Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 09:46, контрольная работа
Принципы, на базе которых строится и функционирует система органов исполнительной власти, предопределяются современными особенностями организации государственной власти Российской Федерации, закрепленными в Конституции.
7. Учет особенностей управляемых
объектов - принцип управления, учитывающий
современные особенности сферы
государственного управления, в
которой наряду с
8. Гласность предполагает широкое обнародование через средства массовой информации процесса и результатов работы органов исполнительной власти.
9. В числе действующих
принципов называются также:
Рассмотрев понятие, виды и принципы деятельности органов исполнительной власти, можно прийти к анализу их действующей системы. Однако в качестве предварительного условия необходимо уяснить роль главы нашего государства - Президента РФ в сфере исполнительной власти.
Правительство РФ как высший
орган исполнительной власти: общетеоретическая
и законодательная
Правительство является высшим
исполнительным органом государственной
власти Российской Федерации, осуществляющим
исполнительную власть в стране и
возглавляющим единую систему исполнительной
власти в Российской Федерации. Правовую
основу его деятельности составляют
Конституция РФ, федеральные конституционные
законы, федеральные законы и нормативные
указы Президента РФ. Федеральный
конституционный закон "О Правительстве
Российской Федерации" принят 17 декабря
1997 г. (с изменениями и дополнениями)
Деятельность Правительства
направлена на осуществление в пределах
своих полномочий: организации исполнения
Конституции, законов, указов Президента,
международных договоров
Правительство - коллегиальный орган, состоящий из Председателя, заместителя Председателя и федеральных министров. В принципе возможно включение в состав Правительства не только федеральных министров, но и руководителей иных федеральных органов исполнительной власти (например, статус федерального министра имеет директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации).
Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Его освобождение от должности также осуществляется Президентом по собственной инициативе, по заявлению Председателя Правительства об отставке либо в случае невозможности исполнения им своих полномочий. Президент уведомляет обе палаты Федерального Собрания об освобождении Председателя Правительства от должности в день принятия решения. Установлено, что освобождение от должности Председателя одновременно влечет за собой отставку Правительства в целом. До назначения нового Председателя Правительства Президент вправе поручить исполнение его обязанностей на срок до двух месяцев заместителю Председателя. В случае временного отсутствия Председателя Правительства его обязанности исполняет его заместитель.
Заместитель Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства. Заместитель Председателя Правительства и федеральные министры вправе подавать заявления об отставке.
Полномочия Правительства
широки и многообразны. Одно из основных
полномочий связано с руководством
работой федеральных
Правительство вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве, а также их упразднять.
В числе общих полномочий
Правительства: организация реализации
внутренней и внешней политики страны;
регулирование в социально-
Наиболее наглядно полномочия Правительства проявляются в различных сферах социально-экономической жизни страны.
Так, в сфере экономики Правительство осуществляет регулирование экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности; прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации; осуществляет управление федеральной собственностью; осуществляет общее руководство таможенным делом; принимает меры по защите интересов отечественных производителей и т.п.
В сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики Правительство: обеспечивает проведение единой политики в названной сфере; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; разрабатывает и регулирует налоговую политику; обеспечивает совершенствование банковской системы; осуществляет валютное регулирование и валютный контроль; разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен и т.п.
В социальной сфере Правительство:
обеспечивает проведение единой государственной
социальной политики; разрабатывает
программы сокращения и ликвидации
безработицы и бедности, обеспечивает
их реализацию; принимает меры по реализации
прав граждан на охрану здоровья, по
обеспечению санитарно-
В сфере образования, науки, культуры Правительство: разрабатывает и осуществляет проведение единой государственной политики в области образования, меры государственной поддержки развития науки и культуры и т.п.
В сфере природопользования
и охраны окружающей среды Правительство:
организует деятельность по охране и
рациональному использованию
В сфере обеспечения законности,
прав и свобод граждан, борьбы с преступностью
Правительство: участвует в разработке
и реализации государственной политики
в области обеспечения
В сфере обеспечения обороны
и государственной безопасности
Правительство: осуществляет необходимые
меры в указанной сфере; организует
оснащение Вооруженных Сил
В сфере внешней политики
и международных отношений
Особенности деятельности Правительства в условиях военного или чрезвычайного положения определяются федеральными конституционными законами.
Свои широкие полномочия Правительство реализует, в частности, через свои правовые акты.
На основании и во исполнение Конституции РФ, законодательства и нормативных указов Президента Правительство издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение.
При этом акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений. Обе формы правовых актов подписываются Председателем Правительства и обязательны к исполнению в Российской Федерации. Датой официального опубликования этих актов считается дата первой публикации их текста в одном из официальных изданий Российской Федерации.
Постановления Правительства,
за исключением содержащих сведения,
составляющие государственную тайну,
или сведения конфиденциального
характера, подлежат официальному опубликованию
не позднее 15 дней со дня их принятия,
а при необходимости
Правовые акты Правительства могут быть обжалованы в суд.
Правительство вправе принимать акты, не имеющие правового характера (например, обращения, заявления).
Законодательство о
Председатель Правительства
систематически информирует Президента
РФ о работе Правительства, представляет
ему предложения о структуре
федеральных органов
Федеральные министры как
члены Правительства наделены полномочиями,
которые установлены
Основной организационной формой деятельности Правительства являются его заседания, которые проводятся не реже одного раза в месяц. Заместитель Председателя Правительства и федеральные министры участвуют в заседаниях лично. При невозможности личного участия информируется Председатель Правительства.
В заседаниях Правительства
вправе участвовать руководители Генеральной
прокуратуры, Центрального банка, Президент
Академии наук РФ и иные лица в соответствии
с законодательством либо в порядке,
устанавливаемом
Отдельные вопросы Правительство рассматривает на своих закрытых заседаниях.
Подготовка и проведение заседаний осуществляются в соответствии с Регламентом Правительства, утвержденным Постановлением Правительства от 1 июня 2004 г. В Регламенте рассматриваются с необходимой детализацией вопросы формирования плана заседаний Правительства, порядок внесения документов для их рассмотрения на заседаниях, порядок оформления принимаемых решений.
Правительство информирует граждан через средства массовой информации о вопросах, рассмотренных на заседаниях, а также о принятых по этим вопросам решениях.
Определен круг вопросов, решения по которым могут приниматься исключительно на заседаниях Правительства. В их числе вопросы о: представлении Государственной Думе федерального бюджета и отчета о его исполнении; проектах программ социально-экономического развития страны; установлении номенклатуры товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен; установлении объема выпуска государственных ценных бумаг; внесении в Государственную Думу законопроектов; проектах программ приватизации федеральной государственной собственности; утверждении положений о федеральных органах исполнительной власти; установлении порядка создания и обеспечения деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти; утверждении Положения об Аппарате Правительства и т.п.
Для обеспечения деятельности Правительства и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых Правительством решений образуется Аппарат Правительства. Его возглавляет Руководитель Аппарата - в ранге федерального министра.