Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 00:47, реферат
Цель работы состоит в изучении политической природы и содержания, институциональных характеристик и правовых основ функционирования института полномочных представителей Президента РФ. Достижение поставленной цели обусловило решение ряда исследовательских задач.
Задачей работы является:
- раскрыть конституционно-правовые основы института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах;
- дать оценку институту полномочных представителей Президента РФ как структурную составляющую укрепления вертикали власти;
В законодательстве
РФ следует решить вопрос и о более
высоком уровне правовой защиты полномочного
представителя Президента в регионе
РФ. Например, в главе 7 Положения 1997
г. (главы 1 - 5 признаны недействующими,
следовательно, в остальной части
оно действует) указано, что полномочный
представитель несет
Вообще,
в отечественном
Еще одной
важной проблемой взаимоотношений
Президента РФ и органов государственной
власти субъектов РФ является трактовка
ч.4 ст.78 Конституции РФ, где указано,
что Президент РФ и Правительство
РФ обеспечивают в соответствии с
Конституцией осуществление полномочий
федеральной государственной
Конституция
предусматривает целый ряд
1) институт
полномочных представителей
2) применение
согласительных процедур
3) приостановление
действия нормативных актов
4) введение
чрезвычайного положения на
Несомненно,
что в сфере взаимодействия органов
исполнительной власти РФ и ее субъектов
существуют и другие проблемы. Например,
до недавнего времени был
Однако указанный Федеральный закон от 6 октября 1999 года решил и эту проблему, закрепив принцип выборности главы исполнительной власти субъекта РФ.10
Вместе с тем нельзя оставить без внимания в этом контексте обозначенную выше проблему укрепления исполнительной власти в Российской Федерации, вызвавшую определенный общественный интерес и представляющую в настоящее время особую актуальность, что, в частности, связано с вопросами взаимной ответственности России и ее субъектов в сфере исполнительной власти.
Этим законом установлена взаимная ответственность законодательного и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации за грубое нарушение Конституции РФ и федерального законодательства, в частности за непринятие мер по устранению установленного судами противоречия изданных ими актов Конституции РФ и федеральным законам. В настоящее время в данный закон внесены изменения Федеральным законом от 29 июля 2000 года.
Среди этих изменений имеются такие, которые расширяют полномочия Президента России и по роспуску законодательного органа субъекта РФ и по отстранению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации от должности. В соответствующий механизм вводится судебная власть, точнее, суды общей юрисдикции, которые подтверждают незаконность принятого органом государственной власти акта и устанавливают определенный срок для устранения этих нарушений.
В частности,
ст.9 Федерального закона предусматривает
вынесение главой государства предупреждения
законодательному органу субъекта Федерации,
который в течение трех месяцев
должен принять меры, направленные
на устранение выявленных противоречий
с Конституцией РФ. В противном
случае Президент РФ вносит в Государственную
Думу проект Федерального закона о
роспуске законодательного органа субъекта
РФ. Причем, российский парламент должен
рассмотреть данный законопроект в
течение двух месяцев. Статья 29.1 предусматривает
ответственность главы субъекта
РФ в случае издания им противоречащего
федеральному законодательству нормативного
правового акта или уклонения
его от приведения в соответствие
с федеральным
В целом,
поддерживая необходимость
1. Меры
государственно-правовой
2. Наделяя
Президента РФ рядом
3. Вопрос
о правовых последствиях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в результате исследования полномочных представителей Президента можно сделать следующие выводы: в реформе В.В.Путина прослеживается функциональная аналогия с генерал-губернаторами. Президентская власть, видимо, желает создать институт своего рода "президентских комиссаров" на местах, контролирующих деятельность силовых структур, и в этом их роль оказывается аналогичной генерал-губернаторской. Институт полномочных представителей Президента имеет достаточно широкую законодательную базу. Его статус закреплён в основном законе Российской Федерации Конституции. Полномочный представитель Президента может помочь выстроить эффективно отраслевую вертикаль. Но по нашей-то государственной модели нам не нужна отраслевая вертикаль, нам нужно четкое распределение функций, полномочий, ресурсов, ответственности по трем конституционно заложенным уровням власти. Полпреды активно поработали в деле приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным. Ключевая роль здесь принадлежит именно им и Генеральной прокуратуре, ее окружным структурам. Более трех с половиной тысяч нормативных актов, принятых в субъектах Федерации, не соответствовали Конституции России и федеральным законам, четыре пятых из них - приведены в соответствие. При этом хочу еще раз напомнить - и тем, кто принимает законы, и тем, кто следит за их исполнением, - нам необходимо отказываться не только от вторжения в федеральную компетенцию, но и от необоснованных попыток федеральных структур вмешиваться в сферу исключительной компетенции регионов”.Полномочный представитель Президента может помочь выстроить эффективно отраслевую вертикаль. Но по нашей-то государственной модели нам не нужна отраслевая вертикаль, нам нужно четкое распределение функций, полномочий, ресурсов, ответственности по трем конституционно заложенным уровням власти.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУА
2Указ президента РФ «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе»
3 Краснов М.А. [Текст]О некоторых конституционно правовых аспектах создания института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.
4 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. [Текст] Конституционное право РФ
5 Семенов А.В. [Текст]Конституционно-правовые базы функционирования института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.
6 Медушевский А.Н. [Текст]Сравнительное конституционное право и политические университеты
7 Шахмалов Ф.И. [Текст] Теория государственного управления.
8 Крамник
А.Н. [Текст]Административно-
9 Глазунова Н.И. [Текст]Государственное управление.
10 Керимов А.Д. [Текст] Исполнительная власть в системе разделения властей // Гражданин и право.