Нормативный правовой акт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 13:53, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – всестороннее исследование понятия правовой акт государственного управления.
Для достижения сформулированной цели на основе изучения имеющегося теоретического материала, необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и общую характеристику правового акта как формы государственного управления;
2. Выявить характерные черты правового акта государственного управления;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..…………...3-4
1. Правовой акт как форма государственного управления
1.1. Понятие и общая характеристика правового акта государственного управления………………………………………………………………………5-7
1.2.Характерные черты правовых актов государственного управления………………………………………………………………………8-9
1.2. Виды правовых актов государственного управления………........10-12
1.3. Требования к правовым актам государственного управления…..13-14
2. Сравнительный анализ актов государственного управления с другими юридическими актами………………………………………….15-16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………..17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………………18

Вложенные файлы: 1 файл

К.Р.docx

— 42.67 Кб (Скачать файл)

 

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального образования

«Российская академия народного хозяйства

 и государственной  службы 

при Президенте Российской Федерации»

КАЛИНИНГРАДСКИЙ  ФИЛИАЛ

 

КАФЕДРА

ДИСЦИПЛИНА «АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО»

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

 

 

 

 

Выполнил:

 

Проверил:

Оценка ______________

 

 

      

 

 

 

 

КАЛИНИНГРАД

2013

                                                   ПЛАН  РАБОТЫ:

          ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..…………...3-4

1. Правовой акт как форма государственного управления

1.1. Понятие и общая характеристика правового акта государственного управления………………………………………………………………………5-7

1.2.Характерные черты правовых актов государственного управления………………………………………………………………………8-9

    1. Виды правовых актов государственного управления………........10-12
    2. Требования к правовым актам государственного управления…..13-14

2. Сравнительный анализ актов государственного управления с другими юридическими актами………………………………………….15-16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………..17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………………18       

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Правовые акты управления – важное средство практической реализации целей и функций административной власти, основная форма ее исполнительно-распорядительной деятельности.

В целом нормативный акт – это результат правотворческой деятельности компетентных государственных органов, к которой можно отнести выработку и принятие законов и подзаконных актов. Закон – это такой нормативный акт, который издается высшими органами государственной власти. Подзаконные же акты издаются органами управления на основании закона в порядке развития законоположений.

Акты государственного управления – подзаконные акты. Они являются решениями, которые субъекты управления принимают в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственной, социально-культурной, административно-политической областями жизни страны. Это самая большая по объему и разнообразию разновидность юридических актов.

На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что избранная тема весьма актуальна.

Цель данной работы – всестороннее исследование понятия правовой акт государственного управления.

Для достижения сформулированной цели на основе изучения имеющегося теоретического материала, необходимо решить следующие задачи:

  1. Раскрыть понятие и общую характеристику правового акта как формы государственного управления;
  2. Выявить характерные черты правового акта государственного управления;
  3. Рассмотреть виды правовых актов государственного управления;
  4. Провести сравнительный анализ правовых актов государственного управления с другими юридическими актами.

Структура работы построена с учетом сформированной цели и поставленных задач; состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Правовой акт как форма государственного управления

1.1. Понятие и общая  характеристика правового акта государственного управления

 

Акт государственного управления - центральная, ключевая форма государственного управления. Абсолютное большинство управленческих решений реализуются посредством данного инструмента. В литературе встречается определение данной формы как административного акта, правового акта управления и т.п. Все они более или менее корректны и могут применяться наравне с основным. Дело в том, что акт государственного управления в качестве существенной характеристики обладает свойствами правового акта и административного акта одновременно, поскольку является правовой формой государственного управления. Д.Н. Бахрах употребляет также термин "акт государственной администрации"1, обозначая исследуемое явление, поскольку представление указанного ученого о государственной администрации совпадает с представлением о системе субъектов государственно-управленческой деятельности, которую он обозначает термином "администрация"2.

Что же представляет собой акт государственного управления? Прежде всего, акт государственного управления - это правовой документ, содержащий в себе словесно выраженное решение субъекта государственного управления. Сразу отметим, что далеко не все специалисты склоны считать акт государственного управления исключительно словесным письменно выраженным волеизъявлением субъекта государственного управления.

Например, Ю.Н. Старилов разделяет акты управления на словесные (письменные и устные) и конклюдентные, утверждая, что акт управления может осуществляться и в виде жеста регулировщика.

Ю.Н. Старилов приводит следующее развернутое определение акта государственного управления: "Административный акт: - это правовой акт, регулирующий управленческие отношения либо разрешающий конкретное управленческое дело (спор), устанавливающий новый правовой статус субъектов права, обладающий государственно-властным характером, издаваемый субъектами публичного управления в одностороннем административном порядке уполномоченными на то органами и должностными лицами в соответствии с установленной процедурой (в рамках управленческого процесса) с целью достижения целей государственного управления, решения его задач и осуществления управленческих функций"3.

 Ю.М. Козлов определяет  правовой акт управления как "основанное  на законе одностороннее юридически-властное  волеизъявление полномочного субъекта  исполнительной власти, направленное  на установление административно-правовых  норм или возникновение, изменение  и прекращение административно-правовых  отношений в целях реализации  задач и функций исполнительной  власти"4.

Д.Н. Бахрах и С.Д. Хазанов дают более точное определение, указывая, что акт государственной администрации представляет собой "особый вид подзаконных, официальных юридических актов, принимаемых субъектами государственной администрации в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, содержащие односторонние властные волеизъявления и влекущие юридические последствия"5.

