Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Государственные и унитарные муниципальные предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 14:19, доклад

Краткое описание

Коммерческая деятельность в рыночной экономике осуществляют не только отдельные предприниматели и их объединения, но и государство в лице своих органов и специализированных предприятий, которые имеют статус юридического лица. Предпринимательскую деятельность государственные структуры осуществляют на двух уровнях: верхнем – общегосударственном (федеральном) и нижнем – местном (региональном и муниципальном).
На верхнем уровне функционируют, например, такие организации, как Центральные банки или министерства финансов.

Вложенные файлы: 1 файл

унитарные предприятия.docx

— 25.95 Кб (Скачать файл)

Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Государственные и унитарные муниципальные предприятия.

Коммерческая деятельность в рыночной экономике осуществляют не только отдельные предприниматели  и их объединения, но и государство  в лице своих органов и специализированных предприятий, которые имеют статус юридического лица. Предпринимательскую  деятельность государственные структуры  осуществляют на двух уровнях: верхнем  – общегосударственном (федеральном) и нижнем – местном (региональном и муниципальном).

На верхнем уровне функционируют, например, такие организации, как  Центральные банки или министерства финансов. Центральные банки выступают  агентами и дилерами правительства  в операциях купли-продажи иностранной  валюты, ценных бумаг, драгоценных металлов, регулируют денежную массу в обращении; министерства финансов выступают на отечественных и зарубежных финансовых рынках в роли заемщиков денежных средств, вступая в конкурентную борьбу с частными институтами. Таким  образом, государство осуществляет предпринимательскую деятельность на макроуровне, решая задачи глобального  масштаба.

Функционирование государства  на местном уровне осуществляется чаще всего в трех основных направлениях:

Во-первых, в наиболее прибыльных областях предпринимательской деятельности с целью пополнения городского бюджета (или бюджета области или края);

Во-вторых, в сфере действия естественных монополий (тепло-, водо- и газоснабжения, электроэнергетики, связи) во избежание неоправданного завышения тарифов этих организаций на свои услуги;

В-третьих, в малорентабельных и капиталоемких отраслях производства, в которые частный сектор инвестирует  средства неохотно.

Реализуется государственная  предпринимательская деятельность путем создания предприятий на базе государственной или городской (муниципальной) собственности. Такие предприятия  получили название унитарных (от фр. Unitaire – единый; единый собственник). Таким образом, унитарным предприятием является коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия неделимо и не может быть распределено по долям и паям, в том числе между работниками предприятия.

В форме унитарных предприятий  могут создаваться только государственные  и муниципальные предприятия. Имущество  унитарного предприятия находится  в государственной или городской  собственности и передается такому предприятию в оперативное управление или на правах хозяйственного ведения.

На принципах оперативного управления строятся унитарные предприятия, находящиеся в общегосударственной, федеральной собственности; в российской хозяйственной практике такие предприятия  называются казенными (название казенные предприятия происходит от тюркского  слова «казна» − ценности, имущество, принадлежащие государству). Образует казенные предприятия правительство; оно выделяет казенному предприятию имущество, которым предприятие не может самостоятельно распоряжаться (например, продавать или сдавать в аренду и т.п.), а действует лишь с согласия собственника. Причем собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием, вправе изымать имущество и распоряжаться им по своему усмотрению. Что же касается произведенной продукции, то казенное предприятие может реализовывать его самостоятельно, так, как считает нужным, за исключением случаев, когда выпускаемая продукция не может поступать в свободную продажу (например, оружие, специальные медицинские препараты и химические вещества и т.п.). Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.

Несколько иные принципы функционирования лежат в основе деятельности унитарного предприятия с правом хозяйственного ведения. В целом они менее  жестки, чем у казенного предприятия; право хозяйственного ведения предоставляет  предприятию несколько большую  экономическую свободу. Собственник  имущества, находящегося в хозяйственном  ведении, решает вопросы создания предприятия, определяет его цели и сферу деятельности, способы реорганизации и ликвидации предприятия, назначает директора, а также осуществляет контроль за сохранностью и целевым использованием имущества предприятия. Унитарное предприятие с правом хозяйственного ведения не может самостоятельно продавать вверенное ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить его в складочный капитал хозяйственных товариществ и обществ. Однако остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Действует унитарное предприятие  на основании устава, который утверждается уполномоченным государственным органом  или органом местного самоуправления. Аналогично с хозяйственными обществами унитарное предприятие имеет  уставный фонд, минимальная величина которого устанавливается законодательством. Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен составлять не менее чем 5000 МРОТ, муниципального — не менее чем 1000 МРОТ. На момент государственной регистрации предприятия его уставный фонд должен быть полностью оплачен. Если по результатам финансового года стоимость чистых активов унитарного предприятия становится меньше уставного фонда, то орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше минимума, установленного законом, предприятие подлежит ликвидации.

Как и другие предприятия, унитарные предприятия подлежат регистрации в реестре юридических  лиц. Однако правоспособность унитарного предприятия возникает в полном объеме лишь после полной оплаты его  уставного фонда.

Унитарное предприятие:

 не вправе создавать  в качестве юридического лица  другое унитарное предприятие  путем передачи ему части своего  имущества (дочернее предприятие);

 может от своего  имени приобретать и осуществлять  имущественные и личные неимущественные  права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;

 должно иметь самостоятельный  баланс.

