Определение оптимального объема производства предприятия в краткосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Фирма, оказываясь в различных условиях своего функционирования, определяемых рынком, решает вопросы по производству необходимой потребителю продукции в определенных объемах и рассчитывает на получение прибыли, достаточной для успешной деятельности.
Принимаемые фирмой решения в процессе своей деятельности можно объединить в две группы:
Каким образом наиболее эффектно организовывать производство на имеющихся производственных мощностях;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
1. Определение оптимального объема производства предприятия в краткосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции………………6
2. Определение зависимости дохода, совокупных издержек и прибыли предприятия от объема выпуска продукции…………………………………….6
3. Методика установления оптимального выпуска продукции на основе совокупных, средних. Предельных издержек, цены и предельного дохода…11
4. Определение объема производства минимизируещего убытки конкурентного предприятия…………………………………………………….14
Заключение……………………………………………………………………….19
Библиографический список……………………………………………………..20

Вложенные файлы: 1 файл

Моделирование Г.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

«Российский государственный торгово-экономический  университет»

 

 

 

 

 

 

Кафедра Экономического анализа и статистики

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине «Моделирование деятельности предприятия»

Вариант № 4

 

 

 

 

Выполнил студент 4 курса, группы ЭПи – 41

          Специальность «Экономика и управление

   на предприятии торговли и общественного

питания » заочная форма обучения

Харисов Марат  Назипович

kharismarat@yandex.ru

        «_____»____________________ 2013 г.

_________________ (подпись студента)

Оценка ___________________________

      ____________________Тихонова И.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь 2013 г.

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...4

1. Определение оптимального объема производства предприятия в краткосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции………………6

2. Определение зависимости дохода, совокупных издержек и прибыли предприятия от объема выпуска продукции…………………………………….6

3. Методика установления оптимального выпуска продукции на основе совокупных, средних. Предельных издержек, цены и предельного дохода…11

4. Определение объема  производства минимизируещего убытки конкурентного предприятия…………………………………………………….14

Заключение……………………………………………………………………….19

Библиографический список……………………………………………………..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Фирма, оказываясь в различных  условиях своего функционирования, определяемых рынком, решает вопросы по производству необходимой потребителю продукции в определенных объемах и рассчитывает на получение прибыли, достаточной для успешной деятельности.

Принимаемые фирмой решения  в процессе своей деятельности можно  объединить в две группы:

 Каким образом наиболее эффектно организовывать производство на имеющихся производственных мощностях;

 При достигнутом уровне техники и технологии какие выбрать новые производственные мощности и технологические процессы.

Время, в течение которого предприниматель решает вопросы первой группы, принято называть краткосрочным периодом, а второй долгосрочным периодом.

В зависимости от периода, в каком находится предприятие, его деятельность принципиально  отличается. В краткосрочном периоде  отдельные факторы производства не изменяются и являются постоянными. Это такие ресурсы, как здания, машины, оборудование, земля, услуги менеджеров и квалифицированных кадров. В долгосрочном периоде все вводимые факторы производства могут меняться, и они являются переменными, за исключением базовых технологий, которые остаются без изменений.

Производство любого вида продукта или оказание услуг  требует определенных трудовых, материальных ресурсов и средств труда основного  капитала.

Стратегией каждого  предприятия является получение  максимальной прибыли. Это достигается использованием такого процесса производства, который при одном и том же объеме выпуска готовой продукции позволил бы применять наименьшее количество вводимых факторов производства.

Затраты на приобретение вводимых факторов производства представляют собой издержки производства.

Прибыль получают путем  сопоставления совокупного (валового) дохода и совокупных (валовых) издержек.

В соответствии с законом  убывающей отдачи по мере роста объема производства, начиная с определенного момента, совокупные (валовые) издержки начинают опережать увеличение совокупного (валового) дохода, что приводит к изменению прибыли.

При определении объема производства, предприятие должно выбирать наиболее оптимальное соотношение  дохода и издержек в различных рыночных ситуациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Определение оптимального объема производства предприятия в краткосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции

Определение оптимального объема производства предприятия в  краткосрочном периоде в условиях современной конкуренции.

В условиях современной  конкуренции равновесная рыночная цена является постоянной величиной  для каждого отдельного взятого  предприятия.

Поэтому оно может  повлиять на свой доход только путем  изменения объема выпуска продукции.

