Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 15:54, реферат
Целью и основной задачей данного реферата является теоретическое исследование особенности административно-правового статуса исполнительных органов, согласно законодательству Республики Казахстан.
I. Общая характеристика органов исполнительной власти
1. Понятие и основные признаки органов государственного управления
Введение
Общая характеристика органов исполнительной власти
Понятие и основные признаки органов государственного управления
Правовое положение органов государственного управления
Классификация органов исполнительной власти
Система органов исполнительной власти
Правительство Республики Казахстан
Центральные исполнительные органы Республики Казахстан
Местные исполнительные органы Республики Казахстан
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В современных условиях государственное управление, имеющее своей главной задачей обеспечение согласованной, упорядоченной деятельности всех частей, составляющих общественную организацию, представляет собой механизм исполнительной власти. Этот механизм есть государственная администрация, практически реализующая исполнительную власть в масштабе всей Республики Казахстан. Органы исполнительной власти, или исполнительные органы, практически администрируют, т.е. управляют экономической, социально-культурной и административно – политической сферами жизни, обеспечивая при этом исполнение, т.е. проведение в жизнь требований казахстанского законодательства. Их деятельность носит административный, т.е. управленческий, исполнительный, внесудебный характер.
В своей исполнительной деятельности они выражают публично- правовой интерес, для чего наделяются значительными юридически- властными полномочиями, которые используются ими во взаимоотношениях с гражданами, общественными объединениями, коммерческими и некоммерческими организациями в Республике Казахстан и т. п. Кроме этого, надо учитывать, региональные органы исполнительной власти призваны осуществлять государственный контроль и надзор во многих областях жизни общества. Именно представители исполнительной власти (в частности, должностные лица) являются теми официальными государственными инстанциями, от действий которых зависит реализация законных интересов и притязаний граждан.
Административно-правовые аспекты органов исполнительной власти всегда были актуальной темой, и таковой она остается до сих пор.
Целью и основной задачей данного реферата является теоретическое исследование особенности административно-правового статуса исполнительных органов, согласно законодательству Республики Казахстан.
I. Общая характеристика органов исполнительной власти
1. Понятие и основные признаки
органов государственного
К органам государственного управления относятся органы (аппараты), которые создаются для осуществления исполнительной и распорядительной деятельности. Они - составные части государственного аппарата и основные субъекты административного права.
Органам государственного управления присущи основные черты, свойственные всем органам государственного аппарата:
- наличие в
их распоряжении полномочий
- они имеют
свою организационную
Органы управления обладают и специфическими признаками, отличающими их от иных видов государственных органов, которые определяются своеобразием стоящих перед ними задач и методов их осуществления, особым характером их государственной деятельности1.
Задачи и цели органа управления: чего он должен достичь в процессе и в результате своей деятельности в порученной ему области.
Функции органа управления указывают, из чего складывается практическая повседневная деятельность органа, направленная на выполнение поставленных перед ним задач. Функции отражают материальное содержание деятельности органа.
Органы управления призваны осуществлять исполнительную и распорядительную деятельность государства, которая состоит в практическом исполнении законов и подзаконных актов в процессе непосредственного управления. Они проводят в жизнь требования этих актов, организуют их исполнение подведомственными объектами, решают разнообразные вопросы, возникающие в повседневной практике претворения в жизнь требований законов, указов, а также актов местного самоуправления.
В этом смысле органы управления являются исполнительным аппаратом, подконтрольным и подотчетным органам государственной власти.
И, наконец, для
рассматриваемых органов
Понятие органа государственного управления, по мнению проф. А.П. Коренева, может быть определено как структурно оформленное самостоятельное образование, функционально осуществляющее исполнительную и распорядительную деятельность в целях решения задач общества в сферах хозяйственного, социально-культурного, административно-политического строительства и в межотраслевых сферах государственной деятельности.3
Для органов
государственного управления характерна
подчиненность нижестоящих
В юридической литературе допускается отнесение к органам государственного управления предприятий и учреждений. Однако, основной задачей учреждений, предприятий является не внешнее властное руководство, не управление, а внутреннее осуществление непосредственного процесса производства (внутри своих коллективов) материальных благ, предоставления тех или иных услуг. Таким образом, государственные учреждения и промышленные предприятия не являются органами государственного управления потому, что не обладают внешними государственно-властными полномочиями.
