Муниципальное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 15:51, курсовая работа

Краткое описание

Местное самоуправление - одно из проявлений народовластия, предполагающее самостоятельное решение населением (непосредственно или через создаваемые им органы) достаточно широкого круга проблем преимущественно местного характера. Они напрямую связаны с жизненными интересами людей, повседневными заботами жителей городских и сельских поселений.
Местное самоуправление - институт глубоко демократичный, поскольку оно приобщает граждан к участию в управлении делами общества и в значительной мере обеспечивает их политические права.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Муниципальное образование как объект управления ……………..………..5
1.1 Понятие «муниципальное образование», основные полномочия муниципального образования………..…………………………………………..5
1.2 Общие характеристики и особенности муниципального образования……………………………..……………………………………..…11
1.3 Правовая основа местного самоуправления в России…………………….15
2. Система управления муниципальным образованием на примере МО г.Абакана Республики Хакасия……………………………………………...….20
2.1 Общая характеристика муниципального образования г.Абакана Республики Хакасия: система управления и структура органов местного самоуправления…………...……………………………………………………..20
2.2 Определение миссии системы управления и условий функционировании…………………………………………...………………….28
Заключение …………………………………………….………………………..36
Библиографический список…………………………………………..…………39

Вложенные файлы: 1 файл

курсак муниципальное Р.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………..3

1. Муниципальное образование как объект управления ……………..………..5

1.1 Понятие  «муниципальное образование», основные полномочия муниципального  образования………..…………………………………………..5

1.2 Общие характеристики и особенности муниципального  образования……………………………..……………………………………..…11

1.3 Правовая основа местного  самоуправления в России…………………….15

2. Система управления муниципальным образованием на примере МО г.Абакана Республики Хакасия……………………………………………...….20

2.1 Общая характеристика муниципального образования г.Абакана Республики Хакасия: система управления и структура органов местного самоуправления…………...……………………………………………………..20

 2.2 Определение миссии системы управления и условий функционировании…………………………………………...………………….28

 Заключение …………………………………………….………………………..36

Библиографический список…………………………………………..…………39

Приложение

 

Введение

 

Местное самоуправление - одно из проявлений народовластия, предполагающее самостоятельное решение населением (непосредственно или  через создаваемые им органы) достаточно широкого круга проблем преимущественно  местного характера. Они напрямую связаны  с жизненными интересами людей, повседневными  заботами жителей городских и  сельских поселений.

Местное самоуправление - институт глубоко  демократичный, поскольку оно приобщает граждан к участию в управлении делами общества и в значительной мере обеспечивает их политические права.

В Российской Федерации местное самоуправление не только признается, но его функционирование гарантируется как федеральными органами власти, так и органами власти субъектов Федерации. Это  гарантии экономические, юридические, организационные. Экономические гарантии предполагают наличие муниципальной, в том числе земельной, собственности, объекты которой определяются исходя из их значимости для обслуживания данного поселения, например города или поселка. Кроме того, реализация полномочий местного самоуправления обеспечивается достаточными финансовыми ресурсами. Одно из ключевых понятий местного самоуправления – муниципальное образование. Категория «муниципальное образование актуально  для исследования, потому, что является ключевым в изучении местного самоуправления. Оно содержит в себе все элементы местного самоуправления, являясь основой его функционирования, поэтому категория  «муниципальное образование» актуально  для современного исследования.

Актуальность подтверждает и то, что только в последние годы в России складывается система муниципальных образований.

Целью данной работы является изучение муниципального образования. Исходя из поставленной цели вытекают следующие задачи курсового пректа:

  1. дать понятие  «муниципальное образование»;
  2. рассмотреть основные полномочия муниципального образования;
  3. рассмотреть общие характеристики и особенности муниципального  образования;
  4. изучить  правовые основы местного самоуправления в России;
  5. дать общую характеристику муниципального образования г.Абакана Республики Хакасия;
  6. проанализировать и определить миссии системы управления и условий функционировании муниципального образования г.Абакана Республики Хакасия.

Теоретической и методологической базой исследования послужили идеи, концепции. теории, изложенные в трудах отечественных и зарубежных ученых по национальной и региональной экономике, менеджменту и управлению (в частности, теории экономического роста, городского развития, устойчивого развития). Основные методические подходы - это междисциплинарный, системный и программно-целевой, позволившие наиболее эффективно организовать научный поиск для решения поставленных задач.

Кроме традиционно используемых в региональной экономике общенаучных методов исследования (индукция, дедукция, анализ, синтез и др.). применялись и специальные (историко-логический. сравнительный, графоаналитический, экспертный, статистические и др.) методы.

Информационно-эмпирическую базу исследования составили нормативные и законодательные акты РФ, субъекта РФ (Республики Хакасия), статистические данные Федеральной службы государственной статистики, данные Хакасского республиканского комитета Федеральной службы государственной статистики, экспертные оценки, программы социально-экономического развития РХ, статистическая и практическая информация органов местного самоуправления.

 

 

1. Муниципальное образование как объект управления

 

1.1. Понятие  «муниципальное образование», основные полномочия муниципального образования 

Всего на территории Российской Федерации зарегистрировано 11488 муниципальных  образований, в том числе 8427 образований  – сельские администрации, 1512 муниципальных  образований – административные районы, 573 муниципальных образований – города. Территория муниципального образования устанавливается в  соответствии с законами субъектов  Российской Федерации и с учётом исторических и иных местных традиций.

Учредительным актом муниципального образования является устав1. Он принимается представительным органом муниципального образования или населением на местном  референдуме. Чтобы осуществлять свои полномочия, муниципальное образование должно иметь прочную экономическую и финансовую базу. Финансово-экономическую  основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность и  местные финансы. В состав муниципальной  собственности входят средства местного бюджета, имущество земли, муниципальные  предприятия, организации и банки, муниципальный жилищный фонд, муниципальные  учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта.

Закон об общих принципах  организации местного самоуправления устанавливает следующие гарантии местного самоуправления:

  1. Запрет на ограничение прав местного самоуправления;
  2. Обязательность решений органов местного самоуправления и их должностных лиц;
  3. Право обращений органов местного самоуправления и их должностных лиц в органы государственной власти;
  4. Право на судебную защиту

Муниципальное образование  – городское, сельское поселение, или  несколько поселений, объединённых общей территорией, часть поселения, иная населённая территория, в пределах которой осуществляется местное  самоуправление, именуется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы2. Принятые путём прямого волеизъявления граждан управленческие решения, а также решения органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенций, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их форм собственности, органами местного самоуправления и гражданами.

Основные сферы жизни муниципального образования –производственно-экономическая, социально-психологическая и духовно-идеологическая. Соответственно им различают четыре вида управления:

1) управление производством; 

2) экономическое управление;

3) социально-политическое  управление;

4) управление духовной  сферой жизни территории.

Для осуществления деятельности муниципального образования необходимо правовое регулирование как субъекта власти, так и субъекта хозяйствования. Следовательно, муниципальное образование выступает как субъект права. Основным нормативно-правовым актом является устав муниципального образования, в котором отражается его территориальная организация, состав и границы.

Уставом муниципального образования  закрепляется статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов  местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления. При этом срок полномочий депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления не может быть меньше двух лет. Кроме того, устав определяет основание и порядок прекращения их полномочий; организационную структуру местного самоуправления, условия и  порядок организации муниципальной  службы; выборные и иные органы местного самоуправления, являющиеся юридическими лицами. Закрепляются формы, порядок  и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения через такие формы, как местные референдумы, муниципальные выборы, собрания (сходы) граждан и обращения граждан в органы местного самоуправления; устанавливаются основания и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления и предусматриваются возможности отзыва депутатов. Устав муниципального образования может содержать и другие положения об организации деятельности местной власти.

При правовом регулировании всех сфер деятельности в муниципальном  образовании необходимо уделять  внимание правам и обязанностям, свободам и их ограничению, организационным  формам установления и регулирования муниципальных образований как субъектов права.

В соответствии с федеральным законодательством определяется порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления или изменения их границ и наименований.

На основании Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные образования могут создавать ассоциации или  союзы для эффективного функционирования местного самоуправления и решения  проблем местного характера.

В состав ассоциаций или  союзов входят органы местного самоуправления, а не граждане (поэтому эти объединения носят необщественный характер), и не входят коммерческие организации, а  сами ассоциации или союзы не входят в структуру органов государственной  власти и им не адресуются правительственные  распоряжения.

Основные задачи и функции объединений (ассоциаций) экономического взаимодействия:

  • Координация деятельности органов местного самоуправления в целях более эффективного осуществления своих прав и интересов, исходя из исторически сложившегося расселения, перспектив социально-экономического развития, демографических ситуаций и иных местных особенностей;
  • Проведение согласованных мероприятий по стабилизации экономического положения и социальной защите населения;
  • Принятие совместных решений по разработке и реализации местных программ и проектов по проблемам, входящим в компетенцию органов местной власти, и создание необходимых для этого финансовых источников и материальных ресурсов за счёт использования возможностей учредителей объединений (ассоциаций), а так же предпринимательской деятельности структур, создаваемых объединениями, ассоциациями в этих целях.
  • Подготовка предложений по реализации государственной политики в области самоуправления;
  • Подготовка рекомендаций и осуществление органами местного самоуправления организационных мероприятий по реализации федеральных программ и проектов, а также местных соглашений и программ.

Эффективность функционирования системы муниципального управления муниципальным образованием и исполнение функций и обязанностей, возложенных на органы управления функций и обязанностей, возложенных на органы управления зависит от правового регулирования.

В настоящее время правовое регулирование деятельности муниципального образования осуществляется на основе принципа сочетания централизации и децентрализации, т.е. на предоставлении самостоятельности органам власти муниципального образования с одновременным возложением на них определённых обязанностей.

Эти полномочия, с одной стороны, определяются кругом задач, которые  необходимо решать органам местной власти для обеспечения жизнедеятельности муниципального образования. Недостатком  такого подхода является то, что  определённый круг обязанностей может  не выполнять во избежание ответственности. С другой стороны, органы местной власти муниципального образования наделяются государственной властью строго очередной компетенцией и в результате не имеют достаточной свободы в своей деятельности.

В настоящее время общая тенденция распределения полномочий органов власти муниципального образования определяется действующим законодательством, а также правом сложившейся традиции и инициативой органов местного самоуправления.

Компетенция органов государственной власти и местных органов управления муниципального образования распределяется следующим образом: органы государственной власти ведают теми проблемами, которые  представляют интересы государства (оборона, безопасность, внешняя политика и  т.д.); местные органы власти выражают интересы в территориальном аспекте  муниципального образования.

Основные полномочия органов  местной власти муниципального образования:

  • Выступать в качестве юридического лица и в связи с этим заключать договоры и контракты, приобретать и отчуждать имущество, выступать в качестве истца и ответчика в суде, совершать другие юридически значимые действия;
  • Распоряжаться муниципальным имуществом, т.е. устанавливать аренду плату за пользование муниципальной собственностью, устанавливать перечень неотчуждаемых объектов и т. д;
  • Управлять муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями;
  • Устанавливать местные налоги и сборы;
  • Распоряжаться муниципальными финансами;
  • Принимать общеобязательные нормативные правовые акты (постановления, распоряжения).

Информация о работе Муниципальное управление