Нормы права. Структура и виды правовых норм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 17:35, контрольная работа

Краткое описание

Правовая норма - это исходный элемент, первичная "клеточка" права. Ее назначение состоит в регулировании отношений между людьми, в закреплении порядка их движения и развития. Достигается это с помощью властного воздействия на волю и сознание индивидов путем выражаемого в категорической форме указания, как возможно или необходимо вести себя в той или иной жизненной ситуации. Норма права - это установленное и обеспеченное государством правило поведения людей по отношению друг к другу, указатель того, какие поступки люди должны или могут совершать, а какие - нет, а также иные юридические правила, определяющие общие организационные основы и принципы регулирования человеческого поведения.

Содержание

1.Нормы права. Структура и виды правовых норм…………………………..3
2. Оформление наследственных прав………………………………………....15
3. Список используемой литературы………………………………………….17

Вложенные файлы: 1 файл

ПРАВОВЕДНИЕ.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

Содержание 

1.Нормы права. Структура  и виды правовых норм…………………………..3

2. Оформление наследственных  прав………………………………………....15

3. Список используемой литературы………………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и характерные  черты норм права

Правовая  норма - это исходный элемент, первичная "клеточка" права. Ее назначение состоит в регулировании отношений между людьми, в закреплении порядка их движения и развития. Достигается это с помощью властного воздействия на волю и сознание индивидов путем выражаемого в категорической форме указания, как возможно или необходимо вести себя в той или иной жизненной ситуации. Норма права - это установленное и обеспеченное государством правило поведения людей по отношению друг к другу, указатель того, какие поступки люди должны или могут совершать, а какие - нет, а также иные юридические правила, определяющие общие организационные основы и принципы регулирования человеческого поведения.

1. Норма права. Регулирующая роль норм права выражается как в том, что лицо, орган, организация действуют в соответствии с их предписаниями или требуют от других субъектов соответствующего поведения, так и в том, что нарушение их требований вызывает применение мер воздействия на правонарушителя. Если в первом случае норма выступает как масштаб, мера поведения, образец определенных отношений, то во втором - это средства оценки того или иного поступка в качестве правомерного либо неправомерного, основа для привлечения правонарушителя к юридической ответственности. Кроме того, правовая норма - это предостережение потенциальным правонарушителям, что в случае ее нарушения будут применены меры государственного воздействия. 
     Норма права не просто констатация факта или отражение действительности, не рекомендация, пожелание либо призыв. Это государственное повеление, имеющее категорический характер, предписание, как люди должны или могут вести себя в конкретной жизненной обстановке. Любая правовая норма является велением в силу того, что она издана либо санкционирована властным органом, является олицетворением государственной воли, выступает как общеобязательное предписание, охраняемое от нарушений предусмотренными государством мерами принудительного воздействия. За ней стоят сила и авторитет государства. 
     Правовая норма не только обязывает, но и предоставляет права. Наделяя личность или иных субъектов права правомочиями, она остается велением в том смысле, что такие правомочия провозглашаются государством, охраняются и обеспечиваются специальными мерами правового воздействия. Кроме того, любому правомочию соответствует властное указание по отношению к другим лицам и органам обеспечить своими действиями (либо, наоборот, воздержанием от них) осуществление такого правомочия. 
     2. Юридическая норма - это правило общего характера. Она рассчитана не на какой-либо конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств и тем самым на определенную категорию общественных отношений (правила заключения гражданско-правового договора, процедура разрешения хозяйственного спора, порядок приема на работу и т.д.). В ней даются общие, типичные варианты поведения людей, которые наиболее полно и последовательно отвечают интересам социальных слоев, осуществляющих руководство в обществе.

