Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 17:30, реферат
Цель работы – наиболее полно изложить правовой статус религиозных организаций в Беларуси и путь его усовершенствования.
Введение
Развитие религиозных конфессий на территории Беларуси начиная с конца 1980-х гг
Правовой статус Религиозных организаций
Характерные черты правового статуса Религиозных организаций
Пути совершенствования правового регулирования деятельности религиозных организаций
Полномочия и статус Республиканского органа государственного управления по делам религии
Заключение
Список использованных источников
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра теории и истории права
Реферат
по дисциплине: Административное право
на тему: Правовой статус Религиозных организаций и пути его совершенствования
Студент
ФП, 1-й курс, ДПВ-2
Проверил
ассистент
МИНСК 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Заключение………………………………………..…..
Список
использованных источников……………
Введение
За годы, истекшие после распада Советского Союза, в Беларуси заметно изменилось общественное сознание, в частности, претерпели серьезную эволюцию его религиозные характеристики.
Во времена СССР неверующими себя называли до 70 процентов белорусов. К 1998 году численность неверующих сократилась до 25,4 процента, а к 2000 году - до 20 процентов, то есть примерно в 3 раза. Одновременно существенно увеличилась число тех, кто зачисляет себя в разряд верующих людей.
Рост численности верующих особенно заметен среди женщин. К середине 2000 года их стало почти 60 процентов от числа опрошенных. Для сравнения, верующими себя считают 35,3 процента мужчин.
Переход от общества, всячески ограничивавшего религиозные потребности граждан, к обществу, в котором религия признается нормальным аспектом духовной жизни, вызвал к жизни новые религиозные организации и объединения, культовые сооружения, а также кадры духовенства. Только на протяжении последних девяти лет почти на 40 процентов увеличилось количество религиозных объединений.
Религиозная картина Республики Беларусь в настоящее время отличается пестротой и разнообразием. На ее территории действуют с зарегистрированными уставами 2780 религиозных общин, центров и управлений, миссий, братств, духовных образовательных учреждений 26 вероисповеданий, направлений и толков. Функционируют учреждения и епархии белорусской православной и римско-католической церкви, духовное управление мусульман, старообрядческий религиозный центр, белорусские объединения церкви евангельских христиан-баптистов, адвентистов седьмого дня, христиан веры евангельской и т. д.
Вопрос будущего нашей страны, ее исторической судьбы, как европейского государства, во многом зависит от того каким образом белорусское общество будет понимать место религии и церкви в нравственном и культурном самоопределении, на какие религиозные традиции и ценности станет ориентировать своих граждан, к какому вероисповедному берегу направит национальное самосознание белорусов.
Цель моей работы – наиболее полно изложить правовой статус религиозных организаций в Беларуси и путь его усовершенствования.
1 Развитие религиозных конфессий на территории Беларуси начиная с конца 1980-х гг
В 1988 в Беларуси зарегистрировано 29 православных, 7 католических, 3 протестантские новые общины.
В 1989 в Беларуси действовало 399 православных приходов. На 1999 функционировали 10 епархий, возглавляемые архиереями в сане епископа или архиепископа, епархии были разделены на 54 благочинных округа во главе с благочинными. Каждое благочиние объединяет 10—20 приходов, в которых служат священники, диаконы.
В 1989 на базе Жировичского монастыря возобновила деятельность православная духовная семинария. Возрождены известные монастыри в Полоцке, Гродно, Могилеве, Пинске.
Оживление религиозной деятельности коснулось и римско-католической церкви. Возобновилась деятельность монашеских орденов, миссионерская деятельность, издание религиозной литературы. Открывались старые и строились новые костёлы. После встречи М.С.Горбачёва с папой римским Иоанном Павлом II установились благоприятные отношения между руководством советского государства и римско-католической церковью. В 1989 между правительствами СССР и Польши заключён договор, по которому в Беларусь приглашены 50 ксендзов-поляков, по частным приглашениям верующих временно приехали 40 ксендзов. В 1990 в Гродно открыта Высшая духовная семинария, где начали обучение 78 слушателей.
Усилили свою миссионерскую деятельность и протестанты. В 1990-е гг. нормализация отношения государства к религиозным объединениям содействовала возрождению греко-католической церкви.
Продолжался процесс конфессионализации общества. Зарегистрированы 2 новые общины старообрядцев. Начали действовать 3 иудейские общины (кроме Минска, зарегистрированы в Витебске и Бобруйске). Построены новые мечети в Новогрудке и Смиловичах.
Деятельность религиозных общин и церквей регулируется соответствующими статусами и государственными законодательными актами. Закон особо отмечает роль традиционно существующих в Беларуси религий (в т.ч. православной, католической, иудейской и мусульманской), которые внесли значительный вклад в историческое развитие и становление духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа[1, с.465].
После перерегистрации религиозных организаций, которая происходила на протяжении 2004, на 01.01.2005 насчитывается 25 конфессий и зарегистрировано 2829 религиозных общин. По данным белорусских социологов 1994 и 1997, абсолютное большинство респондентов считают себя: православными (около 80% в 1994 и около 77,4% в 1997), католиками (соответственно 9,9 и 10,4; по другим данным 14,8%), протестантами (0,7 и 0,4%), иудеями (0,3 и 0,4%), в т.ч. регулярно принимают участие в исполнении религиозных обрядов и таинств 5,5%, изредка — 37%[2, с.50]. Носителями традиций являются не только священники, но и старшее поколение, которое в семье выполняет роль хранителя сакральных знаний.
