Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 17:06, курсовая работа
Цель курсовой работы -изучить теоретические и практические аспекты ведения деловых переговоров в системе переговоров рекомендации для эффективного ведения деловых переговоров.
Объект исследования - деловые переговоры в структуре управления.
Предмет исследования -основные особенности ведения деловых переговоров.
Исходя из темы работы, можно обозначить основные задачи:
1)дать общую характеристику ведения деловых переговоров, показать основные этапы;
2)выделить основные этапы переговоров и дать их основные характеристики;
«Выдвижение требований по возрастающей». Видя, что партнер соглашается с вносимыми предложениями, выдвигают все новые и новые. Эта тактика, например, была использована премьер-министром Мальты на переговорах с Великобританией по поводу размещения на территории Мальты воздушных и морских баз. Каждый раз, когда Великобритания считала, что соглашение уже достигнуто, ей говорилось: «Да, конечно, согласны, но есть еще проблема». В итоге эти небольшие проблемы обернулись для нее 10 миллионами фунтов стерлингов или гарантированием работы для всех докеров и рабочих баз на протяжении всего действия этого договора.
Еще один прием – «салями». Он состоит в том, что информация о собственных интересах, оценках и т.д. дается очень маленькими порциями по принципу нарезания колбасы салями – отсюда и название.
Смысл приема в том, чтобы заставить партнера первым «раскрыть свои карты», а там уже в зависимости от этого соответствующим образом действовать. Применение этого приема оборачивается искусственным затягиванием переговоров в ущерб делу.
«Дача заведомо ложной информации
или блеф». В целом этот прием исчезает
из арсенала средств участников переговоров,
поскольку в современных условиях его
использование может стать легко и быстро
очевидным, что ведет к потере репутации
данного участника переговоров.
Назовем еще два приема. Один
из них – «отказ от собственных предложений»,
когда партнер готов пойти на их принятие.
Цели здесь могут быть различными: и затягивание
переговоров, и попытка «выторговать побольше»,
и нежелание вообще чего-либо решать с
помощью переговоров. Другой тактический
прием – «двойное толкование». Он предполагает
следующее. Стороны в результате переговоров
выработали некий документ. При этом одна
из сторон «заложила» в формулировки двойной
смысл, который не был замечен ее партнером,
с тем, чтобы трактовать соглашение в своих
интересах, якобы не нарушая его. Понятно,
что подобное поведение может нести в
себе весьма большую опасность[7, с.
152].
При ориентации на дружеский
подход (что все же бывает редко) характерно
принятие практически любых предложений
партнера, значительные уступки, при которых
ничего не требуют взамен, «прямое открытие
позиций».
При реализации сторонами партнерских
отношений центральным звеном становится
совместный анализ проблемы, совместное
творчество. Чем полнее и глубже будет
проанализирована проблема, тем больше
шансов найти разрешение имеющих место
противоречий. Поэтому любые действия,
направленные на изучение проблемы, играют
положительную роль. Информация о положении
дел должна быть доступна участникам переговоров.
При ориентации на совместный с партнером
анализ проблемы надо высказать свою точку
зрения, выслушать партнера, сопоставить
их.
В большинстве случаев начинать
целесообразно с анализа общих интересов
и моментов, а через них выходить на определение
возможной общей зоны решения. Даже если
стороны, вступившие в переговоры, находятся
в состоянии конфликта, необходимо постараться
избежать подчеркивания различия на начальном
этапе ведения переговоров.
Одной из продуктивных тактик ведения переговоров может быть «постепенное повышение сложности обсуждаемых вопросов». Эта тактика предлагает сначала обсудить наиболее легкие вопросы. Их решение оказывает положительное психологическое воздействие на участников переговоров, демонстрирует возможность достижения договоренностей. Использование приема «постепенного повышения сложности» может быть весьма продуктивным. Решение сначала более легких вопросов создает благоприятную психологическую атмосферу на переговорах, показывает, что проблемы, в принципе, решаемы. Данная тактика рассмотрена в трудах Соловьева Эдуарда Яковлевича.
К изложенному приему примыкают действия, направленные на «поиск общей зоны решения», т.е. стороны сначала приходят к согласию относительно содержания совместного документа, иными словами определяется зона возможных решений или по определению американских исследователей У. Зартмана и М. Бермана «общая формула решений». Итак, достигнув договоренности по принципиальным вопросам, стороны отрабатывают детали соглашения. Такое двухступенчатое ведение переговоров позволяет значительно экономить время.
