Общественная власть в первобытном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 12:36, контрольная работа

Краткое описание

Целью этой работы явилось изучение существования и развития человечества в первобытном обществе без государства и права.
Исходя из цели можно выделить следующие задачи:
1. Определить причины и условия возникновения общества;
2. Изучить становление и развитие первобытного общества;
3. Раскрыть понятие и структуру общественной власти;

Содержание

Введение ………………………………………………………………3
Глава 1. Первобытное общество
1.1. Понятие первобытного общества……………………………….....5
1.2. Характеристика первобытного общества………………….……….6
Глава 2. Общественная власть в первобытном обществе
2.1. Понятие "общественной власти"………………………………...10
2.2 . Характеристика общественной власти в первобытном обществе….12
Заключение……………………………………………………………………19
Список используемой литературы…………………………………………..21

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 51.48 Кб (Скачать файл)

Развитие первобытного общества. Первобытное  общество многие тысячелетия практически не менялось. Его развитие шло крайне медленно, и те существенные изменения в экономике, структуре, управлении и проч., о которых говорилось выше, начались сравнительно недавно. При этом, хотя все эти изменения происходили параллельно и были взаимообусловленными, тем не менее главную роль играло развитие экономики: именно оно создавало возможности для укрупнения общественных структур, специализации управления и других прогрессивных перемен.

Важнейшей ступенью человеческого  прогресса явилась неолитическая революция, имевшая место 10-15 тыс. лет тому назад. В этот период появились весьма совершенные, шлифованные каменные орудия, возникли скотоводство и земледелие. Произошло заметное повышение производительности труда: человек наконец-то стал производить больше, чем потреблял, появился избыточный продукт, возможность накопления общественных богатств, создания запасов. Экономика стала производящей, человек стал меньше зависеть от капризов природы, и это привело к значительному росту населения. Но вместе с тем возникла и возможность эксплуатации человека человеком, присвоения накапливаемых богатств.

Именно в этот период, в эпоху  неолита, начались разложение первобытно-общинного строя и постепенный переход к государственноорганизованному обществу.

Постепенно возникает особая стадия развития общества и форма его  организации, которая получила название «протогосударство», или «чифдом»*.

* От англ. «chief» - начальник, руководитель (шеф) и «dom» - владение, господство; cjk. «kingdom» - королевство.

Для этой формы характерны: общественная форма бедственности, существенный рост производительности труда, оседание накопленных богатств в руках родоплеменной знати, быстрый рост населения, его концентрация, появление городов, становящихся административными, религиозными и культурными центрами. И хотя интересы верховного вождя и его окружения, как и ранее, в основном совпадают с интересами всего общества, однако постепенно появляется социальное неравенство, приводящее ко все большему расхождению интересов управляющих и управляемых.

Именно в этот период, который  у разных народов по времени не совпадал, произошло разделение путей  развития человечества на «восточный»  и «западный»**. Причины такого разделения заключались в том, что на «востоке»  в силу ряда обстоятельств (главное из них - необходимость в большинстве мест крупных ирригационных работ, что было не под силу отдельной семье) сохранились общины и соответственно общественная собственности на землю. На «западе» же таких работ не требовалось, общины распались, и земля оказалась в частной собственности.

 

 

Глава 2. Общественная власть в первобытном  обществе

 

    1. Понятие "общественной власти"

 

Общественная власть, существовавшая в догосударственный период, обладала следующими главными чертами. Эта власть:

 

1) базировалась на семейных  отношениях, ибо основой организации  общества был род (родовая община), т.е. объединение людей по действительному  или предполагаемому кровному  родству, а также общности имущества  и труда. Род формировался в  период, когда на смену беспорядочным  половым связям пришла семья,  основанная на коллективном, а  потом и на парном браке.  Каждый род выступал в качестве  хозяйственной единицы, собственника  средств производства, организатора общего трудового процесса. Роды образовывали более крупные объединения (фратрии, племена, союзы племен). Поскольку род (родовая община) играл решающую роль в жизни первобытного общества, данная эпоха так и стала называться – «первобытно-общинный строй», а его социальная организация – родоплеменной. Следовательно, социальная власть распространялась только на в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях;

 

2) была непосредственно общинной, строилась на началах первобытной  демократии, на функциях самоуправления (т.е. субъект и объект власти  здесь совпадали);

 

3) опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода;

 

4) осуществлялась как обществом  в целом (родовые собрания, вече), так и его представителями  (старейшинами, советами старейшин,  военачальниками, вождями, жрецами  и т.п.), которые решали важнейшие  вопросы жизнедеятельности первобытного  общества.