В современной белоруской
православной традиции в богослужение
постепенно вводится белорусский язык.
Абсолютное большинство православных
священников — этнические белорусы.
На двух языках — белорусском и
русском — ведётся преподавание
в церковных учебных
Второй в Беларуси по числу верующих и общин является римско-католическая церковь. В созданную в 1999 в Беларуси Конференцию католических епископов (епископат) вошли 4 епископа во главе с кардиналом Казимиром Свёнтаком. На 01.01.2005 в республике зарегистрировано 5 епархий, 433 прихода, 9 миссий, 8 монашеских общин (монастырей), 3 добровольных товарищества «Каритас» и 2 высшие духовные семинарии.
Миграция, расширение информационного пространства, совершенствование технологии воздействия на массовое сознание в конце 19 — начале 20 в.в. повлияли на возникновение и распространение в мире новых религиозных движений. Процессы демократизации, оживление религиозной жизни в республике в 1990-е гг. привели к появлению в исторически сформировавшейся конфессиональной структуре белорусского общества новых религий. Они явились конкурентами классическим религиям. Этому способствовали активная миссионерская деятельность новых религий и отсутствие у большинства советских граждан опыта религиозной жизни. Сначала общины и центры новых религий создавались в столице (некоторые и в небольших населённых пунктах), затем их структуры распространялись в областные центры, крупные города. На интенсивность распространения новых религий в Беларуси, особенно в начале 1990-х гг., повлияли пропагандировавшие их средства массовой информации.
Существуют неопротестантские объединения: Новоапостольская церковь (20 общин), Церковь Христова (5 общин), общины мессианского служения (2 общины), Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны; 3 общины). Большинство неопротестантских общин находится в Минске и областных городах. Насчитывается 21 миссия протестантского вероучения и около 70 тыс. верующих.
В середине 1990-х гг. классические религии существенно возродили свои структуры в Беларуси и нашли поддержку со стороны государства. Это было вызвано и обеспокоенностью общества, связанной с деструктивными проявлениями в мире со стороны ряда новых религий. Трагические события 1990-х гг., связанные с деятельностью таких новых религий, как Аум Синрикё, Белое Братство, Храм Солнца, стали свидетельством того, что новые религии являются факторами повышенного риска и требуют внимания со стороны общества. Совместные действия представителей классических религий и общественных организаций против новых религий привели к складыванию в начале 2000-х гг. «антикультовой» коалиции и способствовали формированию их отрицательного восприятия в обществе. На 01.01.2005 в Беларуси официально зарегистрированы 5 общин бахай, 5 общин Международного общества Сознания Кришны. Часть религиозных групп действует без регистрации.
Следует отметить, что традиционные для Беларуси христианские церкви осуждают нашествие миссионерства, движущегося из-за рубежа, главным образом из США, Германии, Швеции. Западные эмиссары налаживают выпуск литературы, добиваются влияния на воспитание и образование молодежи. Трудно в настоящее время говорить о последствиях такой деятельности зарубежных религиозных организаций и их представителей. Но, бесспорно, это нарушает религиозную стабильность в стране и веками сложившийся этно-конфессиональный баланс.
2 Правовой статус Религиозных организаций
Правовой статус религиозных организаций регулируется Законом Республики Беларусь от 17 декабря 1992 года «О свободе совести и религиозных организациях».
Закон включает в состав разделы о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях ни в целом, ни в виде «соответствующих норм». Поэтому в статье 2 Закона речь идет уже о Конституции как основе данного законодательства. В документе впервые сделана попытка учесть исторически сложившуюся структуру поликонфессиональности белорусского общества, а также степень влияния конфессий на формирование духовных, культурных и исторических традиций белорусского народа[3, с.3]. При подготовке законодательного акта учтена конституционная норма о приоритете общепризнанных принципов международного права. Поэтому в нем зафиксированы свобода отправлять культы или выполнять религиозные и ритуальные обряды[ст. 25], свобода верующих объединяться в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой[ст.1, 13, 14, 15], свобода религиозных организаций в подготовке религиозного персонала в учебных заведениях[ст. 28], свобода выражения и распространения религиозных убеждений[ч.1 ст. 5]. Перечень религиозных организаций, содержащийся в преамбуле закона, несомненно, означает, что государство конкретизировало свои конфессиональные предпочтения и определило потенциальных социальных партнеров в деле возрождения духовности народа. Законодатель не отвел доминирующей роли ни одной религии и ни слова не сказал о том, что одна религия лучше другой. В нем, как и в Конституции, нет термина «государственная религия». Закон не предоставил православной церкви статус ведущей в Беларуси или «первой среди равных», что возвышало бы православие над другими конфессиями. Законодатель не просто включил в преамбулу перечень традиционных религий, отразив существование в белорусском обществе религиозного плюрализма, но и создал правовой механизм для того, чтобы данный плюрализм не вылился во вседозволенность, не вступил в противоречие с интересами национальной безопасности страны в гуманитарной сфере. Соответствие норм законодательного акта конституционным установлениям обеспечено прежде всего путем закрепления в нем регистрационного механизма противодействия негативному влиянию иностранных религиозных организаций, исповедующих вероучения, ранее не известные в Беларуси.
Оценивая изменения
и дополнения, внесенные в закон
о религии в свете требований
Конституции, следует отметить, что
в своей совокупности они
Информация о работе Правовой статус Религиозных организаций и пути его совершенствования