Правовой нигилиз и идеализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 12:35, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с заданной темой были поставлены следующие задачи:
- изучить и обобщить имеющиеся научные материалы, определить степень и уровень научной разработанности исследуемой темы;
- выявить специфику и содержание понятий «правовой нигилизм» и «правовой идеализм»;
- выявить причины этих явлений.

Содержание

Введение………………………………………………………………3
1. Государство и право в системе социального регулирования общественных отношений…………………………………………………5
2. Правосознание
2.1 Понятие правосознания………………………………………….7
2.2 Правовая психология……………………………………………10
2.3 Правовая идеология……………………………………………..11
3. Правовой нигилизм
3.1 Понятие и источники правового нигилизма…………………..14
3.2 Формы проявления правового нигилизма……………………..19
4. Правовой идеализм………………………………………………..22
Заключение…………………………………………………………….25
Список литературы…………………………………………………….27

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 50.71 Кб (Скачать файл)

 

2.3 . Правовая идеология

Правовая идеология - это отражение правовой действительности в форме систематизированных взглядов, идей, принципов, понятий и т.п., осуществляемое на рациональной основе, т.е. оно связано с логическим мышлением, а не с чувственным опытом.

По сравнению с правовой психологией, первичной основой  которой выступают психологические  переживания людей, идеология характеризуется  целенаправленным, как правило, научным  либо философским осмыслением права  как целостного социального института, не в отдельных его проявлениях (например, в виде тех или иных норм, судебных решений и т.д.), а  в качестве самостоятельного элемента общества (общественно-экономической формации, культуры, цивилизации).

В сфере идеологии и  через идеологию находят отражение  потребности и интересы, прежде всего, социальных групп, классов, народов, государства, мирового сообщества в целом. Конечно, элемент индивидуального, личностного  присутствует и в идеологическом отражении правовой действительности: та или иная идеологическая доктрина создается и формулируется, как  правило, отдельными людьми - учеными, философами, общественно-политическими  деятелями, а далее становится достоянием многих также конкретных людей, которые  достигают в своем сознании системного целостного отражения государства  и права.

Существенную роль в формировании правовой идеологии играет уровень правовой культуры общества. Уровень правовой культуры – это обобщенный показатель, отражающий место и роль права в жизни общества. Правовая культура включает уважение к праву, правовую информированность людей, знание ими законов, готовность соблюдать и выполнять законы, уважение к правосудию, потребность обращения в суд за защитой своих прав, отказ от использования противозаконных силовых средств разрешения конфликтов и т.п. В уровне правовой культуры находит отражение историческое развитие страны и народа. Поэтому для каждой страны характерен свой уровень развития права.7

В российской истории в  течение длительного времени  не существовало благоприятных предпосылок  для развития правовой культуры: вековая  монархия без начал конституционализма, подчиненное и бесправное положение  человека в обществе, низкая роль суда (напомним, первая радикальная судебная реформа в России была начата только в 60-х гг. XIX в.), свыше 70 лет господства тоталитарного режима. Современное развитие общества в известной мере позитивно сказывается на уровне правовой культуры: повышается авторитет права, возрастает роль суда. Но уровень правовой культуры повышается очень медленно, поэтому и сегодня в России он отстает в сопоставимых показаниях от уровня наиболее развитых демократических стран.

Первый пример: отношение  людей к конкретной норме о  применении смертной казни. В России смертная казнь до сих пор широко применяется в качестве наказания  за наиболее тяжкие преступления. Подавляющее  большинство населения одобрительно относится к этой практике и отвергает  предложения не только об отмене смертной казни, но и об ограничении ее применения. Социологические опросы, проводимые на протяжении последних 10 - 15 лет, свидетельствуют о том, что в одобрительном отношении большинства населения к применению смертной казни изменений не происходит

Второй пример: отношение  людей к важнейшему правовому  учреждению - суду. Социология свидетельствует, что большинство населения видит в суде лишь место, где человека лишают свободы, но не место, где защищают права человека. Законодательство последних лет значительно расширило полномочия судов в защите прав граждан от произвола государственных чиновников. Но новые законы почти не сказались на, мягко выражаясь, равнодушном отношении людей к правосудию. Люди в своем большинстве не используют предоставленные им возможности судебной защиты и редко обращаются в суд. По-прежнему в ходу формула юридической дремучести рядового россиянина: «Я в своей жизни не только ни разу в суд не обращался, но даже свидетелем не проходил». Суды в стране обустроены скверно, культура ведения судебного процесса низкая. Позитивные изменения происходят, но, повторяем, очень-очень медленно.8

 

 

3 Правовой нигилизм

3.1 Понятие и источники правового нигилизма

Нигилизм (от лат. Nihil - ничто) - в широком смысле отрицание общепринятых ценностей и норм, укоренившихся  форм общественной жизни. Довольно часто  нигилизм предшествует и является частью стихийных социальных протестов.