  • Общий характер правовой нормы означает:
    • во-первых, что она рассчитана на свое осуществление всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой, что она не прекращает свое действие после однократного применения, а действует постоянно и непрерывно. Например, под действие норм Уголовного кодекса подпадают как все уже совершенные преступления определенного вида, так и возможные в будущем деяния, соответствующие признакам той или иной нормы;
    • во-вторых, общий характер нормы характеризуется персональной неконкретностью адресатов - она распространяет свое действие не на индивидуально-определенных, а на любых лиц, которые вступают или могут вступать в правоотношения на ее основе, адресована, как правило, кругу лиц, определяемых общими признаками (граждане, депутаты парламента, пенсионеры, фирмы и т.д.). Именно в силу этих свойств правовая норма выступает единым масштабом, мерой человеческого поведения.

В отличие от нормы  права так называемый индивидуальный правовой акт (например, решение арбитражного суда по конкретному делу, договор дарения), основываясь на норме, разрешает тот или иной конкретный случай, имеет разовое значение, касается индивидуально-определенных лиц или иных субъектов права. Так, если установленный трудовым законодательством общий порядок приема на работу представляет собой норму, то приказ директора предприятия о приеме на работу гражданина есть индивидуальный акт. 
     По отношению к одному лицу правовая норма-правило поведения обычно выступает в форме требования совершить определенное положительное действие (позитивная обязанность), запрещения тех или иных поступков (негативная обязанность) либо предоставления возможности вести себя соответствующим образом (правомочие). Однако любая такая норма касается, по крайней мере, двух субъектов уже в силу того, что она регулирует общественное отношение, в котором предполагается наличие как минимум двух сторон. При этом она устанавливает для одной стороны должное поведение, охраняемое принудительной силой государства, а для другой - гарантированное государством возможное поведение, для одной стороны - обязанность, а для другой - правомочие. В этом и заключается двусторонний, предоставительно-обязывающий характер правовой нормы. Так, праву гражданина на получение пенсии соответствует обязанность пенсионного органа назначить и выплачивать пенсию, а обязанности гражданина давать свидетельские показания на суде - право суда вызвать гражданина в качестве свидетеля. 
     Правовые нормы всегда существуют в определенном формально закрепленном виде в законах и подзаконных нормативных актах, а также иных официальных источниках права. Поэтому такие нормы, будучи официальными, общеобязательными предписаниями государственной власти, представляют собой формально определенные правила. Этим признаком обусловлен тот факт, что правовые нормы формулируются в виде точных и достаточно детализированных правил, что способствует их правильному пониманию и применению.

Структура норм права

Внутреннее строение правовых норм, их деление на составные части и связь этих частей между собой составляют их структуру. Эта проблема пока еще не нашла единообразного разрешения в юридической науке.

  • гипотезу - указание на условия, при наличии которых норма должна осуществляться;
  • диспозицию - определение самого правила поведения (юридической обязанности либо правомочия);
  • санкцию - меры принуждения, применяемые при нарушении предписаний диспозиции.

Другие же, в том  числе и автор настоящего раздела, придерживаются иной точки зрения. Специализация норм, различие их характера  и назначения в регулировании  предопределяют тот факт, что отдельные  нормы имеют несовпадающие части, что нет единой универсальной модели структуры, свойственной всем юридическим нормам.

  • положительное регулирование отношений, регламентирование правомерных поступков;
  • охрану правовых предписаний от нарушений.
  • Наличие указанных задач предопределяет разделение всех норм-правил поведения на два основных вида:
    • нормы позитивного регулирования, которые устанавливают права и обязанности творческого, организующего характера, направлены на регулирование правомерного поведения, формулируют положительные веления в праве (право на предпринимательство, на наследство, обязанность платить налоги и т.д.);
    • правоохранительные нормы, которые, будучи отрицательной реакцией государства на неправомерное поведение, предусматривают меры государственного принуждения к правонарушителям (нормы уголовного права, меры взыскания за неисполнение договора и т.п.). Правоохранительные нормы, предусматривающие юридические санкции, обеспечивают исполнение предписаний норм положительного регулирования.

