Механизм административно-правового регулирования общественных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 17:39, контрольная работа

Краткое описание

Категория административно-правового регулирования позволяет глубже познать юридическую часть политической надстройки, раскрыть органическое единство всех правовых явлений и одновременно определить место каждого из них в системе юридического воздействия. Кроме того, категория административно-правового регулирования дает возможность сосредоточить внимание на таких правовых явлениях, которые при обычных условиях состояния науки находятся как бы в тени устоявшихся понятий, иногда выполняют роль вспомогательных, дополнительных факторов

Вложенные файлы: 1 файл

Админ. Пр..docx

— 38.68 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Общество объективно нуждается в установлении определенной организованности в системе общественных отношений. Эта организованность общества сообщается ему действием различных закономерностей и факторов объективного и субъективного порядка.

Категория административно-правового регулирования позволяет глубже познать юридическую часть политической надстройки, раскрыть органическое единство всех правовых явлений и одновременно определить место каждого из них в системе юридического воздействия. Кроме того, категория административно-правового регулирования дает возможность сосредоточить внимание на таких правовых явлениях, которые при обычных условиях состояния науки находятся как бы в тени устоявшихся понятий, иногда выполняют роль вспомогательных, дополнительных факторов. К таким понятиям относятся, например, предмет административно-правового регулирования, метод административно-правового регулирования, которые обычно использовались лишь как инструменты научного построения системы права. Далее, категория административно-правового регулирования позволяет ввести в юридическую науку новые понятия, как, например, механизм административно-правового регулирования, структура административно-правового регулирования и т. д.

Общее назначение административно-правового регулирования общественных отношений состоит в том, что с его помощью достигается установление и организация процесса реализации прав и юридических обязанностей различными субъектами общественных отношений. Таким путем правовое регулирование придает общественным отношениям определенность и устойчивость, поскольку установленное правило, с одной стороны, указывает наиболее целесообразное поведение субъектов при сложившихся обстоятельствах, а с другой стороны, это правило гарантируется содействием, поддержкой и охраной государства с целью непременного достижения преследуемого результата в урегулированных правом общественных отношениях.

Каждая отрасль права имеет свои юридические средства воздействия на общественные отношения, которые определяются предметом, а также целью административно-правового регулирования. Совокупность этих средств юридического воздействия на общественные отношения составляет метод административно-правового регулирования, присущий той или иной отрасли права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятия и основные элементы механизма      административно-правового регулирования.

 

Механизм административно-правового регулирования – это совокупность правовых средств, а также процессов и состояний, которые наступают в волевых общественных отношениях в области государственного управления в результате воздействия на них административно-правовых норм.

Административно-правовое регулирование начинается с издания норм права. Административно-правовые нормы – начальный и ведущий рычаг движения государственной воли к ее исполнителям.

В механизме административно-правового регулирования общественных отношений нормативно-правовые акты выступают с двух позиций: во-первых, они несут участникам регулируемого общественного отношения в области государственного управления информацию о правовых требованиях государства; во-вторых, содержат указания на правовые  элементы ( нормы права, субъективные права и юридические обязанности ,акты реализации права и правоприменительные акты), с помощью которых предполагается достигнуть оптимального согласования воли индивидуумов, их коллективов с государственной волей, т.е. упорядочения общественного отношения в общих интересах субъекта и объекта управления. Эта роль нормативно-правовых актов позволяет считать их систему нормативной основой правового регулирования.

Назначение механизма административно-правового регулирования общественных отношений в сфере государственного управления можно определить как взятую в единстве систему административно-правовых средств, с помощью которых осуществляется результативное правовое регулирование общественных отношений в области хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства.

Механизм административно-правового регулирования можно определить как особое правовое состояние, связанное с регламентацией учреждения и функционирования организационных структур, применением особых методов воздействия на подвластные объекты, связанных с ними управленческих процедур, регулятивных и охранительных специальных правовых режимов, в рамках которых действует государственная администрация в целях обеспечения реализации учредительной и внутриорганизационной деятельности аппарата государственной власти, применения приемов взаимодействия личности и государства, а также выполнения функций по обеспечения безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и классификация норм административного права.

 

Административно-правовая норма предназначена для регулирования управленческих отношений, возникающим в связи с формированием и осуществлением государственного управления и местного самоуправления.

Принципиальная особенность административно-правовых норм состоит в том, что большинство из них являются императивными нормами, содержащие обязательные предписания должностного или возможного поведения субъектов в предписанных ими границах, которые классифицируются на определенные виды по различным основаниям.

В зависимости от юридического назначения административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные. Материальные нормы устанавливают правовое положение участников управленческих отношений: права, обязанности, ответственность. Процессуальные нормы административного права регламентируют порядок реализации прав, обязанностей, ответственности субъектов предусмотренных материальными нормами административного права.

По юридическому содержанию предписания  нормы административного права подразделяются на обязывающие, запрещающие, уполномочивающие, стимулирующие и рекомендательные:

-обязывающая  норма содержит предписания субъектам, на которых оно распространяется, действовать в предусмотренных в норме условиях определенным образом, указанным в данной норме.

-запрещающая  норма указывает на не допустимость совершения действий в условиях, определенных данной нормой.

-уполномочивающая  норма позволяет субъектам в его пределах вариант поведения по своему усмотрению. Так же это касается субъектов публичной власти в применении того или иного варианта действий, указанных в норме.

-стимулирующие  нормы направленны на создание материальной или моральной заинтересованности субъектов в результатах их деятельности.

-рекомендательные  нормы содержат правила возможного поведения, советы наиболее целесообразных решений с точки зрения их эффективности.

По характеру диспозиции административно-правовые нормы делятся на императивные и диспозитивные.

По степени общности выражения правила поведения различают общие и специальные административно-правовые нормы.

По степени полноты изложения правил поведения различают определенные и бланкетные нормы, т. е. в которых само правило поведения не установлено, но дана отсылка к определенным правилам либо указано, какой государственный орган или орган самоуправления может их установить.

В зависимости от государственного устройства и административно-территориального деления различают административно-правовые нормы общефедерального значения, республиканские субъектов РФ, региональные, местные.

По юридической силе выделяют нормы, содержащиеся в законах и подзаконных актах.

В зависимости от адресатов выделяются, в частности, нормы, устанавливающие административно-правовое положение физических лиц; органов государственного управления и местного самоуправления; государственных и муниципальных служащих; организаций.

 С учетом сферы действия надо различать общеобязательные нормы и внутрисистемные нормы.

По действию во времени административно-правовые нормы делятся на ограниченные и не ограниченные сроком действия.

По своему целевому назначению различаются нормы предназначенные для установления, закрепления и развития позитивных процессов в обществе, и нормы, устанавливающие ответственность за определенные виды правонарушений и в качестве таковых нацеленные на развитие указанных процессов.

Основное отличие административно-правовых норм от норм гражданского, уголовного и конституционного права заключается в том, что административно-правовые нормы:

1. Применяются в сфере  государственного управления.

2. Содержат в себе юридически  обязательные правила поведения, адресованные различным субъектам, действующим в сфере государственного  управления.

3. Отсутствие конкретных  санкций в подавляющем большинстве  норм, нормы носят рекомендательный  характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Юридический анализ понятий.

 

а) «внутриорганизационные» и «внешние» административные право-отношения;

Внутренние, или внутриорганизационные отношения закрепляют систему органов исполнительной власти, взаимодействие между ними и их подразделениями, распределение прав, обязанностей и ответственности среди работников аппарата управления государственных и муниципальных органов. Например: организационная деятельность рабочего аппарата, подготовка материалов, помощь комитетам.

Внешние отношения возникают в рамках внешней сферы управления, т.е. непосредственно в процессе реализации функций управления применительно к управляемым объектам. Например: регистрация по месту жительства, предоставление деклараций от должностных лиц, регистрация ТС.

б) «вертикальные» и «горизонтальные» административные правоотношения;

Вертикальными обычно признаются административные правоотношения, основанные на властном подчинении одной из сторон другой, т. е. для создания условий, необходимых для принятия одностороннего юридически-властного решения. Например: отношения между вышестоящими и нижестоящими звеньями механизма исполнительной власти, между руководителями и подчиненными им по службе работниками административно-управленческого аппарата, между исполнительными органами (должностными лицами) и гражданами.

Горизонтальные отношения отличаются от вертикальных тем, что их стороны юридически равноправны, ни одна из них юридически не независима от другой. Так, исполнительные органы часто вступают в отношения друг с другом по поводу согласования различных вопросов либо для подготовки совместных управленческих действий. В соответствии с известной формулой управления они выражают отношения типа “субъект – субъект” в отличие от первого вида отношений, которые полностью соответствуют управленческим связям типа “субъект – объект”. Например: взаимодействие министерств для принятия совместных нормативно-правовых актов, формирование межведомственных комиссий, проведение совместных ревизий.

в) административные правоотношения «власти-подчинения»;

Отношения власти-подчинения характеризуются юридической зависимостью, неравенством сторон при условии, что нормативно-правовым актом установлен данный характер отношений между ними. Например: полномочия одного субъекта по изданию административного акта, обязательного для другого субъекта.

г) правоотношения «договорного типа»;

Отношения  административно-договорного   характера,   носящие   форму различного рода соглашений. Соглашения  возможны  и  между  субъектами исполнительной власти. Элементы административных договоров можно  обнаружить в Федеративном договоре, поскольку в нем определяются  основы  разграничения компетенции  различных  субъектов  исполнительной  власти. Например: договоры между соответствующими  органами  автономных округов  и  краев, федеральные  органы  исполнительной  власти   по   соглашению   с   органами исполнительной власти субъектов федерации могут передавать им  осуществление части  своих  полномочий, на   договорных   началах   определяется   порядок    передачи приватизируемых предприятий.

д) «субординационные» и «координационные» административные правоотношения;

Субординационные отношения базируются на полномочии одного из субъектов использовать распорядительные, контрольные полномочия по отношению к другим участниками отношений. Например, отношения в системе государственной службы, складывающиеся между должностными лицами.

Координационные правоотношения также характеризуются наличием властных полномочий, но они могут быть использованы не только для реализации своей власти, но и для обеспечения эффективной совместной деятельности нескольких субъектов, желающих достичь одной цели и решить схожие задачи. Например: отношения между органами федеральной исполнительной власти — министерствами, государственными комитетами, а также в рамках деятельности самих данных органов. Субординационным и координационным отношениям присуща возможность издания административных актов, которые должны исполняться другими субъектами.

Информация о работе Механизм административно-правового регулирования общественных отношений