Понятие, признаки и юридическое значение правового акта управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 16:21, доклад

Краткое описание

В теории административного права институт правового акта управления (административного акта) является одним из центральных, ибо в его рамках осуществляются все важнейшие функции государственного управления (или публичного управления вообще). Решения и действия соответствующих органов и должностных лиц оформляются, как правило, в виде правовых актов, которые могут носить нормативный или ненормативный характер.

Вложенные файлы: 1 файл

admin_pravo.docx

— 32.15 Кб (Скачать файл)

По общепринятому в административно-правовой литературе мнению, акты государственного управления являются основной юридической, или, иначе говоря, административно-правовой формой реализации задач и функций  исполнительной власти.

При помощи этих актов органы исполнительной власти, в пределах своих полномочий, регулируют общественные отношения, организуют хозяйственную, государственную, культурную и общественно-политическую жизнь, охраняют общественный порядок и  государственную безопасность, защищают законные права и свободы граждан, общественных и государственных  организаций.

В отличие от других форм государственного управления, правовые акты управления имеют ярко выраженное юридическое  значение.

С помощью правовых актов проявляется  властная воля аппарата органов исполнительной власти. Они юридически закрепляют действия органов управления. Поэтому  юридическим основанием издания  акта управления является компетенция  органа управления, которая определена в установленном порядке.

Объем н содержание компетенции  органа управления определяют содержание и юридическую силу принимаемых  ими правовых актов управления.

В этой связи важно отметить то, что все акты управления независимо от того, каким органом принят тот  или иной акт, издаются только на основании  и во исполнение закона и тем самым  являются подзаконными.

Таким образом, мы делаем вывод, что  правовой акт управления, есть основанное на законе, одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного объекта испол-нительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или возннкновенне, изменение или прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач и функции государственно-управленческой деятельности.

Оформление правового акта управления предполагает обычно использование  письменной формы.

В некоторых сферах управления и  в определенных случаях может  допускаться и устная форма актов  управления (в области военного управления, на транспорте и т. д.).

Некоторые акты управления принимают  так называемую конклюдентную форму (дорожные знакн, обозначения запретных участков и др.).

Важный н необходимый признак  акта управления заключается в том, что он порождает юридические  последствия, которые, в основном, сводятся к тому, что акт управления:

а) устанавливает или изменяет правила поведения, нормы права, а такие последствия вызывают лишь норма-тивные акты;

б) налагает конкретные обязанности на определенных субъектов или предоставляет им определенные права (например, обязанности н права государственного служащего);

в) служит юридическим фактом. В  этом случае акт управления является обстоятельством, которое порождает, изменяет или прекращает административно-правовые отношения (например, назначение на должность  в аппарате управления служит юридическим  фактом, кото-рый порождает служебные правоотношения).

 

 

Требования, предъявляемые  к правовым актам управления

Правовые акты управления могут выполнять свои функции, только если они наделены юридической силой  и способны выступать в качестве правовой формы реализации исполнительной власти. Важным условием действенности  правовых актов управления является их соответствие предъявляемым требованиям  относительно юридического содержания, порядка принятия и издания.

В административной науке  нет единого мнения по поводу перечня  требований, которым должен соответствовать  правовой акт управления. В. М. Манохин в качестве основных требований к актам управления выделяет следующие: 1) требования по разработке и принятию актов управления; 2) требования по их вступлению в действие; 3) требования к содержанию и форме актов управления. По мнению Д. Н. Бахраха и С. Д. Хазанова к таким требованиям относятся: 1) целесообразность административного акта, его полезность с точки зрения публичных интересов (научная обоснованность, соответствие реальной обстановке, своевременное принятие, комплексность в решении вопроса, квалификация и профессионализм должностных лиц; 2) законность (наличие компетенции у его автора, соответствие акта закону по сути, соответствие цели закона, принятие в установленный законом срок, соблюдение процессуальных правил издания административного акта); 3) организационно-технические требования (лаконичность, соблюдение грамматических норм и правил, структура документа и др.).

Представляется, что основными  требованиями к действенности правовых актов управления являются:

а) законность правового акта управления, которая проявляется прежде всего в том, что он должен быть принят уполномоченным государственным органом или должностным лицом в пределах их компетенции. Наряду с этим, законность правовых актов управления можно рассматривать и в широком смысле, согласно которому она должна обеспечиваться на всех этапах разработки, принятия и вступления правового акта в силу;

б) правовой акт управления должен отвечать закону, быть принятым на основании закона или иного  правового акта высшей юридической  силы во исполнение закона. Он не может им противоречить, поскольку, в таком случае, правовой акт будет признан недействительным;

в) правовой акт управления должен быть принят с соблюдением  установленной процедуры его  разработки, принятия, издания и  государственной регистрации (в  тех случаях, если это предусмотрено  действующим законодательством). Установленная процедура принятия правовых актов управления призвана обеспечить их целесообразность, своевременность, полезность, обоснованность, научность в процессе регулирования публичных интересов;

г) правовой акт управления должен быть юридически обоснованным, то есть иметь четко определенные цель и задачи, для которых он издается, средства по его реализации, ожидаемые результаты его реализации и возможные трудности при  этом;

д) правовой акт управления не должен ограничивать или нарушать гарантированные действующим законодательством  права и свободы человека и  гражданина, права и законные интересы общественных организаций, предприятий, учреждений;

е) должна соблюдаться установленная  форма правового акта управления со всеми реквизитами (разумная структура  акта и его грамотная разбивка на конкретные части, разделы, главы, параграфы, пункты и т. д.; хороший стиль изложения, ясность, четкость и лаконичность текста; отсутствие слов и терминов, допускающих двусмысленность толкования или понимания акта; правильное грамотное оформление; отсутствие других ошибок; наличие подписей, регистрационного номера, даты принятия; публикация на специальных бланках, которые имеют все предусмотренные атрибуты; четкие печати; установленные сроки исполнения и ответственные за исполнение; механизм контроля);

ё) правовые акты управления (если это необходимо) должны пройти государственную регистрацию. В соответствии с Указом Президента Украины от 28 декабря 1992 года «О государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти» нормативно-правовые акты, которые издаются министерствами, другими органами исполнительной власти, органами хозяйственного управления и контроля, касающиеся прав, свобод и законных интересов граждан или носят межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в органах юстиции.

Административно - правовой договор.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ  ДОГОВОР - правовая форма взаимодействия и взаимоотношений субъектов  административного права по реализации управленческих функций публичного характера. Как правило, А.д. заключается между органами исполнительной власти (федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти - по горизонтали; между федеральными и региональными (субъектов РФ) органами исполнительной власти - по вертикали; между органами исполнительной власти субъектов РФ). Порядок заключения административных договоров (соглашений) между Правительством РФ и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ регулируется ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" (1999 г.). В указанном Законе определены содержание соглашения, порядок его принятия и расторжения, условия исполнения. А.д. также широко распространены между федеральными министерствами, иными федеральными исполнительными органами и главами администрации (губернаторами) субъектов РФ. В отличие от гражданско-правового договора в А.д. сторонами являются органы, осуществляющие публично-властные полномочия.

Поскольку термин «административный договор», несмотря на его непризнанность на административном нормативном уровне, занял свое место в административной науке, на него возлагаются соответствующие функции, а именно:

— структурно-организационная;

— социального компромисса;

— обеспечительная;

— ориентационно-стимулирующая;

— демократизации исполнительной власти;

— воспитательная;

— охранительная.

Административный  договор характеризуется комплексным  характером, поскольку содержит административные и гражданско-правовые признаки. Это  проявляется, в частности, и в  ряде законодательных актов, предусматривающих  заключение таких договоров.

Необходимо  обратить внимание на классификацию  административных договоров, а именно: двух- и многосторонние; типовые и консенсуальные, предварительные и основные;

а) по предметному критерию:

— договоры о компетенции, в частности, о разграничении или делегировании  полномочий и предметов ведения;

— договоры в сфере управления государственной  собственностью;

— договоры, обеспечивающие государственные  нужды (государственные контракты);

— договоры с военнослужащими, студентами;

— финансовые и налоговые соглашения;

— договоры о взаимодействии, сотрудничестве;

— концессии, инвестиционные соглашения;

— договоры о предоставлении некоторых  платных услуг частным лицам  и др.;

б) по смыслу: чисто организационные  и смешанные (организационные вопросы  связаны с трудовыми, имущественными); чисто административные и комбинированные (вместе с административными правоотношениями регулируют трудовые, гражданские и  др.).


Информация о работе Понятие, признаки и юридическое значение правового акта управления