Указанные виды норм, выполняя разные функции в правовом регулировании, имеют несовпадающую структуру. Так, нормы положительного регулирования состоят из двух самостоятельных частей - гипотезы и диспозиции. Гипотеза указывает на условия, при наличии которых норма должна осуществляться, определяет сферу ее действия .Диспозиция формулирует права и обязанности участников общественных отношений (что они могут или должны делать) в условиях, предусмотренных гипотезой нормы. Так, п. 1 части 6 ст. 114 ГК РФ устанавливает правило о том, что, в случае принятия решения об уменьшении уставного фонда (гипотеза), предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов (диспозиция). Правоохранительная норма также состоит из двух элементов: диспозиции (указания на правонарушение, его признаки), и санкции(меры юридической ответственности за правонарушение) 
     Санкции, сформулированные в правоохранительных нормах, бывают различных видов. Одни из них предусматривают меры "штрафного", карательного свойства. Они состоят в лишении правонарушителя каких-либо благ (лишение свободы и др.), в наложении на него особых обязанностей (штраф и др.), во властном осуждении и порицании его противоправного поведения (выговор и др.). В зависимости от видов правонарушений такие санкции делятся на уголовные, административные, дисциплинарные и иные. 
     Другие санкции определяют меры, принимаемые органами государства в целях, прежде всего, восстановления нарушенного правопорядка.

Виды норм права

Классификация норм права на виды производится по различным основаниям

 

  • 1. По отраслям права нормы права делятся на:
    • нормы конституционного права;
    • нормы административного права;
    • нормы уголовного права и т.п.
  • 2. Выделяют также:
    • нормы материального права, которые определяют содержание прав и обязанностей;
    • процессуальные нормы права, которые регулируют порядок, процедуру реализации первой группы норм.
  • 3. Как уже указывалось, нормы права могут быть:
    • позитивного регулирования;
    • правоохранительные.
  • 4. По степени точности и определенности, указанных в гипотезе фактических обстоятельств случая нормы права делятся на:
    • определенные;
    • относительно-определенные.

 

     В норме с  определенной гипотезой условия ее реализации настолько ясны и очевидны, что в каждом случае применения нормы достаточно лишь констатировать их наличие (достижение определенного возраста и наличие трудового стажа для получения пенсии). 
     В норме с относительно-определенной гипотезой наличие или отсутствие условий реализации нормы не является для всех очевидным и определяется в каждом конкретном случае компетентным органом. Здесь недостаточны только простая констатация и проверка таких условий, а нужно их официальное установление (например, крайняя незначительность нарушения должником обеспеченного залогом обязательства, а также явная несоразмерность требования залогодержателя и стоимости заложенного имущества - ч. 2 ст. 348 ГК РФ, существенное нарушение договора - ч. 2 ст. 450 ГК РФ).

  • 5. По степени определенности диспозиций нормы права делятся на:
    • абсолютно-определенные;
    • относительно-определенные;
    • бланкетные.

 

     Нормы с абсолютно-определенной диспозицией точно и исчерпывающе определяют права и обязанности сторон. Например, ст. 7 Закона о государственных пенсиях устанавливает, что пенсии не подлежат обложению налогами. 
     Нормы с относительно-определенной диспозицией, устанавливая права и обязанности субъектов, дают им возможность при этом уточнять их в каждом конкретном случае, в пределах нормы проявлять инициативу, самодеятельность заинтересованных лиц и органов. Примером такой нормы может служить ч. 1 ст. 404 ГК РФ, устанавливающая, что, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника. 
     Бланкетная норма называет в общей форме, какие правила необходимо исполнять. Конкретное содержание этих правил дается в специальных нормативных актах отдельно от данной нормы. Такой нормой является, например, ч. 1 ст. 217 УК РФ, устанавливающая ответственность за нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах или во взрывоопасных цехах, если это могло повлечь смерть человека или иные тяжкие последствия. Бланкетные нормы обычно содержат ссылки на правила техники безопасности, ГОСТы, нормы естественной убыли и иные правила, подвергающиеся достаточно оперативному обновлению.