Таким образом, под правовым актом управления понимается основанное на законе одностороннее юридически властное воле изъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач и функций государственно-управленческой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Характерные черты правовых актов государственного управления

 

Среди признаков акта государственного управления в теории традиционно выделяют следующие6:

 1) акт государственного управления - это юридическая форма управленческого решения, посредством которой реализуются задачи и функции государственного управления;

 2) издается полномочным субъектом государственного управления в пределах его компетенции, определенной действующим законодательством;

 3) носит юридически-властный характер, т.е. в нем находит свое выражение властная природа государственно-управленческой деятельности;

4) акт государственного управления - это одностороннее волеизъявление субъекта государственного управления;

 5) акт государственного управления императивен, т.е. содержит в себе предписание, безусловно обязательное для адресата;

6) служит юридическим фактом либо предпосылкой для возникновения юридических фактов, провоцирующих возникновение, изменение и прекращение общественных отношений в сфере государственного управления;

 7) акт государственного управления подзаконен, т.е. издается исключительно в соответствии и во исполнение Конституции РФ и действующих законов;

 8) занимает определенное место в иерархической системе актов управления, что подразумевает его соответствие актам вышестоящих звеньев системы исполнительной власти;

 9) представляет собой юридическую разновидность служебных документов, постоянно используемых в процессе деятельности исполнительных органов (должностных лиц);

 10) характеризуется определенной процедурой принятия (подготовки проекта, обсуждения, визирования, правовой экспертизы, согласования, утверждения и т.д.);

 11) может быть обжалован в вышестоящий орган (должностному лицу) либо в суд, опротестован (прокурором);

12) обеспечен силой государственного принуждения, несоблюдение установленных актом государственного управления предписаний влечет возникновение негативных правовых последствий для нарушителя.

 Выделенные признаки  правового акта государственного управления приводят нас к необходимости обособить данную форму актов от прочих документов, принимаемых в процессе осуществления управленческой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Виды правовых актов  государственного управления

 

В условиях огромного разнообразия рассматриваемых правовых актов существует множество критериев, позволяющих сгруппировать их по юридически значимым признакам и лучше познать их юридические особенности.

Рассмотрим классификации юридических актов по различным критериям:

I. По юридическому содержанию (юридическим свойствам) – это основной критерий классификации правовых актов управления. В соответствии с ним административно-правовые акты управления подразделяются на:

1) нормативные, отличительными особенностями их является то, что эти акты: содержат нормы права, т.е. общие правила поведения, устанавливают, изменяют или отменяют юридические нормы; являются источниками права; могут обслуживать различные отрасли права (даже группу отраслей) путем определения задач, обязанностей, прав, полномочий, ответственности субъектов, установления запретов и т.д.; рассчитаны на многократное применение; адресованы неопределенному кругу лиц.

2) индивидуальные, отличительными особенностями их является то, что они персонифицированы, т.е их адресатом является конкретное лицо; с их помощью разрешаются конкретные индивидуальные административные дела; они являются юридическими фактами, вызывающими возникновение конкретных административно-правовых отношений.

В качестве наиболее показательного примера индивидуального административно-правового акта может служить приказ о назначении того или иного лица на ту или иную должность в аппарате управления.

3) общие, содержат в себе общие кратковременные предписания (например, о переносе выходного дня, о переходе на зимнюю форму одежды, об очередном призыве на военную службу) или общие требования (больше внимания уделять многодетным семьям и т.п.).

4) смешанные - в них сочетаются черты нормативности и индивидуальности, т.е. нормы переплетаются с предписаниями индивидуального характера. Например, принимается решение об образовании нового исполнительного органа, причем одновременно в этом решении (акте) фиксируется в нормативном порядке его организационно-правовой статус, а также конкретное лицо назначается его руководителем.

II. По степени сложности решения могут быть:

1) простыми;

2) сложными;

3) уникальными (например, о строительстве атомной электростанции).

III. В зависимости от порядка принятия различают акты:

1) коллегиальные (принимаются простым или квалифицированным большинством от общего числа членов коллегиального органа или числа присутствующих);

2) единоличные (преобладающее большинство).

IV. По органам, издающим правовые акты их  можно разделить на три группы:

1. Акты органов исполнительной  власти и их должностных лиц – самая большая группа, включающая акты: Президента РФ (указы и распоряжения); Правительства РФ (постановления и распоряжения); руководителей федеральных органов исполнительной власти и центральных органов исполнительной власти республик в составе РФ (приказы, распоряжения, указания, инструкции); глав администраций краев, областей, городов федерального значения, автономных образований (постановления, распоряжения).

2. Акты субъектов власти, которые  не входят в систему исполнительной  власти: руководителей представительных органов (приказы, инструкции); председателей судов, прокуроров (приказы, инструкции); судей (постановления по делам об административных правонарушениях).

3. Акты общественных организаций,  которым делегированы государством властные полномочия или совместные акты государственные органов и общественных организаций.

V. По форме выражения различают следующие правовые акты:

1) словесные (письменные и устные);

2) конклюдентные.

VI. По сроку действия правовые акты управления бывают:

1) бессрочные (срок действия не определен, действуют до тех пор, пока их не отменят);

2) срочные (действуют до указанного в самом акте срока);

3) временные (рассчитаны на применение на определенный срок).

VII. По территории (или масштабу) действия правовые акты управления подразделяются на:

1) общероссийские (обязательны на всей территории РФ для всех субъектов управления);

2) территориальные (действуют на территории республики, края, области и др. территориальных образований).

VIII. По отраслевой принадлежности выделяются акты:

1) общие (создаются для всех отраслей, для всей системы управления, по всем вопросам);

2) отраслевые (действуют в рамках одной отрасли);

3) межотраслевые (или надведомственные, предназначены для ряда отраслей или для всех отраслей, но по определенному кругу вопросов).

Информация о работе Нормативный правовой акт