Понятие и виды надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 17:45, реферат

Краткое описание

Правовое государство устанавливает виды и меры юридической ответственности за нарушение законодательства. На усиление ответственности за нарушение законодательства, регулирующего трудовые отношения и непосредственно связанные с ними отношения, должен быть направлен государственный надзор и контроль, а также общественный (профсоюзный) контроль. Надзор и контроль за соблюдением действующего законодательства о труде является составной частью механизма защиты трудовых прав.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат 2 основн.часть.docx

— 25.66 Кб (Скачать файл)

     Компетенция федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере внутриведомственного контроля устанавливается в положении о соответствующем министерстве (ведомстве).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

      Неправомерным поведением признается противоправное поведение, выражающееся в несоблюдении правовых предписаний, нарушений установленных правом запретов, в неисполнении или ненадлежащем исполнении возложенных на субъект обязанностей.

      С неправомерным поведением связана юридическая ответственность, понимаемая как правоотношение, возникающее между государством и правонарушителем, как государственное принуждение, применяемое к правонарушителю, и как его обязанность претерпевать неблагоприятные последствия неправомерного поведения.

      В самом общем виде цели юридической ответственности состоят в создании неблагоприятных, предупреждающих условий для совершения противоправных действий и установлении следуемых за ними отрицательных последствий для правонарушителя.       Такого рода условия и последствия (санкции) могут быть определены в виде штрафов, лишения специального звания - в административном праве; возмещения ущерба - в гражданском праве; полной или ограниченной материальной ответственности, дисциплинарной ответственности - в трудовом праве; лишения свободы, конфискации имущества и др. - в уголовном праве.

     Действующие в России различные юридически обязательные правила имеют своей целью обеспечение правопорядка и государственной дисциплины в определенных сферах деятельности, которые непосредственно затрагивают интересы всех или большинства граждан, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационной подчиненности и формы собственности.

     В ст.2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП) сформулировано определение такого правонарушения: административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

      Понятие административного правонарушения охватывает собой ряд признаков. Во-первых, это деяние, т.е. действие или бездействие, во-вторых, общественно опасное, в-третьих, противоправное, в-четвертых, виновное, в-пятых, наказуемое деяние.

      Административное правонарушение как деяние представляет собой единство физического и психического, т.е. это осознанный, волевой акт человеческого поведения, выраженного в подконтрольном сознанию мотивированном действии или бездействии, предусмотренном конкретной статьей КоАП. Оно включает в себя цель, средства, результат и сам процесс деяния, а также охватывает такие личностные категории, как мотивы, ценностные ориентации, психологическое отношение к содеянному.

     Административная ответственность - это особый вид юридической ответственности, которой присущи все признаки последней. Она наступает на основе норм права; за фактическое нарушение правовых норм, т.е. деяние конкретного субъекта, нарушающие правовые предписания, охраняемые санкциями (административное правонарушение) и конкретизируется юрисдикционными актами компетентных органов о наложении конкретного взыскания за конкретное административное нарушение, т.е. связана с государственным принуждением. В административном праве из всех многочисленных мер административного принуждения только назначение административного наказания влечет наступление административной ответственности.

      Таким образом, административную ответственность можно охарактеризовать как реализацию административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.

     В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

     Порядок привлечения к административной ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов о труде, предусмотрен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г.

    Административная ответственность наступает в случаях и в пределах, предусмотренных ст. 5.27-5.35, 5.42, 5.44 КоАП РФ.

    Согласно ст. 5.27 названного Кодекса нарушение должностным лицом организации независимо от форм собственности законодательства РФ о труде и об охране труда влечет наложение штрафа в размере от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда; данное нарушение, совершенное лицом, ранее подвергнутым административному взысканию за аналогичное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от двух до трех лет.

Кроме того, КоАП РФ предусмотрено наложение  административного штрафа:

- За уклонение работодателя или его представителя от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения (ст. 5.28);

-За непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 5.29);

- За необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения (ст. 5.30);

- За нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению (ст. 5.31);

- За уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах (ст. 5.32);

- За невыполнение соглашения, достигнутого в результате примирительной процедуры (ст. 5.33);

- За увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки (ст. 5.34);

- За сокрытие страхового случая (ст. 5.44).