Правовой нигилизм - разновидность  социального нигилизма как родового понятия. Сущность его - в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с  точки зрения корней, причин - в юридическом  невежестве, косности, отсталости, правовой не воспитанности основной массы  населения. Подобные неправовые установки  и стереотипы есть «элемент, черта, свойство общественного сознания и  национальной психологии… отличительная  особенность культуры, традиций, образа жизни»9.

Одним из ключевых моментов здесь выступает высокомерно-пре  небрежительное восприятие права, оценка его не как базовой, основополагающей идеи, а как второстепенного явления  в общей шкале человеческих ценностей, что, в свою очередь, характеризует  меру цивилизованности общества, состояние  его духа, социальных чувств, привычек. Отношение к праву может быть просто безразличным, что тоже свидетельствует  о неразвитом правовом сознании людей.

Нигилизм является одной  из форм социального поведения, сознания и мироощущения личности. По утверждению  большинства философов, нигилизм возник давно, но наибольшее распространение он получил в XIX веке (в основном в России и странах Западной Европы).

Яркие примеры нигилистов мы можем найти в художественной литературе XIX века. В основном это  произведения Тургенева ("Отцы и  дети", представитель нигилизма - Базаров). Российский нигилизм того периода  носил революционный характер. Социалисты периода XIX века считали, что нигилисты - это движущая сила общества и молодую  поросль новой молодежи следует  искать "в недоученных учениках Чернышевского и Добролюбова, в  Базаровых, в нигилистах - в них  жизнь, в них энергия, в них  честная и сильная воля".10

Общая черта всех форм нигилизма  - отрицание, однако не всякое отрицание есть нигилизм. Отрицание шире, оно органически присуще человеческому сознанию, диалектическому мышлению. Поэтому далеко не всех, кто что-либо отрицает, можно считать нигилистами. В противном случае сам термин «нигилизм» теряет свой смысл и растворяется в более объемном понятии «отрицание».

В традиционном понимании  нигилизм воспринимается в большинстве  случаев как явление деструктивное, социально вредное, особенно в настоящее  время. Нередко нигилизм принимает  разрушительные формы. В крайних  своих проявлениях он смыкается  с различными анархическими, лево- и  праворадикальными устремлениями, максимализмом, большевизмом и необольшевизмом, политическим экстремизмом.

Характерные признаки нигилизма  - интенсивность, категоричность и бескомпромиссность отрицания с преобладанием субъективного, чаще всего индивидуального начала. Здесь выражается гипертрофированное, явно преувеличенное сомнение в известных ценностях и принципах. При этом, как правило, избираются наихудшие способы действия, граничащие с антиобщественным поведением, нарушением моральных и правовых норм. 11

Сегодня нигилизм выражается в самых различных ипостасях: неприятие определенными слоями общества курса реформ, нового уклада жизни и новых («рыночных») ценностей, недовольство переменами, социальные протесты против «шоковых» методов  осуществляемых преобразований; несогласие с теми или иными политическими  решениями и акциями, неприязнь  или даже вражда по отношению к  государственным институтам и структурам власти, их лидерам; отрицание не свойственных российскому менталитету «западных» образцов поведения, нравственных ориентиров; противодействие официальным лозунгам и установкам; «левый» и «правый» экстремизм, национализм, взаимный поиск  «врагов». Подрываются духовные и  моральные основы общества, вместо них утверждаются меркантилизм, потребительство, культ денег, наживы; моральное вытесняется  материальным. Соответственно изменились критерии престижа личности, ее социальной роли, признания.

Проявления социального  и культурного нигилизма мы можем  наблюдать в поведении членов движения некоторых субкультур, например панки(современная или относительно современная молодежь, отличающаяся радикализмом в воззрениях, отрицающая необходимость государства и  государство в целом; отличаются радикализмом в стиле поведения  одежды, причесок и т.д.) и скинхедов (неонационалисты, отличающиеся резким политическим нигилизмом единства наций). Вообще, радикализм свойственен молодежи, а по утверждению Н.И. Матузова "Нигилизм - стереотип мышления любого радикала, даже если он этого не осознает"12.

