Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 19:42, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить, что скрывается за термином «ответственность». Раскрыть существующие принципы и основания административной ответственности.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ…………………………………………………………...7
1.1 Понятие юридической ответственности……………………………...7
1.2 Цели и функции юридической ответственности……………………..9
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ, ПРИНЦИПЫ И ОСНОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ……………………………12
2.1 Понятие и основные черты административной ответственности…12
2.2 Принципы административной ответственности……………………15
2.3 Основания административной ответственности …………………...16
ГЛАВА 3. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПРИЗНАНИЕ ДЕЯНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫМ ПРАВОНАРУШЕНИЕМ………………………...2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….…………...34
Таким образом, юридическая ответственность связана в основном с охранительной деятельностью государства, с охранительной функцией права. Но она выполняет и свойственную праву в целом организующую (регулятивную) функцию. Уже сам факт существования и неотвратимости наказания обеспечивает организующие начала в деятельности общества.
ГЛАВА 2
ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ
ЧЕРТЫ, ПРИНЦИПЫ, ОСНОВАНИЯ И ВИДЫ
АДМИНИСТРАТИВНОЙ
2.1 Понятие и основные
черты административной
Административная
Под административной ответственностью понимается такая ответственность, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение [11, с.166]
Административным законодательством урегулированы следующие виды ответственности:
Административная
Должностные лица подлежат
административной
Среди вышеуказанного ряда черт административной ответственности особое место занимает ее основание и меры – административные взыскания. Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание в течение установленного срока.
Административные взыскания
Меры административной ответственности применяются, в соответствии с законами, законодательными и подзаконными актами, регламентирующими производство по делам об административных правонарушениях [9, с.383].
Следовательно, административная ответственность обладает рядом признаков, отличающих её от других видов ответственности, но основной из них заключается в том, что основанием является административное правонарушение, а мерами – административное взыскания.
2.2 Принципы административной ответственности
Под принципами административной ответственности понимаются основные положения, исходные начала, посредством которых строится административная ответственность.
Административная
Ответственность является эффективным средством борьбы с правонарушениями, действенным инструментом укрепления дисциплины и обеспечения организованности во всех сферах государственного управления.
2.3 Основания административной ответственности
Для наступления административной ответственности необходимо наличие трех последовательно наступивших оснований:
Поведение человека в обществе может быть правомерным и неправомерным (противоправным). Противоправное поведение выражается в совершении гражданско-правовых деликтов, дисциплинарных проступков, преступлений и административных правонарушений.
Отсутствие нормативной
основы исключает какую-либо противоправность,
наличие состава
Однако одних
нормативных оснований
Как уже говорилось, основанием административной ответственности является правонарушение. Понятие административного правонарушения сформулировано в ст. 9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Им признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Административная ответственность наступает в том случае, если правонарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. В ст. 9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях содержатся общие признаки, присущие всем административным правонарушениям:
Сущностным признаком, присущим административному правонарушению, является его общественная опасность. Как административное правонарушение поведение человека может быть оценено тогда, когда оно представляло угрозу охраняемым общественным отношениям. Термин «общественная опасность» прямо не включен в определение административного проступка, содержащегося в ст. 9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Однако в этой норме говорится о том, что деяние, признаваемое административным правонарушением, посягает на государственный или общественный порядок. Сам термин «посягательство» свидетельствует о наличии угрозы нарушения общественных отношений, охраняемых законом. Правомерность вывода о признании общественной опасности в качестве признака административного правонарушения подтверждается и анализом нормы, содержащейся в ст. 1 Уголовного кодекса Республики Беларусь, в которой говорится, что «Уголовный кодекс Республики Беларусь определяет, какие общественно опасные деяния являются преступными …», т.е. уголовный закон оценивает как преступления не все общественно опасные деяния, а лишь их определенную часть [12].
Степень общественной
опасности административного
Следует признать, что общественная опасность отдельных проступков не столь очевидна, как опасность преступлений (например, безбилетный проезд в автобусе). Но взятые в массе, даже такие, на первый взгляд, безобидные проступки дезорганизуют общественные отношения, в сохранении которых заинтересовано общество и государство.
Признание общественной опасности в качестве сущностного признака административного правонарушения означает, что деяние, лишенное его, не может квалифицироваться как административный проступок.
Юридическим выражением признака общественной опасности является его административная противоправность. Административным проступком может быть признано только такое поведение, которое запрещено нормами административного права (противоречит содержащимся в нем предписаниям).
Если общественная опасность является качеством, объективно присущим определенным деяниям, то их противоправность устанавливается законодателем в нормах, запрещающих совершение подобных деяний. Общественная опасность деяния не означает его обязательной противоправности. Законодатель не всегда реагирует на существование общественно опасных деяний установлением правового запрета на их совершение.
Неотъемлемым признаком
Обязательным признаком
Любое административное правонарушение характеризуется наличием совокупности названных признаков. Отсутствие одного из них означает, что рассматриваемое деяние не является административным поступком. Оно в таком случае может быть признано либо правомерным, либо иным правонарушением.
Информация о работе Ответственность в административном праве