 

2. Определение зависимости дохода, совокупных издержек и прибыли  предприятия от объема выпуска продукции

Рассчитаем необходимые  показатели для выбора оптимального объема выпуска продукции предприятия (табл. 1.) и покажем их на рисунке (рис. 1.).

Из таблицы видно, что при нулевом выпуске предприятие несет убыток в размере постоянных издержек (700 тыс. руб.) При малых объемах выпуска (50-110 ед.) рост совокупных издержек вначале отстает от роста дохода, а затем начинает его опережать. Поэтому на начальной стадии производства прибыль предприятия имеет отрицательное значение, затем становится положительной, достигает максимального условия при выпуске 70 ед. продукции, а потом начинает уменьшаться.

На рисунке (рис.1.) видно  что когда кривая совокупных издержек расположена выше кривой валового дохода, предприятие несет убытки, а когда ниже - получает прибыль. Нулевое значение прибыли достигается в точках пересечения этих кривых (А). Она представляет собой точку критического объема производства. Любой объем выпуска продукции, лежащий между ними позволяет предприятию получать прибыль, а находящийся за их пределами приносит убытки. Поэтому эта точка получила название «точек безубыточности».

В данном случае предприятие  будет получать прибыль при объеме производства от 31 единицы.

Прямая, проведенная через  начало координат, характеризует валовый  доход, тангенс угла наклона, который  равен предельному доходу, который  в свою очередь равен цене изделия.

Наклон кривой совокупных издержек в каждой ее точке

Максимальный уровень  прибыли (график «б») достигается в точке наибольшего состояния кривой совокупных издержек от кривой валового дохода. Поскольку здесь она имеет наибольшую выпуклость, то касательная, проведенная к этой точке, параллельна кривой валового дохода. Следовательно, их угловые коэффициенты равны между собой, т.е. предельный доход равен предельным издержкам.

Т.е. максимальный уровень  прибыли предприятия достигается при объеме производства, обеспечивающем равенство предельного дохода и предельных издержек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Д

 

 

                                                                                                            Совокупные издержки

    8250

    7500

    6750

    6000

    5250 Б

    4500 а)

    3750                                         Г

    3000

    2250  А


   1500

      750

0

                 10   20   30  40  50  60 70  80  90  100  110

 

       2000

       1700 Б


       1500

 

       1000

б)

        500

 

        100

 

0

10   20   30  40  50  60 70  80  90  100  110 объем выпуска, ед.

 

      -700

      -820

      -950

 

Рис. 1. Максимизация прибыли конкурентным предприятием в краткосрочном периоде

 

 

Таблица 1

Выбор оптимального (равновесного) объема выпуска продукции предприятием

 

Выпуск

прод. (ОП)

Цена

ед.,

тыс.

руб.

Валовый

доход,

тыс.руб.

(ВД)

Совокупные

издержки

тыс.руб. (ВИ)

В том числе

Прибыль,

тыс.руб.

(Пр.)

Предельные

издержки,

тыс.руб.

(ПИ)

Предель-

ный доход, тыс.руб. (ПД)

Пре-дельная прибыль (ПрП)

Средние издержки (СИ)

Средняя прибыль (СП)

посто-

янные

пере-

менные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

0

55

0

700

700

0

-700

-

-

-

-

-

10

55

550

1500

700

800

-950

80

55

-25

150

-95

20

55

1100

1920

700

1220

-820

42

55

13

96

-41

30

55

1650

2220

700

1520

-570

30

55

25

74

-19

40

55

2200

2470

700

1770

-270

25

55

30

61,75

-6,75

50

55

2750

2730

700

2030

20

26

55

29

54,6

0,4

60

55

3300

3080

700

2380

220

35

55

20

51,33

3,67

70

55

3850

3550

700

2850

300

47

55

8

50,7

4,29

80

55

4400

4108

700

3408

292

55,8

55

-0,8

51,35

3,65

90

55

4950

4908

700

4208

42

80

55

-2,5

54,53

0,47

100

55

5500

5878

700

5178

-378

97

55

-42

58,78

-3,78

110

55

6050

7058

700

6358

-1008

118

55

-63

64,16

-9,16


 

 

Так как в условиях совершенной конкуренции рыночная цена единицы продукции равна  предельному доходу предприятия, то максимизация его прибыли достигается  в точке выпуска, где предельные издержки равны рыночной цене, т.е. Цр = ПИ.