 Создание унитарных  предприятий на основе объединения  имущества, находящегося в собственности  РФ, субъектов РФ или муниципальных  образований, не допускается.

Виды унитарных предприятий:

 • унитарные предприятия,  основанные на праве хозяйственного  ведения, федеральное госпредприятие  и госпредприятие субъекта РФ (госпредприятие), муниципальное предприятие;унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления,

­федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие (казенное предприятие).

Правоспособность унитарного предприятия заключается в следующем: унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности согласно уставу и нести связанные с этой деятельностью обязанности; считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в Единый госреестр юридических лиц; создается без ограничения срока, если иное не установлено уставом; и вправе открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами; до момента завершения формирования собственником его имущества уставного фонда не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением государственного или муниципального предприятия; отдельные виды деятельности унитарное предприятие может осуществлять только на основании лицензии.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим  ему имуществом; при этом оно не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Поскольку имущество унитарного предприятия не делится на доли участия, не допускается создание таких предприятий  на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных  образований. Соответственно, унитарные  предприятия могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, только если их имущество принадлежит  одному и тому же собственнику (ст. 2, 29 Закона об унитарных предприятиях).

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества; если унитарное предприятие основано на праве оперативного управления, то фирменное наименование должно содержать  указание на то, что предприятие  является казенным. Например, муниципальное  предприятие «Гортопливо», или казенное предприятие «Росвооружение».

Государственное или муниципальное  предприятие может быть создано в случае:

 • использования имущества,  приватизация которого запрещена,  в том числе имущества, которое  необходимо для обеспечения безопасности  РФ; f/ осуществления деятельности  в целях решения социальных задач (реали­зации товаров и услуг по минимальньго ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций ДЛЯ обеспечения продовольственной безопасности государства; деятельности, предусмотренной законами исключительно для государственных унитарных предприятий; научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности РФ; разработки и изготовления видов продукции, находящейся в сфере интересов РФ и обеспечивающей безопасность РФ; производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

Казенное предприятие может  быть создано в случае:

 если преобладающая  часть продукции (работ, услуг)  предназначена для федеральных  госнужд, нужд субъекта РФ или муниципального образования;использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности РФ, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов России; осуществления деятельности по производству товаров (работ, услуг), реализуемых по госценам в социальных целях, а также отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств; необходимости производства видов продукции, обеспечивающей безопасность РФ или изъятой из оборота, ограниченно оборотоспособной; осуществления деятельности, предусмотренной законами исключительно для казенных предприятий.

Единоличный исполнительный орган  унитарного предприятия - руководитель {директор, генеральный директор), который назначается собственником имущества унитарного предприятия и подотчетен ему. Руководитель действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе:

 представляет его интересы;

 совершает сделки от  имени унитарного предприятия;

 утверждает структуру  и штаты, принимает на работу  работников, заключает и прекращает  трудовые договоры с ними;

 издает приказы, выдает  доверенности;

 организует выполнение  решений собственника имущества  унитарного предприятия.

 Руководитель унитарного  предприятия не вправе быть  учредителем (участником) юридического  лица, занимать должности и заниматься  другой оплачиваемой деятельностью  в госорганах, органах местного  самоуправ­ления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, принимать участие в забастовках.

 В унитарном предприятии  могут быть образованы совещательные  органы (ученые, педагогические, научные,  научно-технические советы и др.), структура которых, состав и  компетенция определяются уставом.

Обратимся теперь к рассмотрению достоинств и недостатков унитарного предприятия. Достоинства данной организационно-правовой формы следующие:

Поскольку унитарное предприятие  создается правительством или органами местного самоуправления, то коммерческий интерес в нем может не иметь  доминирующего значения. Такое предприятие  чаще всего является выразителем  общественного интереса;

Унитарное предприятие более  стабильно, нежели частные предпринимательские  структуры. Это обстоятельство вызвано  тем, что, во-первых, унитарные предприятия  функционируют в специальных  сферах коммерческой деятельности, где  конкуренция менее остра, и, во-вторых, в связи с постоянным контролем  и поддержкой со стороны государства  внезапное банкротство им, как  правило, не грозит;

Наемный персонал унитарного предприятия чувствует себя зачастую более комфортно в плане предсказуемости  дальнейшей деятельности предприятия (так как работа его связана  с меньшим риском). Работа на таком  предприятии предпочтительнее для  людей, которые получают небольшой, но стабильный заработок.

Что же касается недостатков, то следует подчеркнуть следующее:

Государственная форма собственности  менее экономически эффективна, нежели частная. Стабильность в оплате труда угнетает стимулы для творческой инициативы, коммерческого интереса и риска, повышения производительности труда;

Государственная форма собственности  провоцирует бюрократизм в управлении унитарным предприятием, создает  почву для уравниловки и разворовывания имущества предприятия;

Персонал унитарного предприятия  часто стремится использовать имущество  предприятия в целях личной наживы.

Отмеченные недостатки весьма серьезны, поэтому унитарное предприятие  целесообразно создавать только в тех областях, где другие формы  организации бизнеса неэффективны.

Примеры

Информация о работе Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Государственные и унитарные муниципальные предприятия