Полномочный представитель Президента РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 00:47, реферат

Краткое описание

Цель работы состоит в изучении политической природы и содержания, институциональных характеристик и правовых основ функционирования института полномочных представителей Президента РФ. Достижение поставленной цели обусловило решение ряда исследовательских задач.
Задачей работы является:
- раскрыть конституционно-правовые основы института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах;
- дать оценку институту полномочных представителей Президента РФ как структурную составляющую укрепления вертикали власти;

Вложенные файлы: 1 файл

Тема.docx

— 50.35 Кб (Скачать файл)

В законодательстве РФ следует решить вопрос и о более  высоком уровне правовой защиты полномочного представителя Президента в регионе  РФ. Например, в главе 7 Положения 1997 г. (главы 1 - 5 признаны недействующими, следовательно, в остальной части  оно действует) указано, что полномочный  представитель несет персональную ответственность перед главой государства  за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; указывается, что в случае утраты доверия полномочный представитель  может быть досрочно освобожден от должности. 8Поэтому целесообразно более подробно прописать основания ответственности и отстранения от должности полномочного представителя, указав, в чем конкретно может выразиться неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих обязанностей, к каким последствиям оно привело или может привести. Это позволит сделать статус полномочного представителя более стабильным и защищенным.

Вообще, в отечественном законодательстве на уровне федеральных органов следует  закрепить статус полномочных представителей Президента в федеральном округе РФ, парламенте страны. Норма п. "к" ст.83 Конституции РФ, несомненно, нуждается в развитии.

Еще одной  важной проблемой взаимоотношений  Президента РФ и органов государственной  власти субъектов РФ является трактовка  ч.4 ст.78 Конституции РФ, где указано, что Президент РФ и Правительство  РФ обеспечивают в соответствии с  Конституцией осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ.9

Конституция предусматривает целый ряд институтов и правовых процедур, которые призваны обеспечить осуществление полномочий федеральной государственной власти:

1) институт  полномочных представителей Президента  РФ;

2) применение  согласительных процедур согласно  ч.1 ст.85 Конституции;

3) приостановление  действия нормативных актов органов  исполнительной власти субъектов  РФ в случае их противоречия  федеральному законодательству  или нарушении прав и свобод  человека и гражданина до решения  этого вопроса судом;

4) введение  чрезвычайного положения на всей  территории России или ее части  с незамедлительным сообщением  об этом представительному органу  страны согласно ст.88 Основного  закона.

Несомненно, что в сфере взаимодействия органов  исполнительной власти РФ и ее субъектов  существуют и другие проблемы. Например, до недавнего времени был актуальным спор о том, не следует ли Президенту РФ назначать губернаторов.

Однако  указанный Федеральный закон  от 6 октября 1999 года решил и эту  проблему, закрепив принцип выборности главы исполнительной власти субъекта РФ.10

Вместе  с тем нельзя оставить без внимания в этом контексте обозначенную выше проблему укрепления исполнительной власти в Российской Федерации, вызвавшую определенный общественный интерес и представляющую в настоящее время особую актуальность, что, в частности, связано с вопросами взаимной ответственности России и ее субъектов в сфере исполнительной власти. 

Этим  законом установлена взаимная ответственность  законодательного и исполнительного  органов государственной власти субъекта Российской Федерации за грубое нарушение Конституции РФ и федерального законодательства, в частности за непринятие мер по устранению установленного судами противоречия изданных ими актов  Конституции РФ и федеральным  законам. В настоящее время в  данный закон внесены изменения  Федеральным законом от 29 июля 2000 года.

Среди этих изменений имеются такие, которые  расширяют полномочия Президента России и по роспуску законодательного органа субъекта РФ и по отстранению высшего  должностного лица субъекта Российской Федерации от должности. В соответствующий  механизм вводится судебная власть, точнее, суды общей юрисдикции, которые подтверждают незаконность принятого органом  государственной власти акта и устанавливают  определенный срок для устранения этих нарушений.

В частности, ст.9 Федерального закона предусматривает  вынесение главой государства предупреждения законодательному органу субъекта Федерации, который в течение трех месяцев  должен принять меры, направленные на устранение выявленных противоречий с Конституцией РФ. В противном  случае Президент РФ вносит в Государственную  Думу проект Федерального закона о  роспуске законодательного органа субъекта РФ. Причем, российский парламент должен рассмотреть данный законопроект в  течение двух месяцев. Статья 29.1 предусматривает  ответственность главы субъекта РФ в случае издания им противоречащего  федеральному законодательству нормативного правового акта или уклонения  его от приведения в соответствие с федеральным законодательством  своего нормативного акта после приостановления  его действия главой государства  и обращения в суд. В таких  случаях при соблюдении определенной процедуры Президент вправе отстранить высшее должностное лицо субъекта Федерации от должности. Кроме того, Федеральным законом предусмотрено временное отстранение Президентом РФ от должности главы субъекта РФ по мотивированному представлению Генерального прокурора в случае предъявления руководителю субъекта России обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления (п.4 ст.29).

