Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 15:54, реферат
Целью и основной задачей данного реферата является теоретическое исследование особенности административно-правового статуса исполнительных органов, согласно законодательству Республики Казахстан.
I. Общая характеристика органов исполнительной власти
1. Понятие и основные признаки органов государственного управления
Введение
Общая характеристика органов исполнительной власти
Понятие и основные признаки органов государственного управления
Правовое положение органов государственного управления
Классификация органов исполнительной власти
Система органов исполнительной власти
Правительство Республики Казахстан
Центральные исполнительные органы Республики Казахстан
Местные исполнительные органы Республики Казахстан
Заключение
Список использованной литературы
По общему правилу правительства, министерства, комитеты, образуются на уровне республики.
Органы исполнительной власти других организационных форм создаются и действуют на местном уровне.
По характеру компетенции выделяются органы общей, отраслевой, межотраслевой и внутриотраслевой компетенции.
Органы общей компетенции руководят на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер управления, обеспечивают там комплексное экономическое, социально-культурное развитие. К ним относятся акиматы областей, городов республиканского значения, городов, районов, сельских округов.
Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подведомственными им отраслями, например, Министерство сельского хозяйства, Министерство здравоохранения, Министерство образования и др.
Органы межотраслевой компетенц
Органы внутриотраслевой компетенции руководят в рамках отраслей порученными участками работ (например, территориальные органы министерств).
По порядку разрешения подведомственных вопросов различаются коллегиальные и единоначальные органы. Коллегиальные органы — организационно и юридически объединенные группы лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по всем вопросам компетенции данных органов. В коллегиальных органах решения принимаются большинством их членов в сочетании с персональной ответственностью за их исполнение, за руководство порученными участками работы. Коллегиальность позволяет наиболее правильно решать крупные и сложные вопросы руководства с участием специалистов, с использованием их опыта.
Единоначалъными являются органы, в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавляющему данный орган руководителю. Единоначалие обеспечивает оперативность руководства, использование индивидуальных способностей и опыта руководителей, повышает их персональную ответственность за результаты работы органа. Единоначальными могут быть органы как общей, так и отраслевой компетенции.
Единоначалие эффективно тогда, когда опирается на различные институты демократии и не подменяется единовластием. В системе исполнительной власти сочетание коллегиальных и единоначальных органов способствует как всестороннему и квалифицированному обсуждению, так и оперативному решению вопросов. Сочетание указанных начал в единоначальных органах часто выражается в том, что здесь действуют коллегии. Они существуют в министерствах и других органах. По своему статусу коллегии относятся к совещательным органам, что не умаляет их роли в руководстве соответствующими отраслями и сферами. Решения коллегий, как правило, проводятся в жизнь приказами (распоряжениями) руководителей, но могут быть обращены к исполнению непосредственно. Это объясняется тем, что председателями являются руководители соответствующих органов, которые своей подписью придают юридическое значение решениям коллегий.
Особое организационно-правовое положение занимают создаваемые в системе государственного управления координационные и консультативные органы. По общему правилу, они являются вспомогательными органами органов исполнительной власти, не наделенными юридически-властными полномочиями, хотя и выполняющими важные задачи.7
II. Система органов исполнительной власти
Под системой органов исполнительной власти понимается их совокупность и система взаимоотношений на основе разграничения компетенции между ними.8
Система органов государственного управления - взаимосвязанная совокупность органов государственного управления, упорядоченная по наиболее существенным, определяющим признакам.
Система органов
государственного управления, как правило,
строится применительно к
1. Высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти РК - Правительство РК;
2. Центральные
исполнительные органы РК: министерства,
агентства, комитеты (например, Комитет
национальной: безопасности), центральные
исполнительные органы, не входящие
в состав Правительства (
3. Местные исполнительные органы - акиматы областей, городов, районов, сельских округов;
4. Органы непосредственного
управления объединениями,
Высшим исполнительным органом Республики Казахстан является Правительство. В соответствии с Конституцией Республики Казахстан Правительство осуществляет исполнительную власть Республики Казахстан, возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью10.
Правительство во всей своей деятельности ответственно перед Президентом Республики Казахстан, а также подотчетно Парламенту. Правительство образуется Президентом Республики. В состав Правительства входят члены Правительства – Премьер-министр, его заместители, министры и иные должностные лица Республики.
Премьер-министр
назначается Президентом РК с
согласия Парламента. Предложения о
структуре и составе
Правительство - это орган высшей общей компетенции, поскольку в процессе его деятельности воплощаются все функции государства. Правительство обеспечивает осуществление Конституции Республики Казахстан законов, указов Президента нормативного характера11.
В соответствии со статьей 66 Конституции Республики Казахстан, Правительство Республики Казахстан:
Члены правительства коллегиально ответственны за решения, принимаемые правительством, даже, если они не голосовали за их принятие, но не заявили незамедлительно о своем несогласии.
Правительство РК действует в пределах срока полномочий Президента и слагает полномочия перед вновь избранным Президентом, продолжая выполнять свои обязанности до формирования нового состава правительства13.
Конституция Республики Казахстан не устанавливает срока функционирования Правительства РК, но закрепляет две формы прекращения его деятельности – сложение полномочий и отставку.
Президент может
по собственной инициативе принять
решение о прекращении
Освобождение от должности премьер-министра означает прекращение полномочий всего правительства.
Министерство - является центральным исполнительным органом Республики, осуществляющим руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления, а также в пределах, предусмотренных законодательством - межотраслевую координацию (например, Министерство государственных доходов).
Министерства образуются, реорганизуются и упраздняются Президентом Республики Казахстан. Министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом.
Правовой статус
министерств закреплен в
Заместители министров
назначаются, как правило, правительством
по представлению Премьер-
В структуре министерства образуются департаменты, главные управления (управления), комитеты, которые осуществляют непосредственное управление порученными сферами деятельности министерства.
Министерства, как правило, имеют территориальные подразделения, которые находятся в двойном подчинении: соответствующему министерству по вертикали и местной администрации - по горизонтали (например, отделы образования, финансовые отделы и др.).
Министерства несут ответственность за состояние и дальнейшее развитие порученных им отраслей управления, научно-технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребностей государства во всех видах продукции этих отраслей.
Министерства осуществляют руководство порученными отраслями, они полномочны решать все вопросы, в пределах предоставленных им прав, призваны в своей деятельности осуществлять контакты и деловое сотрудничество с другими министерствами и ведомствами в разработке и решении межотраслевых вопросов.
Будучи центральным органом исполнительной власти, министерства наделены различными полномочиями, например: выдают разрешения (лицензии) на различные виды деятельности (МВД выдает разрешение на приобретение и хранение оружия, Министерство финансов - на выпуск ценных бумаг и др.); регистрируют различные объекты (предприятия, общественные и религиозные объединения, жилые строения); осуществляют надзорные и контрольные функции (финансовый контроль со стороны Министерства финансов); нормотворческая деятельность (разработка проектов законов в пределах своей компетенции); правоприменительная деятельность (по вопросам административного производства) и др.
Агентство - центральный исполнительный орган РК, не входящий в состав Правительства. Образуется, реорганизуется и упраздняется Президентом Республики по предложению Премьер-Министра Республики.
Агентство осуществляет
руководство соответствующей
Структура агентства утверждается его руководителем - председателем, и состоит, как правило, из департаментов и управлений. Актами агентства являются приказы председателя агентства.
Ведомство - орган, который выполняет отдельные межотраслевые, управленческие либо специальные подотраслевые функции в рамках министерства. Зачастую это разрешительные, контрольные и надзорные функции.
Среди ведомств можно выделить две основные группы:
Ведомства первой группы образуются, реорганизуются и упраздняются Президентом, второй группы - как Президентом, так и Правительством.
Местные исполнительные органы входят в единую систему исполнительных органов Республики Казахстан, обеспечивают проведение общегосударственной политики исполнительной власти в сочетании с интересами и потребностями развития соответствующей территории.
В соответствии с пунктом 2 статьи 87 Конституции Республики Казахстан, к ведению местных исполнительных органов относится: