Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 12:36, контрольная работа
Целью этой работы явилось изучение существования и развития человечества в первобытном обществе без государства и права.
Исходя из цели можно выделить следующие задачи:
1. Определить причины и условия возникновения общества;
2. Изучить становление и развитие первобытного общества;
3. Раскрыть понятие и структуру общественной власти;
Введение ………………………………………………………………3
Глава 1. Первобытное общество
1.1. Понятие первобытного общества……………………………….....5
1.2. Характеристика первобытного общества………………….……….6
Глава 2. Общественная власть в первобытном обществе
2.1. Понятие "общественной власти"………………………………...10
2.2 . Характеристика общественной власти в первобытном обществе….12
Заключение……………………………………………………………………19
Список используемой литературы…………………………………………..21
Развитие первобытного общества. Первобытное общество многие тысячелетия практически не менялось. Его развитие шло крайне медленно, и те существенные изменения в экономике, структуре, управлении и проч., о которых говорилось выше, начались сравнительно недавно. При этом, хотя все эти изменения происходили параллельно и были взаимообусловленными, тем не менее главную роль играло развитие экономики: именно оно создавало возможности для укрупнения общественных структур, специализации управления и других прогрессивных перемен.
Важнейшей ступенью человеческого
прогресса явилась
Именно в этот период, в эпоху неолита, начались разложение первобытно-общинного строя и постепенный переход к государственноорганизованному обществу.
Постепенно возникает особая стадия развития общества и форма его организации, которая получила название «протогосударство», или «чифдом»*.
* От англ. «chief» - начальник, руководитель (шеф) и «dom» - владение, господство; cjk. «kingdom» - королевство.
Для этой формы характерны: общественная форма бедственности, существенный рост производительности труда, оседание накопленных богатств в руках родоплеменной знати, быстрый рост населения, его концентрация, появление городов, становящихся административными, религиозными и культурными центрами. И хотя интересы верховного вождя и его окружения, как и ранее, в основном совпадают с интересами всего общества, однако постепенно появляется социальное неравенство, приводящее ко все большему расхождению интересов управляющих и управляемых.
Именно в этот период, который у разных народов по времени не совпадал, произошло разделение путей развития человечества на «восточный» и «западный»**. Причины такого разделения заключались в том, что на «востоке» в силу ряда обстоятельств (главное из них - необходимость в большинстве мест крупных ирригационных работ, что было не под силу отдельной семье) сохранились общины и соответственно общественная собственности на землю. На «западе» же таких работ не требовалось, общины распались, и земля оказалась в частной собственности.
Глава 2. Общественная власть в первобытном обществе
Общественная власть, существовавшая в догосударственный период, обладала следующими главными чертами. Эта власть:
1) базировалась на семейных
отношениях, ибо основой организации
общества был род (родовая
2) была непосредственно общинной,
строилась на началах
3) опиралась на авторитет,
4) осуществлялась как обществом
в целом (родовые собрания, вече),
так и его представителями
(старейшинами, советами старейшин,
военачальниками, вождями,
На поздних стадиях
Племя, как правило, имело
свою территорию, свое имя, язык
или диалект однородной основы
с языком объединившихся
Следующий эволюционный этап
связан с переходом от
Именно переход к пахотному
земледелию в наибольшей мере
способствовал быстрому
Появление государств у
Зарождение специализации власти своими корнями уходит в первобытное общество. Зарёй человечества современного вида стало появление первых homo sapiens, кроманьонцев.
Появление кроманьонцев возвестило переворот во всей предшествующей человеческой истории и ознаменовало переход к стадии раннепервобытной или раннеродовой общины. Она характеризуется простым присваивающим хозяйством, так называемых низших охотников, рыболовов и собирателей.
