Контрольная работа по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 09:40, контрольная работа

Краткое описание

Целью написания данной работы является рассмотрение прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления, а также способы обеспечения законности при осуществлении государственного управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить права и обязанности граждан в сфере государственного управления;
2. Рассмотреть виды обращений граждан;
3. Выяснить способы обеспечения законности при осуществлении государственного управления.

Содержание

Введение 3
1. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления. Обращение граждан 4
1.1. Права граждан в сфере государственного управления 4
1.2. Обязанности граждан в сфере государственного управления 11
1.3. Обращения граждан 13
2. Обеспечение законности при осуществлении государственного управления 15
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

Административное право 2012.docx

— 73.31 Кб (Скачать файл)

Что касается личной неприкосновенности, то право на нее не охватывается случаями, когда поведение гражданина является противоправным. К гражданам, совершившим правонарушения, может быть применено физическое насилие и иные меры принуждения в целях пресечения правонарушения, обеспечения производства по делу и обеспечения выполнения постановления о применении взыскания (применение приемов борьбы, личный досмотр и др.).

2. Неприкосновенность жилища означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на оснований судебного решения.                                          

Законодательством предоставлено право проникать  в жилище против воли проживающих  в них лиц, например: работникам полиции в установленных случаях; уполномоченным должностным лицам налоговой инспекции в отдельных случаях, связанных с контролем соблюдения налогового законодательства; уполномоченным должностным лицам налоговой полиции — в жилые помещения используемые налогоплательщитком для  извлечения дохода (прибыли) и обследовать их с целью выполнения налоговой полицией возложенных на нее задач; военнослужащие внутренних войск — при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, либо при наличии достаточных данных полагать, что в жилище совершено или совершается преступление либо произошел несчастный случай.

  1. Право на передвижение. Каждый, кто законно находится на территории  Российской  Федерации,  имеет  право  свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Лица, находящиеся на территории Российской Федерации, могут свободно выезжать за ее пределы. Правом беспрепятственного возвращения в Российскую Федерацию обладают только ее граждане. Порядок реализации этих конституционных прав регламентируется Федеральным законом, принятым Государственной Думой 18 июля 1996 года, «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Им регламентируется порядок осуществления указанных прав как гражданами Российской Федерации, так и иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Данным  законом предусмотрены основания  и порядок ограничения права  гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации, а  также устанавливается, что он не может быть лишен права на въезд  в Российскую Федерацию. Выезд гражданина Российской Федерации не влечет для него, его супруга или близких родственников каких-либо ограничений прав.

Въезд и выезд граждане Российской Федерации  осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина за пределами Российской Федерации. Такими основными документами являются паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка (удостоверение моряка). Порядок оформления, выдачи и изъятия этих документов определяется указанным законом.

Иностранные граждане и лица без гражданства  при въезде в Российскую Федерацию  обязаны предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые в Российской Федерации в этом качестве, и визу, выданную дипломатическим представительством или консульским учреждением за пределами территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Случаи  возможных временных ограничений  права гражданина Российской Федерации  на выезд оговорены в самом  законе и касаются они лиц, обладающих сведениями, которые относятся законом  Российской Федерации о государственной  тайне к сведениям особой важности и совершенно секретным. При этом возможность временного ограничения должна быть оговорена в трудовом договоре (контракте). Кроме того, ограничен определенными сроками выезд за границу лиц, призванных на военную службу; задержанных по подозрению в совершении преступления либо привлеченных в качестве обвиняемых; осужденных за совершение преступления; уклоняющихся от исполнения обязательств, наложенных судом; сообщивших о себе заведомоложные сведения при оформлении документов для выезда.

4. Право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну. Перечень таких сведений определяется федеральным законом.

Осуществление  этого  права  регламентируется  Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «О средствах массовой информации», а также отдельными Указами Президента Российской Федерации, направленными на обеспечение этого права. При Президенте действует Суд по информационным делам.

Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах безопасности Российской Федерации, регулируются Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года «О государственной тайне».

5. Право граждан на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, закреплено в ст. 53 Конституции Российской Федерации. Гражданский кодекс РФ предусматривает право граждан на возмещение вреда, причиненного также органами местного самоуправления и их должностными лицами.

Вред, причиненный гражданину незаконными  действиями (бездействием) указанных органов и должностных лиц, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. По этим же основаниям и в таком же порядке подлежит возмещению вред, причиненный гражданину в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры. Однако вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц этих правоохранительных органов, а также суда. Порядок возмещения вреда в таких случаях должен определяться законом.

Возмещение  вреда гражданину в рассмотренных  случаях по своей сути представляет собой один из гражданско-правовых способов, во-первых, защиты законных прав и интересов граждан, а, во-вторых, укрепления законности в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц во взаимоотношениях с гражданами. При этом следует иметь в виду, что в широком смысле органы прокуратуры, суда также относятся к органам государственной власти, а их ответственность выделяется исходя из специфики выполняемых ими функций.

Для правильного понимания значения этих и иных конституционных прав для реальной жизни людей необходимо иметь в виду, что:

во-первых, права и свободы могут быть ограничены федеральным законом  только в той мере, в какой это  необходимо в целях защиты основ  конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Но понимание «меры», «необходимости», «целей»   может быть различным и всегда привязано к их пониманию заинтересованными властными структурами;

во-вторых, закрепление ряда прав сопровождается бланкетными   нормами, предусматривающими издание закона, регламентирующего   возможность и режим их осуществления (например, случаи проникновения в жилище против воли проживающих в нем лиц, перечень сведений, составляющих государственную тайну и т.д.), определяется  федеральными законами;                                    

  в-третьих, ограничения некоторых  прав возможно на основании   судебного решения (например, ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и т.д.); но такие решения в свою очередь должны быть основаны на законе;

в-четвертых, многие права закрепляются без подобных оговорок, однако их осуществление  будет невозможно без издания  закона, устанавливающего режим и  механизм их осуществления (например, право на передвижение, право на объединение, право на благоприятную   окружающую среду и др.);

в-пятых, ряд положений Конституции Российской федерации, посвященных правам, в  действительности представляет собой  декларации, провозглашающие цели, к которым необходимо стремиться.

Из  всего этого следует, что осуществление  провозглашенных в  Конституции Российской Федерации 1993 года прав потребует обновления или издания новых законов, отвечающих реальным условиям социально-экономической и общественно-политической обстановки в обществе.

Конституция Российской Федерации содержит принципиально  важную оговорку о том, что перечисление в ней основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. За их пределами граждане Российской Федерации имеют и другие права, в том числе и входящие в содержание их административно-правового статуса. Например, право на изменение фамилии, имени и отчества, право на управление транспортными средствами, право на донорство, на приобретение оружия и др.

Граждане, достигшие 18-летнего возраста, имеют  право на изменение фамилии, имени и отчества. Этот вопрос решается по инициативе самих граждан органами загса в соответствии с Законом СССР от 3 июля 1991 г. «О порядке перемены гражданами СССР фамилий, имен и отчеств». Не допускается изменение фамилии, имени и отчества, если заинтересованное в этом лицо находится под следствием, судом или у него имеется судимость, а также в случае возражения со стороны заинтересованных государственных органов.

Право на донорство крови и ее компонентов  закреплено Законом Российской Федерации  от 9 июня 1993 года, Законом Российской Федерации от 22 декабря 1992 года «О трансплантации органов и (или) тканей человека».

Реализуя свой правовой статус в сфере государственного управления, граждане вступают в самые разнообразные  административные правоотношения. Они  возникают, изменяются или прекращаются по поводу реализации гражданами принадлежащих  им прав (право на поступление в  высшее учебное заведение); в связи  с выполнением возложенных на граждан обязанностей (обязанность  гражданина представить на технический  осмотр принадлежащий ему автомобиль); ввиду нарушения органами государственного управления и местного самоуправления и их должностными лицами прав и законных интересов граждан; по факту нарушения гражданами их административно-правовых обязанностей, влекущего ответственность за административные правонарушения или дисциплинарные проступки.

Органы исполнительной власти действуют на основе законов, но многие из них при этом обладают правом издания нормативных актов, которые  регулируют деятельность предприятий, учреждений и организаций, а также  граждан, т.е. участвуют в определении  их прав и обязанностей. Гражданин  может, конечно, не реализовать право, предоставленное ему, но он не может  отказаться от самого этого права, поскольку  оно установлено властным путем - законом или на основе закона. Все  это связано с тем, что государственный  орган, должностное лицо, осуществляющее исполнительно-распорядительную деятельность, действует по поручению государства, выражает государственную волю, участвует  в выполнении функций государства, обеспечивая и защищая административно-правовой статус

Обязанности граждан  в сфере государственного управления

 

Граждане  Российской Федерации, имея права, вместе с тем выполняют возложенные на них законом обязанности. Конституция Российской Федерации акцентирует внимание на равенстве не только прав, но и обязанностей граждан. К ним Конституция относит обязанность платить законно установленные налоги и сборы; сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природным богатствам; защищать Отечество. Этот весьма ограниченный круг обязанностей в действительности гораздо многообразнее в силу того, что обязанностью граждан является соблюдение Конституции Российской Федерации и законов. Законность и правопорядок предполагают, чтобы граждане не только в полной мере могли использовать данные им права и свободы, но и с наилучшим результатом выполняли свои обязанности.

Важнейшей обязанностью граждан, как субъектов административного  права является соблюдение ими административно-правовых норм и основанных на них законных требований органов государственной  власти и местного самоуправления, их должностных лиц.

В Конституции, законах и  других актах предусмотрен целый  ряд гарантий, т.е. специальных экономических, политических, организационных и  юридических (в том числе административно-правовых) мер, направленных на реализацию и охрану прав и свобод граждан от каких-либо нарушений. Эти гарантии могут быть судебными и внесудебными (административными).

Судебная защита прав и  свобод гражданина может осуществляться в соответствии с внутригосударственным  законодательством, а также международными договорами РФ.

Статьи 18 и 46 Конституции  особо подчеркивают роль судов в  защите прав и свобод граждан. Каждому  гарантируется судебная защита его  прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной  власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных  лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой зашиты.

В современном законодательстве России заметна тенденция к расширению возможностей судебной защиты прав и  свобод граждан, а также совершенствованию  процессуального законодательства в этой области. Суды во все возрастающем объеме рассматривают дела, вытекающие из административно-правовых отношений или касающиеся административно-правовых споров. Особо велика роль Конституционного Суда России, разрешающего дела о конституционности правовых актов, в том числе непосредственно связанных с конституционными правами, свободами и обязанностями граждан.

Административные  гарантии реализуются во внесудебном  порядке. Реализуются органами государственного управления в рамках управленческой компетенции.

Роль  органов государственного управления, местного самоуправления и их должностных  лиц в реализации прав и свобод граждан, выполнение ими своих обязанностей определяется тем, что они занимаются непосредственным исполнением законов, а также наделены обширными юрисдикционными полномочиями, использование которых часто имеет адресатом права, свободы и обязанности граждан.

Конституцией  РФ закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Информация о работе Контрольная работа по "Административному праву"