       Дела об административных правонарушениях, предусмотренных указанными статьями, в соответствии со ст. 23.12 КоАП РФ рассматривают Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда.

      При отказе работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты на него может быть наложено административное взыскание в виде штрафа в размере от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.42 КоАП РФ).

      В законодательстве установлена административная ответственность сторон социального партнерства. Ответственность сторон социального партнерства за уклонение от участия в коллективных переговорах, за непредоставление информации, необходимой для коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением соглашения, коллективного договора, за нарушение или невыполнение соглашения, коллективного договора регламентируется ст. 54 и 55 ТК РФ.

     Представители сторон, уклоняющиеся от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения или неправомерно отказавшиеся от подписания согласованного коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.

КоАП в  главе 5 "Административные правонарушения, посягающие на права граждан" предусматривает  ряд составов административных правонарушений, связанных с нарушением норм о  социальном партнерстве и практикой  их применения, а также определяет круг государственных органов и  их должностных лиц, имеющих право  применять административные наказания  в виде административного штрафа.

     Ими являются составы административных правонарушений, предусмотренные ст. 5.28 - ст. 5.33 КоАП РФ.

     Дисциплинарная ответственность - это санкция, которая применяется работодателем к работнику, в виде дисциплинарного взыскания за дисциплинарный проступок.

Под дисциплиной  труда, по ст.189 Трудового кодекса  РФ, понимается обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, локальными нормативными актами организации.

     Работодатель обязан в соответствии с ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, трудовым договором создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда.

     Дисциплина труда есть необходимое условие всякой общей работы, всякого совместного труда. Совместный труд нуждается в определенном порядке, в том, чтобы все совместно работающие подчинялись этой дисциплине, порядку. Любая совместная деятельность людей нуждается в определенном согласовании. Особое значение упорядочение приобретает при объединении работников для производства и распределения материальных и духовных благ.

     Под дисциплинарной ответственностью понимается осуждение поведения работника путем объявления ему властью администрации (т.е. работодателем или уполномоченными им лицами) дисциплинарного взыскания.

    Дисциплинарная ответственность отличается от административной тем, что последняя наступает за совершение лицом административного проступка, т.е. за нарушение установленных полномочными органами государственного управления общеобязательных правил поведения. Административная ответственность применяется органами или лицами, с которыми нарушитель не связан отношениями подчинения по работе или службе.

    Законодательство, предоставляя работодателю право налагать на работника дисциплинарное взыскание (а в отдельных случаях и обязывая к этому), одновременно предусматривает и соответствующие гарантии для работника.

К ним относятся:

1.правовое  основание привлечения к дисциплинарной  ответственности;

2.круг лиц,  имеющих право налагать дисциплинарные  взыскания;

3.сроки и  порядок наложения дисциплинарных  взысканий;

4.исчерпывающий  перечень дисциплинарных взысканий;

5.порядок  объявления дисциплинарных взысканий;

6.порядок  снятия дисциплинарных взысканий;

7.порядок  обжалования дисциплинарных взысканий.

      Правовым основанием привлечения работника к дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок, т.е. виновное неисполнение работником своих трудовых обязанностей. Следовательно, работодатель до наложения на работника дисциплинарного взыскания должен установить: противоправное поведение этого работника в трудовой сфере, его вину.

      Поведение работника является противоправным, если он не соблюдает установленные для него правила поведения, а так же приказы и распоряжения работодателя. Такие правила могут содержаться в законах, постановлениях правительства и иных актах, исходящих от органов государства, а так же в локальных нормативных актах (например, постановление     Правительства РФ от 25 августа 1992г. № 621 "Об утверждении Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации" (с изм. и доп. от 14.07.2001г.). В данном случае речь идет об обязательных правилах поведения работника в трудовой сфере, т.е. во время выполнения своей трудовой функции.

     Примером противоправного поведения работника могут быть прогулы, опоздания, появление на работе в нетрезвом состоянии, невыполнение норм труда, изготовление недоброкачественной продукции, участие в незаконной забастовке, уклонение представителей работодателя от участия в примирительных процедурах или виновных в неисполнении обязательств по соглашению, достигнутому в результате указанной процедуры.

      По ст.192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1.замечание;

2.выговор;

3.увольнение  по соответствующим основаниям.

     Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.

Не допускается  применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Понятие и виды надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства