Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 15:18, курсовая работа
Информационно-справочные документы являются неотъемлемой частью кадровой документации. Документы этой группы играют служебную, вспомогательную роль по отношению к другим кадровым документам. Они не содержат распоряжений, не обязывают, а сообщают сведения, побуждающие принимать определенные управленческие решения. В отличие от распорядительной документации информационно-справочные документы не являются обязательными для исполнения и содержат информацию, принимаемую к сведению.
Информационно-справочные документы, как отмечалось ранее, являются основанием для издания приказов по личному составу.
Культурная функция - способность
документа сохранять и передавать культурные
традиции, эстетические нормы, ритуалы,
принятые в обществе (кинофильм, фотография,
научно-технический документ и др.).
Управленческая функция выполняется официальными
документами, которые специально созданы
для целей и в процессе управления (законы,
положения, уставы, протоколы, решения,
сводки, отчеты и др.). Эти документы играют
большую роль в информационном обеспечении
управления, они многообразны, отражают
различные уровни принятия решений.
Правовая функция присуща документам,
в которых закрепляются изменения правовых
норм и правонарушений. Можно выделить
две категории документов, наделенных
правовой функцией: изначально обладающие
ею и приобретающие ее на время.
В первую группу входят все документы, устанавливающие, закрепляющие, изменяющие правовые нормы и правоотношения или прекращающие их действие, а также другие документы, влекущие за собой юридические последствия. Сюда относятся все правовые акты органов государственной власти (законы, указы, постановления и др.), судебные, прокурорские, нотариальные и арбитражные акты, все договорные, удостоверительные документы (паспорта, пропуска, удостоверения и т.д.) и оправдательно-финансовые документы (накладные, приходные ордера, счетно-платежные требования и т.п.).
Ко второй категории относятся
документы, которые на время приобретают
эту функцию, являясь доказательством
каких-либо фактов в суде, органах следствия
и прокуратуре, нотариате, арбитраже. В
принципе любой документ может быть доказательством
и тем самым временно будет наделен правовой
функцией. Функция исторического источника
изучается исторической наукой. Существует
две точки зрения: первая - документ становится
историческим источником с момента передачи
его на архивное хранение; вторая - документ
наделяется этой функцией с момента его
возникновения, но осознается эта функция
человеком лишь когда документ поступает
в архив. Таким образом, эта функция начинает
доминировать в документе, если он выступает
как источник информации для историка,
исследующего ту или иную проблему. Функция
учета дает не качественную, а количественную
характеристику информации, связанной
с хозяйственными, демографическими и
иными социальными процессами с целью
их анализа и контроля. Основные виды учета
- статистический, бухгалтерский, оперативный
отражаются в статистических и финансово-экономических
документах, плановой, отчетной, документации.
Автор документа, как правило, наделяет
его какой-то одной функцией, объективно
же этот документ несет и иные функции
и с течением времени удельный вес той
или иной функции изменяется. Перечисленные
функции можно подразделить на функции
оперативного характера, время действия
которых ограничено (управленческая, правовая,
учета) и функции постоянно действующие
(информационная, социальная, исторического
источника). Например, аттестат зрелости
содержит информационную, культурную,
социальную, правовую и функцию исторического
источника, др. примеры.
Виды справочно-информационных документов
Процесс принятия обоснованных управленческих решений основан на сборе и обработке объективной и достоверной информации. Информация о фактическом положении дел в системе управления содержится в различных источниках, но важнейшее место среди них занимают справочно-информационные и справочно-аналитические документы: приказ, протокол, служебная записка, контракт, доверенность, акт, справка, докладная записка, письма, телеграмма, телефонограмма и др.
Приказ является одним из наиболее важных документов предприятия. Это нормативный документ, издаваемый директором предприятия для решения каких-либо задач.
Приказы по организационной работе предприятия, финансированию, планированию, отчетности, снабжению, реализации продукции и другие производственные вопросы относятся к приказам по основной деятельности.
Подготовка приказа включает следующие стадии:
изучение существа вопроса и сбор необходимых сведений;
подготовка проекта приказа:
согласование проекта;
подписание руководителем.
