражданина или организации (ч. 4 ст. 254 ГПК РФ). Вместе с тем подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта (ч. 7 ст. 251 ГПК РФ);

4)  принесение протеста прокурора  на вступившее в законную силу  постановление по делу об административном  правонарушении приостанавливает  его исполнение до рассмотрения протеста (ч. 1 ст. 31.6 и ст. 30.11 КоАП РФ). Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания,  приостанавливают исполнение постановления в случае принесения протеста. О приостановлении исполнения постановления выносится определение, которое при  необходимости  немедленно направляется в орган, должностному лицу, для исполнения.

Многие российские федеральные  законы содержат нормы, устанавливающие  для граждан и юридических  лиц возможность обжалования действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц, нарушающих их права и законные интересы. Большая часть всех административно-правовых споров разрешается в административном (внесудебном) порядке. Гражданин направляет свою жалобу в соответствующий вышестоящий орган управления по отношению к органу (должностному лицу), принявшему неблагоприятное, по мнению гражданина, решение. Данный способ разрешения административно-правового спора представляет собой часть управленческой деятельности, так как вышестоящее должностное лицо, рассматривая жалобу гражданина, осуществляет обычные контрольно-надзорные функции, распространяемые на всю систему и структуру подчиненных ему органов, организаций, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В результате такого рассмотрения вышестоящий  орган (или должностное лицо) принимает  по жалобе решение, в котором устанавливается законность, обоснованность и целесообразность обжалуемого решения или действия подчиненного должностного лица или самого органа управления. Здесь также налицо действие важного административно-правового метода регулирования общественных отношений, а именно при рассмотрении спора реализуются правоотношения «властиподчи-нения», несмотря на то что административно-правовой спор возник при реализации отношений «горизонтального» типа (т. е. во взаимоотношениях не подчиненных друг другу субъектов).

§ 4. Виды правовых актов управления

Классификация правовых актов управления имеет важнейшее значение не только для содержательного познания сущности института правового акта управления, но и для практического применения административных актов, для их поиска и эффективной работы с ними.

1. В зависимости от юридических  свойств (или по юридическому  содержанию) правовые акты управления подразделяются на нормативные, индивидуальные и смешанные.

Нормативные административные акты —  это акты подзаконного административного  нормотворчества (или правоуста-новительные  акты), в которых:

содержатся нормы права и  конкретизируются нормы актов высшей юридической силы, находящиеся в законодательных актах, а также предусматривается механизм их реализации;

определяются типовые правила  поведения в сфере публичного управления (например, правила проведения контрольно-надзорных мероприятий; порядок наложения административных взысканий);

устанавливается организационно-правовой статус звеньев и органов исполнительной власти, непосредственно подведомственных Президенту РФ и Правительству РФ;

реализуется механизм обеспечения  конституционного статуса граждан  РФ, иностранцев и лиц без гражданства, а также общественных объединений (например, об образовании, социальной защите);

устанавливаются необходимые запреты  и ограничения;

представляются специальные права и возлагаются специальные обязанности в сфере государственного управления (например, при объявлении чрезвычайного положения, введении карантина);

формируются условия взаимодействия и координации деятельности различных  участников управленческих отношений;

проводятся в жизнь социально-экономические  программы (приватизации, демонополизации, конверсии оборонной промышленности и пр.).

К нормативным относятся акты:

изданные в установленном порядке  управомоченным на то органом государственной  власти, органом местного самоуправления или должностным лицом;

устанавливающие правовые нормы (правила  поведения);

обязательные для неопределенного  круга лиц;

рассчитанные на неоднократное  применение;

действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

Индивидуальные правовые акты управления в отличие от нормативных носят  четко выраженный правоисполнительный (правоприменительный) характер (их иногда называют правоприменительными актами управления). Они не содержат норм права, устанавливающих общеобязательные правила поведения для неограниченного круга лиц. Под правовым актом индивидуального характера понимается акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц. Это решения, относящиеся к конкретным вопросам управленческой сферы; они принимаются для реализации нормативных правовых актов. По своему содержанию индивидуальные правовые акты управления — это распорядительные правовые акты, в которых находит выражение конкретное юридически властное волеизъявление субъекта исполнительной власти, обращенное к конкретному субъекту (т. е. они адресованы отдельным лицам и носят разовый характер правоприменения).

В смешанных актах могут содержаться  как нормативное предписание, так  и индивидуальное, адресованное конкретному субъекту управленческой деятельности распоряжение (в связи с допущенным, например, им нарушением) или решение по конкретному управленческому делу (спору). Таким образом, смешанные акты управления включают как нормы права (общеобязательные правила), так и индивидуальные конкретные решения (распоряжения, поручения, необходимость соблюдения каких-то особых правил и т. д.), предписания для органов управления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

2. В зависимости от функциональной роли и значения акта управления (или в зависимости от выполняемой функции) можно выделить акты управления:

а)  направленные на информационное обеспечение деятельности государственных  органов, т. е. сбор, получение, обработку, анализ информации, необходимой для осуществления государственной (управленческой) деятельности, т. е. для информационного обеспечения управления;

б)  устанавливающие режимы прогнозирования  и моделирования развития системы  государственного управления, государственных органов, стандартов государственного управления;

в)  определяющие вопросы планирования (направления, пропорции, темпы, количественные и качественные показатели развития тех или иных процессов в системе  государственного управления);

г)  посвященные реализации функции организации, т. е. формированию системы государственного управления;

д)  содержащие элементы распорядительства, т. е. оперативного регулирования управленческих отношений, возникающих по поводу осуществления  полномочий государственных органов  и должностных обязанностей. Правовые акты управления (приказы, распоряжения, указания, инструкции, правила) направлены на обеспечение режима должной государственной деятельности;

е)  вводящие руководящие правила, т. е. обеспечивающие руководство (закрепление правил и нормативов деятельности и отдельных действий государственных органов — государственных служащих, должностных лиц, управляемых объектов), а также общее руководство (определение содержания государственной деятельности, например управленческой);

ж)  имеющие координационный потенциал, т. е. выполняющие в первую очередь функцию координации — согласование деятельности различных государственных органов для достижения общих целей и задач государственного управления;

з)  регламентирующие порядок проведения надзора и контроля в различных отраслях или сферах, т. е. устанавливающие соответствие или несоответствие фактического состояния системы государственного управления и ее структуры требуемому стандарту и уровню, изучающие и оценивающие результаты общего функционирования государственных органов, а также конкретных действий субъектов управления;

Информация о работе Контрольная работа по "Административному праву"