Таким образом, оптимальный выпуск продукции, максимизирующий прибыль конкурентного предприятия в краткосрочном периоде, представляет собой такой объем производства, при котором предельные издержки равны рыночной цене.

Так, в нашем примере  при ПИ = Р (55 = 55) оптимальный выпуск продукции, максимизирующий прибыль равен 70 единицам

 

3. Методика установления оптимального выпуска продукции на основе совокупных, средних. Предельных издержек, цены и предельного дохода

 

Рассчитаем необходимые показатели и сведем их и таблицу 2. и по этим данным построим график (рис. 2.).

Издержки,


тыс.руб.

Д


 А  Ж Б Е  СИ


      55


 Г В СО=ПД=Ц


З

 

 

                                                  Потеря прибыли

                                                     при ОПр>ОПф


0   70               90    110                      Выпуск продукции, ед.

 

Прибыль

тыс.руб.


 

300


 

 

 

 

 

       0


  70                                               Выпуск продукции, ед.

 

 

 

 

Рис. 2. Максимизация прибыли конкурентного предприятия в краткосрочном периоде 

Выпуск

ед.

Цена

ед.,

тыс.

руб.

Средние совокупные издержки

Средние постоянные издержки, тыс.руб.

Средние переменные издержки, тыс.руб.

Предельные

издержки,

тыс.руб.

Средняя прибыль (на ед. продукции), тыс.руб.

Предельная прибыль

1

2

3

4

5

6

7

8

0

55

-

-

-

-

-

-

10

55

150

70

80

80

-95

-25

20

55

96

35

61

42

-41

13

30

55

74

23,33

50,67

30

-19

25

40

55

61,75

17,5

44,25

25

-6,75

30

50

55

54,6

14

40,6

26

0,4

29

60

55

51,33

11,66

39,67

35

3,67

20

70

55

50,74

10,04

40,7

47

4,29

8

80

55

51,35

8,75

42,6

55,8

3,65

-0,8

90

55

54,53

7,77

46,76

80

0,47

-2,5

100

55

58,78

7

51,78

97

-3,78

-42

110

55

64,16

6,36

57,8

118

-9,16

-63




Таблица 2

Средние, предельные издержки, цена, средняя и предельная прибыль

 

 

 

 

На графике видно, что  кривая предельных издержек (ПИ) пересекает кривую предельного дохода ПД в точке  Б. Соответствующей выпуску 70 ед. изделий.

Разница по высоте между  кривыми среднего дохода (цены) и средних совокупных издержек при этом объеме производства равна величине прибыли, приходящейся на единицу изделия (4,29 тыс. руб.). Максимальный размер общей массы экономической прибыли характеризуется прямоугольником АБВГ, основание которого равно оптимальному выпуску продукции (ОПо=70ед.)

Дальнейший анализ графика  показывает, что при производстве более 70 ед. продукции каждое дополнительно  выпущенное изделие будет уменьшать  массу прибыли. Так, при производстве изделий 90 ед. потери прибыли будут равны площади ∆БДЕ. Если же выпуск продукции будет установлен < 70 ед, предприятие недополучит прибыль по сравнению с максимально возможным ее размером.

При выпуске 60 ед. изделий, недополученная прибыль равна площади  ∆ЖБЗ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Определение объема производства минимизируещего убытки конкурентного предприятия

 ПИ


Издержки,


цена,

прибыль СИ

 

 А С=ПД


     55


Выпуск, ед.

  


72

 


-950 прибыль 

 


 

Рис. 3. Оптимизация объема производства, минимизирующего убытки при Ц=СИ

Рыночная экономика характеризуется высокой мобильностью спроса. При этом уменьшение его объема влечет за собой снижение цен на продукцию предприятия, в результате чего оно начинает нести убытки. В краткосрочном периоде предприятие в ряде случаев стоит перед дилеммой: прекратить выпуск или продолжать производство, так как прекращение выпуска продукции может принести еще большие убытки. Правильное решение зависит от уровня снижения цены.

В   экономической   практике   различают   четыре   возможных   уровня снижения цены:

  1. до минимального размера средних совокупных издержек,
  2. ниже минимально возможного размера средних совокупных издержек, но выше средних переменных издержек;
  3. до уровня средних переменных издержек;
  4. ниже уровня средних переменных издержек.

 

 

 

 

 


 

 ПИ


СИ

                   А СПИ


             35 ПД=Ц а)


 30  Е

Информация о работе Определение оптимального объема производства предприятия в краткосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции