Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 13:08, контрольная работа
При строительстве государственной службы очень важно обращать внимание на принципиальные вопросы. Без этого невозможно построение и функционирование системы административной власти в стране.
Общеизвестно, что государственная служба строится на основе принципов и механизмов ее организации и функционирования. В данном случае мы рассматриваем принципы, отражающие объективную природу этого института власти, закономерности его организации, развития и функционирования. Принципы составляют фундамент системы государственной службы любого государства.
Провозглашение этого демократического принципа не означает его автоматической реализации. Равное право доступа к государственной службе — это стартовая юридическая возможность для человека, а не реальность. В жизни, по данным социологических опросов, лишь единицы респондентов — государственных служащих говорят о соблюдении этого принципа а четверть опрошенных служащих — о полном несоблюдении1Комментарий к Федеральному закону № 58-ФЗ от 27 мая 2003 года «О системе государственной службы Российской Федерации» и Федеральному закону от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации». М.: РАГС. 2005. С. 303..
Принцип единства правовых и организационных основ государственной службы требует прежде всего законодательного закрепления единого подхода к организации государственной службы. Это означает, что основные требования к организации и функционированию государственной службы, закрепленные в Конституции РФ и федеральном законодательстве, являются едиными и общеобязательными для федеральной государственной службы и государственной службы субъектов Федерации, для всех видов государственной службы и всех ветвей государственной власти. Региональное законодательство о государственной службе не может выходить за рамки обще федерального правового поля.
Данный принцип означает, кроме того, взаимодействие и взаимообусловленность правовых и организационных основ государственной службы РФ.
Правовые основы государственной службы включают в себя правовой статус государственной службы, правовое положение государственных служащих, конституционные принципы и правовое регулирование прохождения государственной службы и ряд других моментов.
Организационные основы — это организация государственной службы, ее организационные принципы, должности, реестр должностей, процедуры прохождения, управление, формирование кадрового состава создание кадрового резерва, оценка персонала.
Смысл данного принципа заключается в том, чтобы организационному построению государственной службы дать прочное современное правовое обоснование. Это означает, что организационная система государственной службы должна строиться, функционировать и развиваться совместными усилиями законодателей, администраторов и ученых под эгидой политической власти.
Принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы — новый в государственной службе России, он подтверждает единство и взаимосвязь всех уровней публичной власти в стране. Муниципальная служба, будучи самостоятельной административной властью, максимально приближенной к населению, встроена в единую систему государственного управления в стране. Государственная и муниципальная служба выполняют схожие социальные функции. У них очень много общего в организации и функционировании. Поэтому они обязаны взаимодействовать.
Данный принцип означает, что работники государственного аппарата должны постоянно взаимодействовать с аппаратом органов местного самоуправления, особенно в решении вопросов социального обеспечения граждан, поскольку социальные обязательства государства перед населением реализуются в большей степени на муниципальном уровне.
Пути и способы взаимосвязи государственной гражданской службы и муниципальной службы России в современном законодательстве сформулированы нормативно2Федеральный закон № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Ст. 7..
Эта взаимосвязь обеспечивается посредством:
Приведенные положения во многом перспективны.
Принцип открытости государственной службы означает:
Государственная служба не должна превращаться в закрытый «черный ящик», работающий только для себя и на себя. Этой принцип также опирается на Конституцию РФ, которая провозглашает Россию демократическим правовым государством (ст. 1). Это предопределяет открытость и прозрачность функционирования всех властных структур, их подконтрольность гражданскому обществу.
В ст. 15 Конституции подчеркивается, что все законы, в том числе и по государственной службе, подлежат обязательному опубликованию. Граждане вправе знать о структуре и содержании деятельности государственной службы, о положении дел в административной ветви государственной власти. Сведения о состоянии государственной службы доводятся до населения как по официальным каналам (в ежегодных бюллетенях Росстата, официальной информации на сайтах государственных органов в Интернете, в «Российской газете»), так и по неофициальным каналам (в публикациях в независимых СМИ).
Этот принцип даст возможность гражданам получать открытую (несекретную) информацию о работе государственных органов и государственных служащих. Он обязывает чиновников декларировать свои доходы, имущество и обязательства имущественного характера — один раз в год (до 30 апреля). Информация о их льготах, социальных гарантиях и денежном содержании является открытой и должна быть доступной для населения.
Этот принцип обязывает чиновников предоставлять информацию населению, своевременно (как правило, в течение месяца) отвечать на письма и жалобы физических и юридических лиц. В соответствии со ст. 24 Конституции РФ должностные лица обязаны обеспечить каждому человеку возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.
Вместе с тем государственный служащий обязан хранить государственную и иную охраняемую законом тайну. Поэтому государственная служба основывается на сочетании социальной гласности и служебной конфиденциальности. Но государственная служба под прикрытием заботы о сохранении государственной тайны не должна скрывать от общества свои недостатки и просчеты.
Этот принцип требует от чиновников обязательного мониторинга и учета общественного мнения граждан в решении задач государственного управления.
Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих во все времена имел особое значение для организации и функционирования государственной службы. В конечном счете, от профессионализма и компетентности чиновников зависят качество и эффективность административной власти в стране.
Данный принцип требует от чиновников при прохождении государственной службы и осуществлении государственно-служебных полномочий высокого уровня профессионализма и компетентности. Государственный служащий должен быть хорошим специалистом в своей базовой специальности (профессии) и как управленец.
Рассматриваемый принцип обязывает государственных служащих отлично знать свои права и обязанности, в совершенстве владеть технологией деятельности органов государственной власти. эффективно осуществлять свои функции и полномочия, предусмотренные законодательством и должностным регламентом.
Понятие «компетентность государственного служащего» означает высокую степень его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности государственной службы. Не следует пугать этот термин с понятием «компетенция» государственного органа или государственного служащего. Компетенция — это наличие у работника полномочий, которые он вправе и обязан применять для выполнения своих функций; это пределы его ведения согласно должностному регламенту в структуре государственного органа
Принцип профессионализма и компетентности обязывает каждого чиновника быть постоянно готовым к исполнению своих полномочий, твердо знать предмет своей государственно-служебной деятельности, знать свои права и обязанности и активно их осуществлять, владеть правилами и процедурами деятельности в органах государственной власти, иметь общую и специальную профессиональную подготовку, знать правовые и этические нормы и правила служебной деятельности и служебного поведения.
Принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность — новый принцип государственной службы, ранее не отмеченный в перечне положений подобного рода, и легализовать его заставила практика государственной службы.
Этот принцип свидетельствует о том, что государственные служащие находятся под защитой государства. Никто — ни физические, ни юридические лица — не вправе вмешиваться в их служебную деятельность, кроме лиц, прямо уполномоченных на то законом и регламентами.
В ст. 52 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрены конкретные меры защиты государственного служащего и членов его семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением должностных обязанностей.
Рассматриваемый принцип обязывает гражданского служащего в соответствии со ст. 15 Федерального закона № 79-ФЗ отказаться от выполнения неправомерного поручения начальства. В этом случае он должен представить в письменной форме обоснование неправомерности поручения с указанием положений российского законодательства, которые могут быть нарушены при его исполнении, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменном виде. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменном виде гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения. При исполнении гражданским служащим неправомерного поручения служащий и давший это поручение руководитель несут совместную ответственность в соответствии с законом.
В последнее время специальные меры защиты установлены для отдельных категорий государственных служащих, например работников военных, правоохранительных и контрольных органов.
Среди рассмотренных принципов первые четыре имеют конституционный (общий) характер, 5—7-й — организационный, 8-й, 9-й — технологический.
В науке существуют и другие подходы к трактовке принципов организации и функционирования государственной службы. Называются, например, следующие принципы: служения государству и обществу; субординации и единоначалия; ответственности служащих за принимаемые решения; стабильности и обновления кадров эффективности государственной службы.
Эти подходы правомерны, поскольку отражают реальную жизнь государственной службы. Но они не общие: чаще всего они характеризуют отдельные грани нравственно-этической или организационно-технологической стороны административной власти. Поскольку они имеют нравственный или научно-практический, а не нормативный характер, т.е. обязательный для всех, то они и не узаконены.