 

 На поздних стадиях существования  родового строя начался процесс  его разложения: отпочкование новых  родовых общин от первоначальных, деление крупных родов на мелкие  или большие семьи. Связи между  ними сохранялись в виде более  крупных образований братств  (фратрий) и племен.

 

 Племя, как правило, имело  свою территорию, свое имя, язык  или диалект однородной основы  с языком объединившихся племен, общие для племени религиозные  и бытовые обряды.

 

 Следующий эволюционный этап  связан с переходом от собирательства  к производящей экономике. По  данным археологии и этнографии, этот процесс начался 10 – 12 тыс. лет назад и продолжался  несколько тысячелетий. Он получил название неолитической революции, поскольку произошел в эпоху позднего неолита (нового каменного века). С появлением принципиально новых производительных сил были связаны крупные общественные последствия. Произошло общественное разделение труда: - отделение скотоводства от земледелия; - отделение ремесла; - появление купцов.

 

 Именно переход к пахотному  земледелию в наибольшей мере  способствовал быстрому прогрессу  хозяйства, росту населения, развитию  ремесла, искусства, возникновению  первых городов, письменности  и иных достижений материальной  и духовной культуры. Культура  перехода древнейших обществ  к цивилизации получила название  раннеземледельческой культуры. Главное  последствие неолитической революции  – появление капитала. В результате  роста производительности труда  появились излишки, которые накапливались.  Появилась возможность привлечения  дополнительной рабочей силы (военнопленных  стали обращать в рабов). Началась  имущественная и социальная дифференциация  общества. Основой хозяйства было  не только рабовладение, но и  труд свободных родовых общинников. Благодаря развитию торговли  и ремесел возникли сословия  купцом, ремесленников, градостроителей.  Раннеземледельческие общества  были связаны с возникновением  городов-государств, где основное  земледельческое население попадало  в зависимость от городских  центров, в которых сосредоточивались  не только ремесло и торговля, но и управленческая, военная  и духовная знать. Другим важным социальным последствием неолитической революции явился переход от родовой общины к отдельным семья и соседской (крестьянской) общине. Замена матриархата патриархатом была революционным переворотом в родовом строе. Общественная собственность материнского рода переходит постепенно в частную собственность отдельных семей, ставших самостоятельными хозяйственными единицами. Имущество и власть наследуется по мужской линии, от отца к сыну, по праву первородства. Эти закреплялся переход к частной собственности семей, устанавливалось неравенство среди членов семьи-общины.

 

 Появление государств у разных  народов вызвано и другими  причинами, кроме социальных и экономических. Этот этап характеризуется переселением различных народов. В результате на одной территории поселялись разноплеменные группы, взаимные интересы которых не могли регулироваться обычаями родового строя, знавшего только кровно-родственные связи. Новые условия требовали и новой территориальной организации, охватывающей права и обязанности как коренного населения, так и пришлого. С этим общетерриториальным интересом связано преобразование прежней родовой общины в соседскую (крестьянскую), которая, как и род, состояла из нескольких семей. Но, в отличие от рода, семья являлась собственником своего имущества и продукта труда. Сама же соседская община выполняла функции организации общих дел; совместного пользования землей, орошения, вырубки леса и др. Одним из важнейших общественных условий перехода от родового строя с его общественной властью к государству является возросшее значение войн и военной организации племен. Военная организация племен способствовала постепенному превращению органов общественной власти племен в органы военной демократии и в виде выборных военных вождей, дружины, войска. Параллельно происходило усиление власти военных вождей. В их руках постепенно сосредоточивалась власть верховного жреца, верховного судьи всего общества. Военный быт способствовал объединению родственных племен в единый народ и приводи к узурпации власти военного вождя наиболее сильного племени. Существенное влияние на процесс возникновения государства оказывала религия. Она сыграла большую роль в объединении отдельных племен в единые народы. Религиозные номы содействовали укреплению власти царей. Эта власть связывалась с передачей ее от богов и закреплялась сначала продлением выборного срока, а затем пожизненно и наследственно. Династия властителей стремилась объединить племена общими религиозными канонами.

 

    1. Характеристика общественной власти в первобытном обществе

 

Зарождение  специализации власти своими корнями  уходит в первобытное общество. Зарёй  человечества современного вида стало  появление первых homo sapiens, кроманьонцев.

Появление кроманьонцев возвестило переворот во всей предшествующей человеческой истории и ознаменовало переход к стадии раннепервобытной или раннеродовой общины. Она характеризуется простым присваивающим хозяйством, так называемых низших охотников, рыболовов и собирателей.

На протяжении всей стадии раннепервобытной общины уровень производительных сил был таков, что, во-первых, выжить можно было только при условии тесной кооперации трудовых усилий всего сообщества и, во-вторых, даже при этих условиях общественного продукта добывалось не больше или немногим больше, чем было необходимо для физического существования людей. То есть, в целом простое присваивающее хозяйство низших охотников, рыболовов и собирателей позволяло получать, как правило, лишь жизнеобеспечивающий и только как исключение избыточный продукт. Поэтому для раннепервобытной общины становились необходимы коллективная собственность и уравнительное, или равнообеспечивающее, распределение.

Подобная  крайняя ограниченность потребления  приводит к необходимости экономически обусловленного труда по поддержанию  собственного существования. Но так  как такой труд не может быть ничем  иным для индивидов его выполняющих, кроме как трудом принудительным, ибо основной мотив осуществления такого труда - это принуждение нуждой, то становится необходимой внешняя организация по принуждению к данному труду. Так появляется на свет специализация власти и вместе с ней возможность изъятия определённой части избыточного продукта для её собственного - власти - поддержания. Первоначально только лишь для непосредственных потребностей её носителей.

Здесь важен  сам факт выделения публичной  власти как изначально репрессивной структуры, хотя на данном этапе развития производительных сил её репрессивный характер был единственно возможным  способом самосохранения коллектива. Только появившаяся специализация  власти, первоначально, служила интересам  всей группы и, по существу, была конкретным повседневным воплощением её воли, ибо только поэтому она могла  быть поддержана реальными действиями группы. Но именно сама специализация  власти как таковая создала практику изъятия избыточного продукта основой  собственного существования.

Эпоха неолитической  «аграрной революции», приведшая  к появлению ранних земледельцев или земледельцев-скотоводов в одних  частях планеты, высокоспециализированного  присваивающего хозяйства так называемых высших охотников, рыболовов и собирателей - в других, породила следующую стадию в развитии человечества - стадию позднепервобытной или позднеродовой общины.

Возросшие в  силу аграрной революции и продолжавшие возрастать производительные силы обеспечивали намного более заметное получение  избыточного продукта, постепенно становившегося регулярным: произошёл повсеместный количественный и качественный рост продуктов потребления, что не могло  не вызвать существенное увеличение населения. И оно не замедлило  случиться. Аграрная революция была своеобразным детонатором первого  демографического взрыва. Её последствия  колоссальны.

Рост населения, увеличивавшийся по мере овладения  человеком полезными навыками производящего  хозяйства, позволившими ему постоянно  увеличивать общее количество продуктов  потребления, привёл к усложнению старой родовой организации и делению  прежде единого рода на более мелкие родовые коллективы. Деление катализировало иерархизацию власти. Теперь власть впервые начинает говорить от имени других.

Но специализация  власти основана на ограниченном характере  потребления, где существует необходимость  внешней организации труда. Поэтому  власть как социальная структура  стремится любой ценой сохранить  данный ограниченный характер потребления  и его фундамент - принудительный труд, как следствие ограничения  потребностей, для сохранения своих  привилегий и упрочения собственного положения. Ведь всё возраставшие производительные силы, приводившие к увеличению продуктов потребления, ставили под сомнение необходимость власти как таковой.

Следовательно, во-первых, большая чем прежде часть  избыточного продукта изымается  в пользу власти, что уже превышает  непосредственные потребности её носителей, и, во-вторых, часть изымается для  межобщинного обмена - первоначально дарообмена с принципом эквивалентности дачи и отдачи, - по окончанию которого полученные продукты обмена ритуально уничтожаются всем коллективом (поедаются или хранятся под надзором власти на общественных складах в ожидании своей очереди на обмен, которая, возможно, никогда и не наступит), но монополией на общественный престиж обладает лишь тот человек или группа лиц, которая и устроила данное мероприятие - то есть сама власть в лице своих представителей.

Здесь уже  зарождается предпосылка власти распоряжаться полученным коллективом  избыточным продуктом самостоятельно и от имени коллектива, и тем  самым этот продукт отчуждать  от его непосредственных производителей и концентрировать в руках  собственность. Всё это вместе с  началом процесса дробления некогда  общей родовой собственности  и замещением уравнительного распределения  трудовым, позволило власти со временем монополизировать последний бастион  видимости былого единства первобытного коллектива - собственность на средства производства (землю, скот) и способствовать повсеместному утверждению собственности  частной. Это было неизбежное следствие  появления регулярного избыточного  продукта, ибо основа уравнительного распределения - низкий уровень развития производительных сил и добывания, вследствие этого, только жизнеобеспечивающего продукта - перестала существовать.

Информация о работе Общественная власть в первобытном обществе