В целом, поддерживая необходимость принятия данного закона, следует подчеркнуть  его наиболее существенные недостатки:

1. Меры  государственно-правовой ответственности  представительных и исполнительных  органов государственной власти  субъекта Федерации с применением  властных полномочий судебных  органов могут осуществляться  при наличии развитого административного  (публично-правового) судопроизводства.

2. Наделяя  Президента РФ рядом полномочий, связанных с выражением предупреждения  главе региона, отстранением его  от должности и отправлением  в отставку, авторы закона не  учли того, что данные полномочия  главы государства не закреплены  в Конституции РФ и не могут  быть выведены из смысла ст.80 Основного закона, поэтому вряд  ли могут вытекать из его  статуса гаранта Конституции  Российской Федерации и главы  государства. Подобные полномочия  не вполне согласуются с конституционными  принципами разделения властей  и самостоятельности органов  государственной власти.

3. Вопрос  о правовых последствиях признания  актов (действий) не соответствующими  законодательству (федеральному и  региональному) не может являться  предметом регулирования названного  закона, поскольку он непосредственно  связан с процессуальной формой  осуществления указанных полномочий. Тем не менее, четко прописанная в Федеральном законе от 29 июля 2000 года процедура отстранения главы субъекта Федерации от должности, вводящая в данный механизм и судебную власть, позволяет согласиться с необходимостью такой меры, направленной на усиление вертикали исполнительной власти в России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в результате исследования полномочных представителей Президента можно сделать следующие выводы: в реформе В.В.Путина прослеживается функциональная аналогия с генерал-губернаторами. Президентская власть, видимо, желает создать институт своего рода "президентских комиссаров" на местах, контролирующих деятельность силовых структур, и в этом их роль оказывается аналогичной генерал-губернаторской. Институт полномочных представителей Президента имеет достаточно широкую законодательную базу. Его статус закреплён в основном законе Российской Федерации Конституции. Полномочный представитель Президента может помочь выстроить эффективно отраслевую вертикаль. Но по нашей-то государственной модели нам не нужна отраслевая вертикаль, нам нужно четкое распределение функций, полномочий, ресурсов, ответственности по трем конституционно заложенным уровням власти. Полпреды активно поработали в деле приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным. Ключевая роль здесь принадлежит именно им и Генеральной прокуратуре, ее окружным структурам. Более трех с половиной тысяч нормативных актов, принятых в субъектах Федерации, не соответствовали Конституции России и федеральным законам, четыре пятых из них - приведены в соответствие. При этом хочу еще раз напомнить - и тем, кто принимает законы, и тем, кто следит за их исполнением, - нам необходимо отказываться не только от вторжения в федеральную компетенцию, но и от необоснованных попыток федеральных структур вмешиваться в сферу исключительной компетенции регионов”.Полномочный представитель Президента может помочь выстроить эффективно отраслевую вертикаль. Но по нашей-то государственной модели нам не нужна отраслевая вертикаль, нам нужно четкое распределение функций, полномочий, ресурсов, ответственности по трем конституционно заложенным уровням власти.

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУА

  1. Конституция Российской Федерации  от 12.12.1993

  1. Указ президента РФ «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» от 13.05.2000 (в редакции Указа Президента РФ от 05.10.2004)
  2. Краснов М.А. [Текст]О некоторых конституционно правовых аспектах создания института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. М., 2010 С 145
  3. Козлова Е.И., Кутафин О.Е.  [Текст] Конституционное право РФ: Учебник. М., 2010. С.405
  4. Семенов А.В. [Текст]Конституционно-правовые базы функционирования института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах. Кредо. 2011, № 3 (27).с.27.
  5. Медушевский А.Н. [Текст]Сравнительное конституционное право и политические университеты: Курс лекций. М., 2009. С.55.
  6. Шахмалов Ф.И. [Текст] Теория государственного управления. - М., 2010;С 68
  7. Крамник А.Н. [Текст]Административно-правовые основы государственного управления. - М., 2011;С 125
  8. Глазунова Н.И. [Текст]Государственное управление. - М., 2010, с.76.
  9. Керимов А.Д. [Текст] Исполнительная власть в системе разделения властей // Гражданин и право. -2010. - № 9, 10; С 211
  10. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. [Текст] Органы государственной власти современной России. - М., 2011;
  11. Теория и практика государственного и муниципального управления: политико-правовые, социальные и экономические факторы развития (в трех томах) / Под общ. ред.  А.А.Мерцалова. -  Орел, 2011, с.55-56.

2Указ президента РФ «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе»

1Конституция Российской Федерации  от 12.12.1993

3 Краснов М.А. [Текст]О некоторых конституционно правовых аспектах создания института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

4 Козлова Е.И., Кутафин О.Е.  [Текст] Конституционное право РФ

5 Семенов А.В. [Текст]Конституционно-правовые базы функционирования института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.

6 Медушевский А.Н. [Текст]Сравнительное конституционное право и политические университеты

7 Шахмалов Ф.И. [Текст] Теория государственного управления.

8 Крамник А.Н. [Текст]Административно-правовые основы государственного управления.

9 Глазунова Н.И. [Текст]Государственное управление.

10 Керимов А.Д. [Текст] Исполнительная власть в системе разделения властей // Гражданин и право.

 


Информация о работе Полномочный представитель Президента РФ