Заслуживает одобрения разработка и внесение таких предложений, которые бы способствовали реализации обоюдных интересов, т.е. предложений, на которые партнер мог бы ответить утвердительно. Иногда, партнер по переговорам согласен с существом предложений, но находит сами формулировки неприемлемыми.
Конечно, совместный анализ разногласий не предполагает обмен одними комплиментами. Возможны и необходимы возражения. Однако их смысл принципиально отличен от разногласий в условиях торга. Там возражения – один из инструментов манипулирования поведением партнера, здесь – инструмент анализа проблемы. Важна форма изложения возражений.
Они должны быть хорошо аргументированы и ориентированы не на защиту собственной позиции, а на поиск согласования интересов.
В ходе переговоров бывает полезно «разделить проблему на отдельные составляющие», а не пытаться сразу решить проблему. Разложив проблему, участники переговоров смотрят, возможно ли достижение договоренности по каждому элементу. Если – нет, то может быть целесообразно вынести некоторые из них «за скобки», иными словами – не рассматривать[10, с. 299].
Конечно, в этих условиях не будет достигнуто всеобъемлющего соглашения. Однако в целом ряде случаев наличие такого частичного соглашения будет значительным шагом вперед по сравнению с отсутствием какой бы то ни было договоренности.
Иногда действия партнера нельзя отнести к тому или иному подходу. Похожие внешне они могут иметь различный смысл. В качестве примера может быть приведен хорошо известный прием «пакетирования», когда несколько предложений или вопросов увязываются и предлагаются к рассмотрению в виде «пакета», т.е. обсуждению подлежат не отдельные предложения или вопросы, а их комплекс. В процессе переговоров используются два вида «пакета», но один из них отражает концепцию торга, другой – совместный с партнером анализ проблемы.
Использование «пакета» в рамках торга предполагает увязывание привлекательных и малопривлекательных предложений в один «пакет». Автор «пакета» исходит из крайней заинтересованности партнера в нескольких предложениях из этого «пакета» и надеется на одобрение всего пакета.
Тем самым автор «пакета» открывает свою позицию. После дискуссии стороны приходят к какому-либо решению.
Иногда «пакет» возникает в
результате дискуссии, или предлагается
в начале переговоров, если стороны хорошо
знают позиции друг друга. «Пакет», обсуждаемый
с партнером, предполагает размен уступок
и увязку его в пакете».
Другой прием характерен для
многосторонних переговоров и предполагает
разработку «блоковой тактики», заключающейся
в согласовании действия с партнерами,
выступающими единым блоком. При большом
числе сторон, участвующих в переговорах,
сначала предлагается найти решения для
части из них и тем самым облегчить поиск
конечного решения. В других случаях этот
прием используется в прямо противоположных
целях, а именно: не дать провести решение
путем, например, выдвижения альтернативного
предложения от блока[20, с. 246].
Приведенные примеры показывают, что внешне одинаковые действия для участников переговоров могут иметь различный смысл. Если партнер прибегает к подобным действиям, то необходимо прежде всего понять, какие цели он при этом преследует.
Как быть, если партнер использует различного рода «грязные уловки», недозволенные приемы? Это один из основных и, пожалуй, наиболее сложных вопросов, с которыми сталкиваются участники переговоров. Одно из основных правил при ведении переговоров с партнером, применяющим подобного рода приемы, – не отвечать взаимностью. Второе, что имеет смысл сделать – это проанализировать причины, по которым партнер ведет себя «недостаточно честно». В зависимости от результатов анализа следует в дальнейшем строить и свою линию поведения.
Возможно в данной ситуации
целесообразно обратиться к иной альтернативе
и решать проблему либо на односторонней
основе, либо совместно с другим партнером.
При этом не стоит резко прерывать переговоры.
Наиболее разумное поведение
в условиях конфронтационного подхода
попытаться изменить игру, показав, что в интересах обеих сторон отказаться от концепции торга и направить совместные усилия на поиск решения проблем. Делать это необходимо без излишних демонстраций, рационально и аргументировано[4, с. 222].