Итак, орган государственного управления – это звено государственного аппарата, функционально осуществляющее на основе и во исполнение законов и подзаконных актов исполнительную и распорядительную деятельность.
Правовое положение органов государственного управления регулируется: Конституцией Республики Казахстан, законами, указами, регулирующими те или иные сферы деятельности, подзаконными актами. Например, Конституционный Закон Республики Казахстан «О Правительстве РК» от 18.12.1995 г., Закон Республики Казахстан «О местных представительных и исполнительных органах РК» от 10.12.1993 г., Положения о Министерствах и др.4
Конкретное
правовое положение органов
а) действуют на основании и во исполнение закона, при этом не только исполняют его веления, но и часто самостоятельно устанавливают подзаконные общеобязательные правила поведения (правовые нормы);
б) основные органы государственного управления образуются непосредственно органами государственной власти, все они подотчетны и подконтрольны в своей деятельности органам государственной власти;
в) органы государственного управления могут совершать действия, которые либо прямо указаны в законе, либо необходимы для выполнения закона. Законом устанавливаются объем компетенции, основные задачи, формы деятельности многих органов управления;
г) действуя в пределах своей компетенции, орган государственного управления обладает необходимой оперативной самостоятельностью;
д) деятельность их носит подзаконный характер и осуществляется на основе и во исполнение закона, в соответствии со своим назначением эти органы обязаны активно проводить в жизнь требования законов, действовать в строгом соответствии с законом;
е) ведущие звенья системы этих органов образуются органами государственной власти, которым они подотчетны и подконтрольны, они представляют собой исполнительный аппарат, работают под руководством последних, ответственны перед ними, подотчетны и подконтрольны им, получают от них полномочия. Ведущие звенья органов государственного управления - Правительство Республики Казахстан, центральные органы отраслевого и межотраслевого управления, администрации и их отделы и управления и иные, непосредственно образуются органами государственной власти. Другая часть органов государственного управления создается в распорядительном порядке полномочными вышестоящими органами управления;
ж) для осуществления исполнительно - распорядительной деятельности органы управления от имени государства наделяются юридическими властными полномочиями. Это выражается в праве:
- издавать от имени государства обязательные акты;
- обеспечивать реализацию данных актов путем проведения организационных мероприятий, применения мер воспитания, убеждения и поощрения;
- осуществлять от имени государства надзор за исполнением правовых актов;
- охранять эти акты от нарушений путем применения в необходимых случаях мер государственного принуждения;
з) каждый орган государственного управления имеет свою компетенцию, устанавливаемую различными правовыми актами полномочных органов РК (компетенция - это точно определенный объем прав и обязанностей, которыми наделяется данный орган для выполнения возложенных на него задач и функций);
и) органы государственного управления, за исключением Правительства, поднадзорны органам прокуратуры. Эти органы государственного управления обязаны рассматривать касающиеся их акты прокурорского надзора (протесты, представления и др.) и принимать по ним меры в соответствии с законодательством. В равной степени это положение действует и в отношении судебных органов;
к) органы государственного управления руководят деятельностью предприятий, учреждений и организаций. С учетом этого определяются их права, обязанность и ответственность, место и роль, взаимоотношения в системе государственного аппарата. Каждый нижестоящий орган управления подчиняется соответствующему вышестоящему органу5.
Реформы политической системы и экономики требуют того, чтобы аппарат управления стал действительно исполнительным и подконтрольным представительным органам, освободился от тех гипертрофированных властных полномочий, которые он присвоил в прежние годы.
Деятельность
аппарата государственного управления
и каждого в отдельности
Данные органы можно классифицировать по ряду признаков и прежде всего в зависимости от государственного устройства, организационных форм, характера компетенции, порядка решения подведомственных вопросов.
В соответствии с унитарным государственным устройством различаются центральные органы исполнительной власти и местные органы исполнительной власти.
По организационно-правовым формам различаются:
Организационные формы органов исполнительной власти сами по себе не всегда определяют их место, назначение, характер компетенции, принципы, лежащие в основе порядка разрешения подведомственных им дел. Часто эти параметры закрепляются в нормативно-правовых актах, устанавливающих правовой статус тех или иных органов.