Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 12:45, контрольная работа
Актуальность темы заключается в том, что исследуемая тематика создает предпосылки для повышения эффективности борьбы с административными правонарушениями, нацеленной на реализацию конституционного положения на защиту прав и свобод граждан, укрепление законности в стране, на создание правового государства, а также улучшения организации и функционирования исполнительных органов государственной власти.
Объектом контрольной работы являются органы исполнительной власти Российской Федерации на современном этапе.
Введение.......................................................................................................................3
1.Понятие и сущность органов исполнительной власти.........................................4
2.Классификация органов исполнительной власти................................................ 8
2.Система федеральных органов исполнительной власти, принципы её
построения..................................................................................................................10
Заключение.................................................................................................................15
Список использованной литературы.......................................................................17
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российский государственный гуманитарный университет»
Филиал в г. Электростали
Факультет экономический
Клинк Анна Михайловна
Контрольная работа по курсу: Административное право
на тему: «Органы исполнительной власти как субъект
административного права»
Студентки 3 курса специальности «Экономика и управление на предприятии»
Группы «ЭУ-3/5,5-09»
Ст. преподаватель
Пчелинцева М.В.
Электросталь 2013
Содержание
Введение......................
1.Понятие и сущность органов исполнительной
власти........................
2.Классификация органов
исполнительной власти.........
2.Система федеральных органов исполнительной власти, принципы её
построения....................
Заключение....................
Список использованной литературы....................
Введение
Основное назначение органов исполнительной власти - деятельность по организации исполнения Конституции, других законов и иных правовых нормативных актов, исполнение государственного бюджета, программ экономического и социального развития, а также решение различных оперативных вопросов, входящих в компетенцию органов исполнительной власти. Эти органы обладают также полномочиями распорядительного характера, т.е. могут распоряжаться материальными, финансовыми и иными ресурсами, управлять государственным имуществом и т.д.
Актуальность темы заключается в том, что исследуемая тематика создает предпосылки для повышения эффективности борьбы с административными правонарушениями, нацеленной на реализацию конституционного положения на защиту прав и свобод граждан, укрепление законности в стране, на создание правового государства, а также улучшения организации и функционирования исполнительных органов государственной власти.
Объектом контрольной работы являются органы исполнительной власти Российской Федерации на современном этапе.
Предметом исследования в контрольной работе являются нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере исполнительной власти.
Цель контрольной работы - комплексное, всестороннее структурно- логическое исследование основных видов органов исполнительной власти Российской Федерации после реформ 2004 года.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1.расширить для себя понятие органа исполнительной власти;
2.исследовать виды органов исполнительной
власти в Российской Федерации;
3.определить направления деятельности
органов исполнительной власти;
4.разобрать органы исполнительной власти по их классификации;
5.рассмотреть принципы организации исполнительной власти.
1. Понятие и сущность органов исполнительной власти
Орган исполнительной власти - это организация, представляющая собой структурно обособленную единицу государственной администрации, посредством которой реализуются управленческие функции исполнительной власти и совершаются юридически значимые действия от имени государства.
Основная задача органов исполнительной власти - осуществление управленческих полномочий в отношении иных субъектов административного права.
В отличие от органов законодательной власти органы исполнительной власти РФ и ее субъектов образуют единую систему исполнительной власти Российской Федерации.
В пределах своей компетенции органы исполнительной власти наделяются необходимой для их нормального функционирования оперативной самостоятельностью. Задачи, место и роль органов управления в государственном аппарате, закрепляются в конституционных и обычных правовых актах.
Функции органов исполнительной власти – исполнять законы и следить за их исполнением, что и отражено в названии этих органов.
Деятельность исполнительной власти по своему содержанию есть не что иное, как выполнение общих функций, возникающих в процессе совместного труда, а по способу осуществления — это властная деятельность. Наличие власти означает, что ее субъект может односторонне определять поведение подчиненных и просто зависимых от него, добиваться выполнения заранее определенной цели усилиями других людей, которые подчиняют свою деятельность вышестоящей воле.
Органы исполнительной власти обладают общими родовыми признаками:
- представляют собой автономные части государственного аппарата;
- это организованный коллектив людей;
- коллектив имеет юридическое оформление (устав, структура, система);
- осуществляют государственные
функции от имени и по
- выполняя эти функции, действуют еще и от своего имени;
-обладают собственной компетенцией, государственно-властными полномочиями;
- несут ответственность перед
государством за свою
- их положение, структура и деятельность регламентирована правом;
- учреждаются государством.
Таким образом, орган государственного управления (исполнительной власти) - это организованный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного аппарата, наделенный компетенцией, выполняющий публичную функцию, структура и деятельность которого регламентируется нормами права.1
Основные направления деятельности органов исполнительной власти
1. Прогнозирование - предвидение
изменений в развитии каких-
2. Планирование - определение направлений,
целей, задач и ожидаемых
3. Организация управляющей и
управляемой подсистем (
4. Правовое регулирование - установление
правового режима какой-либо де
5. Предварительная и текущая
координация действий
6. Общее руководство и
7. Контроль - проверка фактического положения дел для выявления и устранения нарушений в исполнении законов, планов, программ и принятие мер установленного порядка.
8. Учет людских, материальных, денежных и иных средств (ресурсов) для осуществления исполнительно-распорядительной деятельности.
9. Информационное обеспечение и
информационно-аналитическая
10. Методическая работа.
11.Кадровое, материально-техническое обеспечение, финансирование и т.п.
В органах исполнительной власти практически нет выборности, эти органы обычно учреждаются, а их руководители назначаются руководителем государства, правительства, главами администраций. Они могут действовать как на началах коллегиальности (Правительство РФ), так и единоначалия (министерства), и иметь различную подчиненность (непосредственно Президенту, Председателю Правительства).
Органы исполнительной власти осуществляют деятельность, которая по своему содержанию является исполнительной и распорядительной. В соответствии с законодательством они обладают государственно-властными полномочиями, в том числе по изданию нормативных актов и их реализации.
Исполнительная власть на местах осуществляется посредством либо назначаемых центром местных органов исполнительной власти (местной администрации), либо выборных органов местного самоуправления. Обычно руководство местными делами поручается назначаемому представителю центральной власти - губернатору. Он возглавляет аппарат местного управления, который составляет часть аппарата государственного управления.
Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России и другие федеральные органы исполнительной власти осуществляют специальные исполнительные, контрольные, разрешительные или надзорные функции. Эти органы создаются Президентом Российской Федерации.В федеральной службе и других органах образуются коллегии, утверждаются Правительством России. Коллегия является совещательным органом. Ее решения оформляются приказами руководителя органа. К указанным органам относятся:- Федеральная архивная служба России:- Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию;- Служба внешней разведки Российской Федерации;- Федеральная пограничная служба Российской Федерации;- Российское космическое агентство:- Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации;- Федеральная служба охраны Российской Федерации и др. Территориальные (региональные) федеральные органы. К ним относятся действующие в пределах края, области: Государственная налоговая инспекция, управление статистики, миграционная служба, военкоматы и др. К региональным федеральным органам относятся: командование военного округа, командование пограничного округа, управление железной дороги, региональный орган Госгортехнадзора России и др. Эти органы находятся в подчинении соответствующих вышестоящих федеральных органов исполнительной власти.
Орган исполнительной власти как субъект административного права имеет свою организационную структуру и штаты. Штатным элементом структуры органа является должность. Структура состоит из руководства (руководителя и его заместителей) и аппарата управления. Компетенция руководства определяется соответствующими правовыми актами. Аппарат органа исполнительной власти включает его структурные подразделения (управления, департаменты, отделы и т.д.) и их должностных лиц. Штаты органа определяются штатным расписанием, которое утверждается его руководителем. Штатное расписание - это правовой документ, в котором закреплено, кто, какие функции осуществляет и за что отвечает. Оно определяет перечень структурных подразделений, их наименование, должности, оклады.
2.Классификация органов исполнительной власти
По характеру компетенции:
Органы
общей компетенции - несут ответственность
за положение дел в соответствующем государстве,
области, крае, городе федерального значения,
округе, административно-
Органы отраслевой компетенции - осуществляют руководство подведомственными отраслями.
Органы
межотраслевой специальной
Органы внутриотраслевой компетенции.
По территориальному масштабу
деятельности. Этот критерий определяется
федеративным устройством и административно-
Подразделяются на:
Федеральные органы исполнительной власти, распространяющие свою деятельность на всю РФ. Это министерства, правительство, государственные комитеты и т.д.
Органы исполнительной власти субъектов федерации, которые осуществляют свою деятельность в пределах субъекта.
В автономных образованьях, городах федерального значения исполнительная деятельность осуществляется соответствующей администрацией. Администрации подчинены управления, отделы, комитеты, департаменты и иные краевые, областные, окружные, отраслевые и специальные органы. Также существуют межтериториальные органы исполнительной власти, их деятельность может охватывать территории нескольких субъектов. Местные органы исполнительной власти.
По порядку решения вопросов:
Коллегиальные органы. Они обсуждают и разрешают подведомственные вопросы, имеющие важное значение - коллегиально. Обычно это комитеты. В них решение принимается большинством, в сочетании с персональной ответственностью председателя комитета за исполнением решения. Коллегиальность помогает решать наиболее трудные и сложные вопросы с привлечением специалистов, получением необходимых консультаций.
Единоначальные органы. Правительство, министерства и государственные комитеты. В этих органах решение принимается лично. Это способствует оперативности руководства, использованию индивидуальных способностей, повышению персональной ответственности за результаты работы органов. Единоначальными могут быть органы как общей, так и отраслевой компетенции. В единоначальных органах иногда могут присутствовать начала коллегиальности. Так в состав коллегий входит руководитель, заместители, консультанты.
В зависимости от организационно-правового положения:
1. Координационные.
2.Консультативные - статус таких органов регулируется указом президента. При Президенте есть консультативный орган, при Правительстве же консультативные органы выступают в форме советов.
По организационно правовым формам:
Правительство РФ; правительство в субъектах, городах федерального значения; советы министров, имеющие статус правительств; министерства, государственные комитеты, комитеты, инспекции, службы, главные управления, агентства, департаменты и т.д.
Информация о работе Органы исполнительной власти как субъект административного права