Контрольная работа по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 05:30, контрольная работа

Краткое описание

Понятие и виды управленческих действий
§ 1. Понятие формы управленческих действий
§ 3. Виды форм управленческих действий

Вложенные файлы: 1 файл

административное право для студентов.doc

— 470.50 Кб (Скачать файл)

Структура нормативного правового  акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования. Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия нормативного правового акта, то в проекте дается вступительная часть — преамбула. Положения нормативного характера в преамбулу не включаются. Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию. Значительные по объему нормативные правовые акты могут делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки. В случае воспроизведения в нормативном правовом акте отдельных положений иных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих государственной регистрации, либо ссылки на них необходимо указывать их наименование, полное наименование федерального органа исполнительной власти, издавшего (принявшего) акт, дату издания (принятия), номер, а также регистрационный номер, присвоенный им Министерством юстиции РФ при государственной регистрации, и дату государственной регистрации.

Подготовленный проект нормативного правового акта до его подписания (утверждения) должен быть проверен на соответствие законодательству РФ, а  также правилам русского языка и  завизирован руководителем юридической службы федерального органа исполнительной власти. В подписанном (утвержденном) нормативном правовом акте должны быть указаны:

1)  наименование органа (органов), издавшего акт;

2)  наименование вида акта  и его название;

3) дата подписания (утверждения) акта и его номер;

4)  наименование должности и  фамилия лица, подписавшего акт.

Нормативный правовой акт, изданный совместно  с другими федеральными органами исполнительной власти, должен иметь  соответствующие номера и единую дату.

В настоящее время государственная регистрация ведомственных нормативных правовых актов проводится в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (далее — Правила). В дополнение к этим Правилам были изданы Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации. Имеется также отдельная процедура государственной регистрации нормативных правовых актов, которые содержат условия эмиссии ценных бумаг субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг. Государственная регистрация указанных актов осуществляется Министерством финансов РФ.

Государственная регистрация ведомственных  нормативных актов играет важную роль в обеспечении как законности административных актов, так и единства правового пространства России. Тем самым ограничивается ведомственный произвол, пресекается бесконтрольность в осуществлении органами исполнительной власти своих нормотворческих функций.

На государственную регистрацию  нормативные правовые акты направляют:

а)  федеральные органы исполнительной власти (министерства РФ, государственные  комитеты РФ, федеральные службы, федеральные  комиссии, российские агентства, органы федерального надзора);

б)  иные органы и организации, нормативные  правовые акты которых в соответствии с законодательством РФ подлежат государственной регистрации в  Министерстве юстиции РФ (например, Центральный банк РФ).

Министерство юстиции РФ обладает полномочиями по осуществлению нормоконтроля в связи с государственной регистрацией нормативных правовых актов органов федеральной исполнительной власти. Однако оно не имеет права признавать противоречащие нормам Конституции РФ и иным федеральным законам нормативные акты управления недействующими (или незаконными).

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты:

1)  затрагивающие права, свободы  и обязанности человека и гражданина;

2)  устанавливающие правовой  статус организаций;

3)  имеющие межведомственный характер, т. е. содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвер-

дившего (двух или более федеральных  органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт;

4)  независимо от срока их  действия (постоянно действующие  или временные, т. е. принятые  на определенный срок);

5)   содержащие сведения, составляющие  государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

При этом на государственную регистрацию  направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных  признаков, так и несколькими.

Не подлежат представлению на государственную  регистрацию:

1)  индивидуальные правовые акты: акты персонального характера (о назначении или освобождении от должности, о поощрении или наложении взыскания и т. п.); акты, действие которых исчерпывается однократным применением; акты, срок действия которых истек; акты оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);

2)  акты, которыми решения вышестоящих  государственных органов доводятся  до сведения органов и организаций  системы федерального органа  исполнительной власти;

3)  акты, направленные на организацию  исполнения решений вышестоящих органов или собственных решений федеральных органов исполнительной власти и не содержащие новых правовых норм;

4) технические акты (ГОСТы, СНиПы,  СанПиНы, тарифно-квалификационные  справочники, формы статистического  наблюдения и т. п.), если они  не содержат правовых норм;

5)  акты рекомендательного характера.  Государственная регистрация нормативных  правовых актов

осуществляется Министерством  юстиции РФ, которое ведет Государственный  реестр нормативных правовых актов  федеральных органов исполнительной власти.

Государственная регистрация нормативного правового акта включает:

1)  юридическую экспертизу соответствия  этого акта законодательству  РФ;

2)  принятие решения о необходимости  государственной регистрации данного  акта;

3)  присвоение регистрационного номера;

4)  занесение в Государственный  реестр нормативных правовых  актов федеральных органов исполнительной  власти.