На протяжении всей стадии раннепервобытной общины уровень производительных сил был таков, что, во-первых, выжить можно было только при условии тесной кооперации трудовых усилий всего сообщества и, во-вторых, даже при этих условиях общественного продукта добывалось не больше или немногим больше, чем было необходимо для физического существования людей. То есть, в целом простое присваивающее хозяйство низших охотников, рыболовов и собирателей позволяло получать, как правило, лишь жизнеобеспечивающий и только как исключение избыточный продукт. Поэтому для раннепервобытной общины становились необходимы коллективная собственность и уравнительное, или равнообеспечивающее, распределение.
Подобная крайняя ограниченность потребления приводит к необходимости экономически обусловленного труда по поддержанию собственного существования. Но так как такой труд не может быть ничем иным для индивидов его выполняющих, кроме как трудом принудительным, ибо основной мотив осуществления такого труда - это принуждение нуждой, то становится необходимой внешняя организация по принуждению к данному труду. Так появляется на свет специализация власти и вместе с ней возможность изъятия определённой части избыточного продукта для её собственного - власти - поддержания. Первоначально только лишь для непосредственных потребностей её носителей.
Здесь важен сам факт выделения публичной власти как изначально репрессивной структуры, хотя на данном этапе развития производительных сил её репрессивный характер был единственно возможным способом самосохранения коллектива. Только появившаяся специализация власти, первоначально, служила интересам всей группы и, по существу, была конкретным повседневным воплощением её воли, ибо только поэтому она могла быть поддержана реальными действиями группы. Но именно сама специализация власти как таковая создала практику изъятия избыточного продукта основой собственного существования.
Эпоха неолитической «аграрной революции», приведшая к появлению ранних земледельцев или земледельцев-скотоводов в одних частях планеты, высокоспециализированного присваивающего хозяйства так называемых высших охотников, рыболовов и собирателей - в других, породила следующую стадию в развитии человечества - стадию позднепервобытной или позднеродовой общины.
Возросшие в силу аграрной революции и продолжавшие возрастать производительные силы обеспечивали намного более заметное получение избыточного продукта, постепенно становившегося регулярным: произошёл повсеместный количественный и качественный рост продуктов потребления, что не могло не вызвать существенное увеличение населения. И оно не замедлило случиться. Аграрная революция была своеобразным детонатором первого демографического взрыва. Её последствия колоссальны.
Рост населения, увеличивавшийся по мере овладения человеком полезными навыками производящего хозяйства, позволившими ему постоянно увеличивать общее количество продуктов потребления, привёл к усложнению старой родовой организации и делению прежде единого рода на более мелкие родовые коллективы. Деление катализировало иерархизацию власти. Теперь власть впервые начинает говорить от имени других.
Но специализация
власти основана на ограниченном характере
потребления, где существует необходимость
внешней организации труда. Поэтому
власть как социальная структура
стремится любой ценой
Следовательно, во-первых, большая чем прежде часть избыточного продукта изымается в пользу власти, что уже превышает непосредственные потребности её носителей, и, во-вторых, часть изымается для межобщинного обмена - первоначально дарообмена с принципом эквивалентности дачи и отдачи, - по окончанию которого полученные продукты обмена ритуально уничтожаются всем коллективом (поедаются или хранятся под надзором власти на общественных складах в ожидании своей очереди на обмен, которая, возможно, никогда и не наступит), но монополией на общественный престиж обладает лишь тот человек или группа лиц, которая и устроила данное мероприятие - то есть сама власть в лице своих представителей.
Здесь уже
зарождается предпосылка власти
распоряжаться полученным коллективом
избыточным продуктом самостоятельно
и от имени коллектива, и тем
самым этот продукт отчуждать
от его непосредственных производителей
и концентрировать в руках
собственность. Всё это вместе с
началом процесса дробления некогда
общей родовой собственности
и замещением уравнительного распределения
трудовым, позволило власти со временем
монополизировать последний бастион
видимости былого единства первобытного
коллектива - собственность на средства
производства (землю, скот) и способствовать
повсеместному утверждению
Информация о работе Общественная власть в первобытном обществе