Разновидностью социального  нигилизма является так называемый правовой нигилизм. Правовой или юридический  нигилизм выражается скептическим и  негативным отношением к праву вплоть до полного его отрицания и  неверия в его потенциальные  возможности решать социальные проблемы.

Корни правового нигилизма  лежат в юридическом невежестве и правовой отсталости общества, а  также в особенностях выполнения государством его внутренних функций, связанных с социальной сферой жизни  и реализацией права.

Определение правового нигилизма  только через категорию отрицания  я считаю недостаточно полным. Так  более глубокое теоретическое представление  о правовом нигилизме должно включать позитивную составляющую: «Правовой  нигилизм - показатель, отражение, своего рода лакмусовая бумажка реального  качества нормотворческой, интерпретационной  и правоприменительной деятельности»13.

Правовой нигилизм - продукт социальных отношений, он обусловлен множеством причин и следствий. В частности, он подпитывается и такими реалиями наших дней, как политиканство и циничный популизм лидеров всех рангов, борьба позиций и амбиций, самолюбий и тщеславий. Дают о себе знать эгоизм и властолюбие старой и новой бюрократии, некомпетентность и бестолковость чиновников.

На личностном уровне правовой нигилизм выступает в двух качествах: как состояние умов, чувств, настроений и как образ действий, реальное поведение. Он бывает активным и пассивным, стойким и спонтанным, постоянным и ситуативным, может проявляться  в виде простого фрондерства, иметь  личные причины, когда, скажем, гражданин  недоволен судом только потому, что  его осудили, а закон плох потому, что предусмотрел наказание за совершенное  им деяние.

Нигилизм возникает и  как результат неудовлетворенности  субъекта своим социально-правовым статусом. В целом нигилизм выступает  в теоретической (идеологической) и  практической формах. Он различен в  различных слоях и группах  общества, зависит в известной  степени от таких факторов, как  возраст, пол, национальное происхождение, вероисповедание, должностное положение, образование.

Одним из важнейших источников деформации правосознания является государство. Дело в том, что наличие  в стране слабой системы правовой защиты основных прав и свобод человека и гражданина побуждает и развивает  неверие личности в право и  способности государство защитить это право.

По мнению Н.И. Матузова главным  источником правового нигилизма  является «кризисное состояние российского  общества. Социальная напряженность, экономические  неурядицы, распад некогда единого  жизненного пространства, региональный сепаратизм, дезинтеграция, морально-психологическая  неустойчивость общества и многое другое не только не способствуют преодолению  правового нигилизма, но постоянно  воспроизводят и приумножают  его»14. Хотя работы Н.И. Матузова были написаны ещё в начале девяностых, особых или коренных изменений в российском обществе не произошло, так как не успело ещё смениться достаточно поколений и уровень социальной защищенности российского общества не так высок, по сравнению с ведущими демократическими странами.

В.В. Попов выделяет «среди источников, формирующих правовой нигилизм в российском обществе, сложившуюся  криминогенную ситуацию в государстве»15.

Правовой нигилизм - продукт  социальных отношений, он обусловлен множеством причин и следствий. В частности, он подпитывается и такими реалиями наших дней, как политиканство  и циничный популизм лидеров всех рангов, борьба позиций и амбиций, самолюбий и тщеславий. Дают о  себе знать эгоизм и властолюбие  старой и новой бюрократии, некомпетентность и бестолковость чиновников. Последнее - традиционно больное место нашей государственности. Полузнайство, невежество, дилетантство разрушают всякую правовую ткань, любые разумные юридические установления.

 

3.2 Формы проявления правового нигилизма

Существует множество  различных форм правового нигилизма.

1.  Прямые преднамеренные нарушения действующих законов и иных нормативных правовых актов составляют огромный и труднообозримый массив уголовно наказуемых деяний, а также гражданских, административных, дисциплинарных и иных проступков. Злостный, корыстный уголовный криминал - наиболее грубый и опасный вид правового нигилизма, наносящий неисчислимый, не поддающийся точному определению вред обществу - физический, материальный, моральный. Преступность - мощный катализатор правового нигилизма. Злоумышленники не боятся законов, умело обходят их, используя разного рода правовые «дыры» и «щели». Страна все глубже погружается в трясину тотальной коррупции, которая сводит на нет все реформаторские усилия, разлагает нравственные и правовые устои общества, подрывает престиж России на международной арене.

Информация о работе Правовой нигилиз и идеализм