Проект приказа готовится специалистами предприятия по поручению руководителя. Приказы оформляются на бланках предприятия для внутренних документов. Приказ должен иметь название вида документа, дату и №.
Датой приказа является дата его подписания руководителем.
Нумерация приказов производится в валовом порядке с января по декабрь в пределах года.
Приказы по основной деятельности нумеруются и ведутся отдельно от приказов по личному составу.
Протокол – это распорядительный документ, который содержит в себе запись всего происходящего на собрании, заседании. Протокол обычно составляется секретарем или другим назначенным лицом непосредственно на заседании.
Протокол содержит в себе следующие реквизиты:
наименование компании;
наименование документа (протокол);
номер протокола;
дата заседания;
место заседания;
заголовок к тексту документа;
текст протокола;
подписи.
Основная часть текста протокола разбита на несколько составляющих. В каждом разделе могут быть такие части: СЛУШАЛИ, ВЫСТУПАЛИ, РЕШИЛИ (ПОСТАНОВИЛИ). Данные слова пишутся прописными буквами с нового абзаца.
Протоколы могут быть двух видов: краткий и полный. Краткий протокол содержит в себе фамилии докладчиков, темы докладов. Полный протокол содержит записи всех докладов.
Докладная записка – это информационно-справочный документ, который составляется на имя руководителя компании или вышестоящей инстанции. Докладная записка готовится либо по инициативе работника, либо по требованию руководства. Цель докладной записки – информировать руководство о сложившейся ситуации и побудить к принятию определенного решения. Иногда докладная записка может носить просто информационный характер, т.е. информировать о завершении или ходе выполнения работ, задач.
Докладная записка обычно состоит из двух частей: в первой описывается сложившаяся ситуация, во второй излагаются предложения, просьбы, делаются конкретные выводы.
Докладная записка содержит следующие реквизиты:
адресат (кому предназначена докладная записка: наименование должностного лица, его фамилия, инициалы);
дата и номер документа;
место (город) составления;
наименование документа (Докладная записка);
заголовок к тексту документа (начинается со слов «О …», «Касательно …»);
текст докладной записки;
личные данные составителя (должность, фамилия, инициалы);
подпись адресанта (составителя).
Служебная записка — это информационно-справочный документ внутренней деловой переписки, принятый в компании, осуществляется между структурными подразделениями либо сотрудниками, которые не находятся в прямом подчинении. Служебная записка содержит в себе какие-то деловые вопросы, касающиеся работы отдела или конкретного сотрудника, решение которых зависит от другого структурного подразделения компании либо сотрудника. Например, просьба о чем-либо, предложение чего-либо и другое или просто какое-то объявление, инструкция, извещение и прочее. Служебная записка оформляется на листе форматом А4, если в организации не ведется электронный документооборот.
Служебная записка состоит из следующих частей:
«шапка», где указывается, кому она адресована (должность, фамилия, имя, отчество в дательном падеже);
дата составления и номер служебной записки;
наименование документа (Служебная записка);
заголовок к тексту документа (говорит о предмете служебной записки);
текст документа;
должность составителя, подпись и расшифровка подписи – фамилия, имя, отчество автора служебной записки;
Справка – это документ оперативной информации, который содержит в себе описание и подтверждение каких-либо фактов и событий: справка о подтверждении места учебы или работы, о занимаемой должности, заработной плате, месте проживания, медицинская справка и прочее. Справка составляется в произвольной форме и оформляется на листе форматом А4 либо на специальном бланке. Обязательными реквизитами справки являются:
наименование адресата (кому предназначена справка);
наименование документа (Справка);
дата и номер справки;
место (город) составления справки;
заголовок к тексту (для некоторых видов справок – о наличии материалов);
текст справки;
подпись.
В некоторых справках адресата не указывают, а в конце текста документа пишут, для какой цели выдана справка и ставят печать организации, которой была выдана справка.
Доверенность- это документ о предоставлении права доверенному лицу на совершение каких-либо действий от лица доверителя.
По своему назначению доверенность является документом для представительства доверенного лица от имени доверителя перед третьими лицами.
Доверенности бывают двух видов:
официальные, выданные предприятием;
личные, выданные физическим лицом.
Необходимые реквизиты для официальных доверенностей:
Наименование предприятия;
Юридический адрес;
Название вида документа;
Дата;
Номер;
Текст;
Подписи должностных лиц;
Печать предприятия.
Телеграммы оформляются на специальных типографских бланках, а в случае их отсутствия на обычной бумаге. Печатают телеграмму в двух экземплярах на одной стороне листа через два интервала прописными буквами.
Первый экземпляр направляется на телетайп, второй - подшивается в дело. Информация, не подлежащая передаче (почтовый адрес отправителя, подпись должностного лица, дата), печатается строчными буквами (кроме заглавных) после черты, отделяющей эти реквизиты от текста, который подлежит передаче. Если предприятие имеет условный телетайпный адрес, например “Контакт”, то вместо адреса указываются условные обозначения. Текст телеграммы составляется без союзов, предлогов и знаков препинания (если при этом не искажается содержание), без переноса слов. Текст не должен заканчиваться цифрами. В ответной телеграмме следует указывать номер и дату документа без добавления слов “номер”, “Ваш”, “на Ваш”. Знаки препинания допускается обозначать условными сокращениями: точка - ТЧК, запятая - ЗПТ, двоеточие - ДВТ, кавычки - КВЧ. Условно обозначается также слово “номер” - HP.
Телеграмма визируется исполнителем, подписывается руководителем предприятия и заверяется печатью. Исправления, внесенные при подписании, заверяются исполнителем под чертой телеграфного бланка. Телеграммы, направленные в несколько адресов, подписываются в одном экземпляре. На экземпляре, остающемся на предприятии, указываются все адреса и прилагается список адресатов.
Международные телеграммы печатаются русским и латинским шрифтом. Текст международной телеграммы печатается через два интервала, прописными буквами, без красной строки, абзацев, переноса слов и исправлений. Адрес международной телеграммы включает: отметку о категории телеграммы, наименования адресата, наименование пункта или страны назначения. Текст международной телеграммы подписывается руководителем предприятия и заверяется печатью. В левом нижнем углу международной телеграммы указывается номер, дата, фамилия исполнителя, номер служебного телефона.
Телефонограмма включает следующие реквизиты: наименование предприятия, вид документа, дата, индекс, место составления, адресат, текст, подпись, отметки о времени передачи и указание должностей и фамилий (или только фамилий) лиц, принявших и передавших телефонограмму. В случае отсутствия бланков для телефонограммы применяются листы бумаги формата А5. Телефонограммы составляются в одном экземпляре, подписываются руководителем предприятия или непосредственным исполнителем. Текст телефонограммы не должен включать более 50 слов. Если телефонограмма передается нескольким адресатам,то прилагается список учреждений - адресатов и номеров телефонов.
Объяснительная записка - это документ, в котором работник предприятия объясняет причины невыполнения какого-либо поручения, нарушения трудовой или производственной дисциплины. Объяснительная записка может оформляться рукописным способом на стандартном листе бумаги. Объяснительная записка содержит следующие реквизиты: наименование предприятия, наименование структурного подразделения, наименование вида документа, дата, номер, заголовок к тексту, текст, подпись.
Письма оформляются на бланках для писем, и содержат следующие реквизиты: адресат, заголовок к тексту, текст, отметку о наличии приложения, подпись, отметку об исполнителе. Текст письма, как правило, состоит из двух частей. Сначала указываются причины, послужившие основанием для составления письма (факты, события, ссылки на другие документы), а затем излагаются выводы, предложения, просьбы. В переписке используются следующие формы изложения текста:
от первого лица единственного числа (ПРОШУ);
от первого лица множественного числа (ПРОСИМ);
от третьего лица единственного числа (ПРЕДПРИЯТИЕ ПРОСИТ);
от третьего лица множественного числа (РУКОВОДСТВО ПРЕДПРИЯТИЯ И ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ ПРОСЯТ).
Исходящие письма (отправляемые) визируются заинтересованными должностными лицами (например, письма по финансовым вопросам - главным бухгалтером). Визы проставляются на лицевой стороне последнего листа копии письма, остающейся на предприятии.
Информация о работе Организация работы со справочно – информационной документацией