Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 01:02, реферат
Административное право - самостоятельная отрасль правовой системы России и несет свои отличительные признаки с учетом своей направленности и стоящих перед ней задач. “ Административное право есть совокупность норм, регулирующих государственную деятельность в области внутреннего управления и вытекающие из этой деятельности юридические отношения между властью и гражданами” - писал в 1929г. В. Хоболевский.
Введение……………………………………………………………………...……..3
1. Понятие и сущность административного права……………………………….4
2.Система административного права РФ……………………………………...…7
3. Источники административного права РФ…………………………………….8
4. Субъекты административного права РФ……………………………………..11
Заключение………………………………………………………………….…….17
Список литературы……………………………………………………………….18
Содержание
Введение…………………………………………………………
Введение
Административное право
- самостоятельная отрасль
1. Понятие и сущность административного права
Административное право - одна из самых больших и сложных отраслей правовой системы России. Это определяется разнообразием задач, стоящих перед ней. Для каждой из сфер общества необходимы свои административно - правовые нормы, охватывающие их деятельность. Нет ни одной сферы жизни общества, в которой не участвовала бы государственная администрация. А в ряде сфер - в обороне, государственной безопасности, охране общественного порядка, здравоохранении, народном образовании, транспорте, связи, энергетике - ее роль является решающей. Административное право - очень важная отрасль права, так как роль государственной администрации в России очень велика. От нее зависит эффективность управления и реализация гражданами многих прав. Отрасли права отличаются друг от друга прежде всего по предмету и методу правового регулирования.
Предмет административного
права - совокупность общественных отношений,
складывающихся в процессе организации
и деятельности исполнительной власти. В самой общей форме можно сказать, что
административное право - управленческое
право. Оно реализует отношения, возникающие
в ходе формирования и функционирования
государственной администрации, и “ обслуживает”
сферу государственного и муниципального
управления. Управление существует во
всех сферах общественной жизни, эта деятельность
велика по объему и разнообразна по содержанию.
Во многих случаях управленческая деятельность
настолько специфична, настолько связана
с особым видов управляемой деятельности,
что ее регламентируют нормы не административного,
а других отраслей права. Так, управленческая
деятельность администрации предприятий,
учреждений в отношении их работников
реализует трудовое право, дознание и
предварительное расследование - уголовно
- процессуальное право, управленческие
отношения, связанные с финансами, - финансовое
право. Поэтому в определении предмета
административного права необходимо сделать
уточнение: оно регулирует все управленческие
отношения, за исключением тех, которые
закреплены другими отраслями права РФ.
Предмет административного права можно
разделить на две части:
Нормы административного права регулируют большой комплекс управленческих отношений, возникающих в связи с государственными и общественными отношениями.
Значительна роль административных
средств правоохранительного
Административное право призвано регулировать те общественные отношения, которые возникают, складываются, развиваются и прекращаются в сфере управления. Все подобного рода общественные отношения так или иначе связаны с процессом осуществления исполнительно - распорядительной деятельностью общественного государства. А это означает, что административное право свое регулирующее воздействие оказывает на те виды общественных отношений, которые возникают непосредственно в связи с осуществлением задач государственного управления, с практической деятельностью органов государственного управления по руководству хозяйственным, социально - культурным и административно - политическим строительством. Вместе с тем эти общественные отношения возникают по поводу осуществления органами государственного управления исполнительно - распорядительных функций. Следовательно, предмет административного права составляют фактически управленческие общественные отношения.
Правовое регулирование общественных отношений в сфере государственного управления осуществляется путем установления закрепленных в нормах административного права правил поведения, юридически обязательных для всех участников регулируемых отношений.
Устанавливая такие правила, государство по существу создает определенный правовой режим реализации управленческих функций и возникающих в этой связи отношений. Конкретное общественное отношение является управленческим, а потому и подпадает под регламентирующее воздействие административного права в следующих случаях. Во - первых, когда в нем обязательно участвует соответствующий орган государственного управления (должностное лицо). Во - вторых, когда этот орган практически реализует полномочия, предоставленные ему для осуществления управленческой деятельности.
Дело в том, что далеко не всякое общественное отношение в сфере деятельности органов государственного управления и с их участием является управленческим. Как уже говорилось выше, эти органы могут совершать и такие действия, которые регулируются нормами других отраслей права. Например, они могут заключать имущественные сделки.
Такого рода действия регулируются гражданским правом. Приобретая имущество, соответствующий орган управления, конечно, не осуществляет исполнительно - распорядительную деятельность, он реализует свои имущественные права. Следовательно, только тогда, когда данный орган фактически осуществляет исполнительно - распорядительную деятельность, возникают такие общественные отношения, которые действительно являются управленческими, а поэтому и подпадают под административно - правовое регулирование.
Административное право как отрасль права представляет собой в общем виде огромный, разобранный на множество нормативных актов конгломерат различных правовых норм. Чтобы привести такое собрание норм в стройный порядок, наука распределяет их по группам, из которых каждая образует институт. В результате создаётся стройная система норм административного права. На сегодняшний день административное право знает две основные системы: институционную и отраслевую.
Институционная система,
представляющая собой перенос гражданско-
Отраслевая система
административного права
- Управление экономической сферой.
- Управление промышленным комплексом;
- Управление агропромышленным комплексом;
- Управление транспортно-дорожным комплексом и связью;
- Управление в сфере экологии;
- Управление финансами и кредитом.
- Управление в социально-культурной сфере.
- Управление образованием;
- Управление в области науки;
- Управление в области культуры;
- Управление в области труда и социального развития;
- Управление здравоохранением.
- Управление в административно-политической сфере.
- Государственное управление в области обороны;
- Управление в области безопасности;
- Управление в области внутренних дел;
- Управление иностранными делами;
- Управление в области юстиции.
Нормы данных правовых институтов
регулируют отраслевые управленческие
отношения, специфику каждой отдельной
отрасли. Они образуют так называемую
особенную часть
Юридические нормы нуждаются во внешних формах своего выражения. Они должны быть оформлены так, чтобы с ними могли познакомиться люди, которым они адресованы. Нормы права включают пункты, параграфы в акты государственных органов. Такие акты, если они содержат правовые нормы, являются источниками права, внешними причинами его выражения. Источниками административного права являются акты государственных органов, в которых содержатся административно - правовые нормы. Важнейшей особенностью отрасли являются разнообразие и множество источников юридических норм. Это детерминировано предметом отрасли: разнообразием и большим числом управленческих отношений, необходимостью своевременного юридического опосредования социальных процессов, объективной потребностью исполнительной власти. Для правовой регламентации управления нужно большое число законов и еще большее число конкретизирующих их подзаконов, нормативных актов. Существует значительное число чисто административно - правовых источников. Но много “ смешанных” многоотраслевых, в которых одновременно могут быть нормы разных отраслей права (например, административного и уголовного).
В зависимости от того,
кем приняты акты, содержащие нормы,
а значит, и по их юридической
силе все источники
К этому классу нормативных актов относятся также акты органов исполнительной власти республик, входящих в РФ (Президента, правительства, министерства и других органов республики).
III. Союзные акты (акты органов бывшего
СССР). Существование третьего типа источников
связано с тем, что вплоть да начала 1992
года в числе источников административного
права преобладали акты высших и центральных
органов СССР. После распада СССР эти акты
продолжают действовать на территории
РФ при двух условиях:
IV. Международные акты. В соответствии
с Конституцией РФ “
Единого административного кодекса нет и его невозможно создать. Во - первых, потому, что нельзя в один акт поместить такое огромное число норм, которого требует правовое регулирование управления. Во - вторых, кодификация означала бы чрезмерную централизацию правотворчества, лишение органов исполнительной власти в центре и на местах возможности регулирования общественных отношений.
В чем же заключается основная доминирующая роль источников права в формах выражения административного права.
Под источниками административного
права понимают различные формы
его выражения, в которых норма
административного права
Субъект права в любой отрасли права - это обладатель , носитель определенных прав и обязанностей , которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей , полномочий , возложенных на него правовым актом , участием в жизни общества , коллектива , государства. В административном праве нормы реализуются гражданами , их объединениями , государственными органами и т.д. , которые и являются в этом случае субъектами административного права , носителями конкретных прав и обязанностей. Полномочия , которыми наделены субъекты административного права , имеют определенные особенности по своему характеру , объему , формам выражения. Полномочия субъектов административного права могут выражать право гражданина на получение высшего образования или занятия предпринимательской деятельностью или только обязанности , например , обязанность граждан и организаций блюсти правила общественного порядка , благоустройства , являться в правоохранительные органы по их вызову и т.д. Есть полномочия , состоящие из правообязанностей , например , право обучаться в образовательном учреждении и обязанность получить там определяемый государством обязательный минимум образования . Полномочия , которыми наделен субъект административного права , предоставляются ему в одних случаях по его желанию , например , гражданин обращается с заявлением в государственный орган , в другом случае - вопреки его желанию , например , лицо при привлечении его к административной ответственности , наделяется обязанностями исполнить меру административного взыскания , имея при этом определенные права и обязанности , в том числе по принудительному исполнению. Права и обязанности субъекта административного права образуют его правовой статус.
Информация о работе Контрольная работа по административному праву