  • 6. По степени определенности санкций правоохранительные нормы, содержащие юридические санкции, делят на:
    • нормы с абсолютно-определенными санкциями. Они точно указывают, какую меру воздействия должен применить орган государства к правонарушителю (выговор, лишение воинского звания, принудительное взыскание долга и др.);
    • нормы с относительно-определенными санкциями. Они допускают пределы применения государственными органами различных мер правового воздействия с учетом тяжести совершенного проступка (преступления), личности правонарушителя и других обстоятельств дела. Они либо содержат указание на минимум и максимум наказания, взыскания (например от трех до пяти лет лишения свободы), либо (а также наряду с этим) указывают на несколько видов наказания, взыскания, одно из которых может быть применено к правонарушителю (например лишение свободы или исправительные работы). Последний вид относительно-определенной санкции нередко называют альтернативной санкцией. Существуют также так называемые кумулятивные санкции, которые допускают (или обязывают) применение к правонарушителям, кроме основного, также дополнительного наказания, взыскания (исправительные работы с возложением обязанности загладить причиненный ущерб, штраф с конфискацией имущества и т.п.).
  • 7. В правовой системе также выделяют:
    • нормы основного регулирующего действия, которые устанавливают новые самостоятельные правила и непосредственно направлены на регулирование общественных отношений;
    • нормы вспомогательного действия, предусматривающие отмену ранее действовавших норм, их изменение, дополнение, распространение, утверждение нового акта.
  • 8. По действию в пространстве нормы делятся на:
    • нормы общего действия, действующие на всей территории, на которую распространяется компетенция органа, издавшего данную норму;
    • нормы местного действия, которые распространяют свою силу на определенную указанную в самом акте местность (например, на районы Крайнего Севера, территорию Чернобыльской катастрофы и т.д.).
  • 9. По действию во времени различаются:
    • нормы постоянного действия;
    • временные, вступающие в действие автоматически или в определенный, указанный в акте срок;
    • нормы, имеющие обратную силу и не имеющие таковой.
  • 10. По действию норм права по лицам они разделяются на:
    • общие (касаются всех граждан или всех органов и организаций, юридических лиц);
    • специальные, распространяющие свое действие на четко очерченный круг лиц, органов, организаций (например, на военнослужащих, пенсионеров, органы Министерства финансов и т.п.);
    • исключительные, исключающие конкретный вид субъектов из общего регулирования (дипломатический иммунитет для полномочных представителей других государств);
    • нормы, касающиеся конкретного субъекта права (например, Верховного суда РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.).
  • 11. Нормы права также делятся на:
    • управомочивающие, которые определяют правомочия граждан и других участников общественных отношений, установленные в законе возможности действовать определенным образом;
    • обязывающие, которые возлагают на субъектов права обязанности совершать какие-то положительные действия. Это предусмотренная законом необходимость активного поведения;
    • запрещающие, которые устанавливают обязанность воздерживаться от недозволенных действий, не совершать поступки, которые вредны обществу.
  • 12. Наконец, в системе права выделяют:
    • диспозитивные нормы, под которыми обычно понимаются правила, дающие сторонам регулируемого отношения возможность самим определять путем заключения договора права и обязанности. Если же стороны не определили их, то такая норма восполняет пробелы в волеизъявлении сторон. Так, ч. 1 ст. 134 ГК РФ определяет, что действие сделки, заключенной по поводу сложной вещи, распространяется на все ее составные части, если договором не предусмотрено иное.
  • Диспозитивные (восполнительные) нормы, характерны, в первую очередь, для гражданского права:
    • императивные (категорические) нормы, которые представляют собой повелительные, строго обязательные предписания.

Информация о работе Нормы права. Структура и виды правовых норм