2 Методы ведения переговоров
Рассмотрим несколько методов ведения переговоров. Вариационный метод: при подготовке к сложным переговорам (например, если уже заранее можно предвидеть негативную реакцию противной стороны), выясните следующие вопросы:
1)в чем заключается идеальное (независимо отусловии реализации) решение поставленной проблемы в комплексе;
2)от каких аспектов идеального решения (с учетом всей проблемы в комплексе, партнера и его предположительной реакции) можно отказаться;
3) в чем следует видеть оптимальное (высокая степень вероятности реализации) решение проблемы при дифференцированном подходе к ожидаемым последствиям, трудностям, помехам;
4)какие аргументы необходимы для того, чтобы должным образом отреагировать, на ожидаемое предположение партнера, обусловленное несовпадением интересов и их односторонним осуществлением (сужение или соответственно расширение предложения при обеспечении взаимной выгоды, новые аспекты материального, финансового, юридического характера и т.д.);
5)какое вынужденное решение можно принять на переговорах на ограниченный срок;
6) какие экстремальные предложения партнера следует обязательно отклонить и с помощью каких аргументов.
Такие рассуждения, выходят за рамки чисто альтернативного рассмотрения предмета переговоров. Они требуют обзора всего предмета деятельности, творчества и реалистичных оценок.
Метод интеграции, предназначен для того, чтобы убедить партнера в необходимости оценивать проблематику переговоров с учетом общественных взаимосвязей и вытекающих отсюда потребностей развития-кооперации; Применение этого метода, конечно же, не гарантирует достижения соглашения в деталях; пользоваться им следует в тех случаях, когда, например, партнер игнорирует общественные взаимосвязи и подходит к осуществлению своих интересов с узковедомственных позиций.
Пытаясь добиться того, чтобы
партнер осознал необходимость интеграции,
не упускайте, однако, из виду его законные
интересы. Поэтому избегайте нравоучительных
призывов, оторванных от интересов партнера
и не связанных с конкретным предметом
обсуждения. Наоборот, изложите партнеру
свою позицию и подчеркните, каких действий
в рамках совместной ответственности
за результаты переговоров Вы от него
ожидаете:
- несмотря на несовпадение
Ваших ведомственных интересов с интересами
партнера, особо отметьте необходимость
и отправные точки решения обсуждаемой
на переговорах проблемы;
- попытайтесь выявить в сфере
интересов общие для всех аспекты и возможности
получения взаимной выгоды и доведите
все это до сознания партнера;
- не предавайтесь иллюзиям
и не считайте, что можно прийти к согласию
по каждому пункту переговоров; если бы
так было на самом деле, то переговоры
вообще были бы не нужны
Компромиссный метод.
Участники переговоров должны обнаруживать готовность к компромиссам: в случае несовпадений интересов партнера следует добиваться соглашения поэтапно. При компромиссном решении согласие достигается за счет того, что партнеры после неудавшейся попытки договориться между собой с учетом новых соображений частично отходят от своих требований (от чего-то отказываются, выдвигают новые предложения).
Чтобы приблизиться
к позиции партнера, необходимо
мысленно предвосхитить
В интересах сохранения контакта с партнером вы тут можете пойти на так называемое условное соглашение (например, сослаться на принципиальное согласие компетентного руководителя).Трудно быстро прийти к согласию путем уступок, приемлемым для обеих сторон партнеры по инерции будут упорствовать в своем мнении. Здесь необходимы терпение, соответствующая мотивация и умение «поколебать» партнера с помощью новых, аргументов и способов рассмотрения проблемы при использовании всех вытекающих из переговоров возможностей.
Соглашение на основе компромиссов заключается в тех случаях, когда необходимо достичь общей цели переговоров, когда их срыв будет иметь для партнеров неблагоприятные последствия.
Метод уравновешивания .
При использовании этого метода
учитывайте приведенные ниже рекомендации:
- определите, какие доказательства и аргументы
(факты, результаты расчетов, статистические
данные, цифры и т.д.) целесообразно использовать,
чтобы побудить партнера принять Ваше
предложение;
- вы должны на некоторое время мысленно встать на место партнера, т.е. посмотреть на вещи его глазами;
- рассмотрите комплекс проблем с точки зрения ожидаемых от партнера аргументов «за» и доведите до сознания собеседника связанные, с этим преимущества;
- обдумайте также возможные контраргументы партнера, соответственно «настройтесь» на них и приготовьтесь использовать их в процессе аргументации.
Бессмысленно пытаться игнорировать выдвинутые на переговорах контраргументы партнера: последний ждет от вас реакции на свои возражения, оговорки, опасения и т.д. Прежде чем перейти к этому, выясните, что послужило причиной такого поведения партнера (не совсем правильное понимание Ваших высказываний, недостаточная компетентность, нежелание рисковать, желание потянуть время и т.д.).