Государственная регистрация нормативных  правовых актов производится Министерством  юстиции РФ в срок до 15 дней с даты получения акта. В случае необходимости срок регистрации может быть продлен Министерством юстиции РФ, но не более чем на 10 дней, а в исключительных случаях — до одного месяца.

В регистрации нормативного правового акта может быть отказано, если при проведении юридической  экспертизы будет установлено несоответствие этого акта законодательству РФ.

Нормативный правовой акт  может быть возвращен Министерством  юстиции РФ федеральному органу исполнительной власти без регистрации по просьбе  федерального органа исполнительной власти, представившего этот акт на государственную регистрацию. В этом случае федеральный орган исполнительной власти направляет в Министерство юстиции РФ соответствующее письмо, подписанное руководителем или заместителем руководителя федерального органа исполнительной власти.

При принятии решения о  государственной регистрации нормативный  правовой акт заносится в Государственный  реестр нормативных правовых актов  федеральных органов исполнительной власти с присвоением ему регистрационного номера.

В течение суток после государственной регистрации подлинник нормативного правового акта с присвоенным ему регистрационным номером направляется Министерством юстиции РФ в федеральный орган исполнительной власти, представивший акт на государственную регистрацию.

При опубликовании и рассылке нормативного правового акта указание на номер и дату государственной регистрации является обязательным.

Акт, признанный Министерством  юстиции РФ не нуждающимся в государственной  регистрации, подлежит опубликованию  в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, утвердившим акт, в определенном соответствующими органами исполнительной власти источнике. При этом порядок вступления данного акта в силу также определяется федеральным органом исполнительной власти, издавшим акт.

В случае обнаружения несоответствия действующего нормативного правового  акта, а также акта, содержащего  правовые нормы и не прошедшего государственную  регистрацию, Конституции РФ, федеральным  конституционным законам, федеральным  законам, указам и распоряжениям Президента РФ, постановлениям и распоряжениям Правительства РФ Министерство юстиции РФ представляет в Правительство РФ предложение об отмене или приостановлении действия такого акта с обоснованием и проектом соответствующего распоряжения.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» в течение 10 дней после дня их регистрации, а также в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» издательства «Юридическая литература» Администрации Президента РФ, который издается не реже двух раз в месяц. Официальным также считается указанный Бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система».

Контроль за правильностью и своевременностью опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляет Министерство юстиции РФ.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления в силу.

§ 8. Правовые акты управления субъектов Российской Федерации

Система исполнительных (и  законодательных) органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Образование, формирование и деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ регулируются Конституцией РФ, федеральными законами, а также конституцией республики, уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Акты субъектов РФ по своим признакам, предъявляемым к ним требованиям, юридическому значению, роли в процессе регулирования общественных отношений можно сравнить с уже рассмотренными актами управления, принимаемыми на уровне федеральной исполнительной власти, поскольку цель и назначение института правовых актов управления на уровне как Российской Федерации, так и ее субъектов практически одинаковы.

Акты высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего  исполнительного органа государственной  власти субъекта РФ) и акты высшего  исполнительного органа государственной  власти субъекта РФ, принятые в  пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте РФ.

Акты высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего  исполнительного органа государственной  власти субъекта РФ), акты высшего исполнительного  органа государственной власти субъекта РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, конституции (уставу) и законам субъекта РФ.

В субъектах РФ приняты специальные  законы этих субъектов, посвященные  нормативным правовым актам, процедуре  их подготовки, издания, вступления в  законную силу и порядку опубликования. В таких региональных законах  устанавливаются понятие нормативных правовых актов субъекта РФ, их виды, порядок (процедура) подготовки и принятия, правовой режим их действия, опубликования и вступления в юридическую силу. Анализ нескольких региональных законов о нормативных правовых актах субъектов РФ показывает, что во многом они похожи, часто дословно повторяют друг друга.

В федеративном государстве, которое  организует и осуществляет свою государственную  власть и деятельность по принципу разделения властей, законы субъектов  РФ неизбежно будут дублировать основные положения соответствующего «рамочного» федерального закона (однако федеральный закон о нормативных правовых актах пока не принят). Вместе с тем в нем в той или иной степени будут устанавливаться и некоторые особенности административно-правового регулирования, свойственного именно тому или иному субъекту РФ. Хотя правовая материя правовых актов управления должна оставаться одинаковой как на уровне Федерации, так и в ее субъектах, ибо акты управления — важнейшие регуляторы общественной и государственной жизни, а потому они должны базироваться на самых высоких принципах, пронизывающих их правовое содержание и правотворческие характеристики.

Информация о работе Контрольная работа по "Административному праву"