Правотворческая деятельность органов исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2015 в 22:56, реферат

Краткое описание

Темой моей курсовой работы является «Органы исполнительной власти в
Российской Федерации». Структура курсовой работы включает в себя общую
характеристику исполнительной власти, в неё входят принцип разделения
властей, понятие и классификация органов исполнительной власти и механизм
исполнительной власти. Большое внимание уделено организации и деятельности
органов исполнительной власти на федеральном уровне в Российской Федерации. В
этом разделе я рассмотрел деятельность и полномочия Правительства Российской
Федерации, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной
власти. Наконец, я рассмотрел положение органов исполнительной власти
субъектов федерации.

Содержание

Введение ...........................3-4
1. Общая характеристика исполнительной власти.
1.1 Принцип разделения властей..................5-8
1.2 Понятие и классификация органов исполнительной власти......9-11
1.3 Механизм исполнительной власти.................12-15
2. Организация и деятельность органов исполнительной власти на федеральном уровне в Российской Федерации.
2.1 Правительство Российской Федерации............16-21
2.2 Формирование и полномочия Правительства РФ…….....................22-24
2.3 Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной
власти............................25-27
Заключение..........................28
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

правотворческая деятельность органов исполнительной.docx

— 45.10 Кб (Скачать файл)

заместителем Председателя Правительства.

В качестве постоянного органа Правительства действует его Президиум.

Президиум состоит из Председателя Правительства, его заместителей,

федеральных министров финансов, экономики, иностранных дел, обороны,

внутренних дел, федерального министра - Руководителя Аппарата Правительства.

              2.2 Формирование и полномочия Правительства РФ             

Конституция обеспечивает Правительству Российской Федерации большую

самостоятельность в осуществлении своих полномочий при формировании системы

центральных органов федеральной исполнительной власти и состава Правительства

Российской Федерации. Инициатива при решении этого вопроса должна исходить от

главы Правительства.

Председатель Правительства не позднее недельного срока после его назначения

представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов

исполнительной власти, что имеет прямое отношение к последующему формированию

состава Правительства.

Под структурой федеральных органов исполнительной власти в ст. 112

Конституции РФ понимается перечень центральных органов федеральной

исполнительной власти (центральных органов управления), подведомственных

Правительству Российской Федерации.

В ч. 2 ст. 112 Конституции РФ устанавливается также порядок формирования

персонального состава Правительства Российской Федерации. Председатель

Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации

с согласия Государственной Думы.[10]

Включение в Конституцию специальной статьи о порядке назначения и согласования с

Государственной Думой кандидатуры Председателя Правительства связано с более

сложной процедурой решения этих вопросов, а также с весьма серьезными

последствиями для Государственной Думы неоднократного отклонения кандидатур на

этот пост. Далее Президент Российской Федерации назначает на должность и

освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных

министров. Этот порядок назначения на должность предопределяет и порядок

образования состава Правительства Российской Федерации. Указанные полномочия

Президент осуществляет на основании предложений Председателя Правительства,

который подбирает кандидатов в члены Правительства, отстаивает перед

Президентом свою точку зрения на их деловые качества. Таким образом,

юридическая сторона этой проблемы заключается в обязательных действиях с обеих

сторон. Глава Правительства вносит предложения Президенту по составу

Правительства, т.е. формирует Правительство, а Президент назначает на должность

и освобождает от должности по предложению Председателя Правительства.

При обсуждении кандидатур Президент не может не считаться с мнением главы

Правительства о лицах, которых предполагается ввести в состав Правительства,

однако последнее слово остается за Президентом, так как он решает вопрос о

назначении на должность. Строго формально для любого назначения требуется

обязательное предложение главы Правительства.

Назначение на должность заместителей Председателя и других членов

Правительства - акт большой политической ответственности, поскольку на них

возлагаются важнейшие функции исполнительной власти.

Председатель Правительства РФ освобождается от должности Президентом РФ в

случае невозможности исполнения Председателем Правительства своих полномочий

или по заявлению Председателя Правительства об отставке. Освобождение

Председателя Правительства от должности одновременно влечет за собой отставку

Правительства.

Конституция РФ определяет круг полномочий Правительства Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и

обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об

исполнении федерального бюджета;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой,

кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной

политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального

обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной

безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране

собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской

Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации

(Статья 114 Конституции РФ).

Перечень полномочий Правительства, предусмотренный ст. 114 Конституции РФ, не

является исчерпывающим. Конституцией, федеральными законами, указами

Президента Правительство наделено и другими полномочиями. В качестве примера

могут быть названы право законодательной инициативы (ст. 104 Конституции РФ),

полномочия, определенные Таможенным кодексом Российской Федерации, Законами

"О таможенном тарифе", "О государственном регулировании  внешнеторговой

деятельности". В последнем Законе содержится прямая отсылка к п. "ж" ч. 1 ст.

114 Конституции РФ, на основании  которого Правительство осуществляет  иные

помимо перечисленных в Законе полномочия, возложенные на него Конституцией,

федеральными законами, указами Президента, в области государственного

управления внешнеторговой деятельностью. В целом полномочия Правительства

раскрывают значение исполнительной власти в осуществлении функций Российского

государства, в укреплении демократии, защите конституционных ценностей.

     2.3 Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти

Современная система и структура федеральных органов исполнительной власти

определена рядом указов Президента: от 14 августа 1996 г. «О системе

федеральных органов исполнительной власти», «О структуре федеральных органов

исполнительной власти» от 6 сентября 1996 г. «Вопросы федеральных органов

исполнительной власти», от 17 марта 1997 г. «О совершенствовании структуры

федеральных органов исполнительной власти» и др.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят кроме

Правительства РФ отраслевые и межотраслевые  федеральные органы

исполнительной власти. Их структурный состав достаточно разнообразен и в

разное время включал министерства, государственные комитеты, комитеты,

федеральные службы, агентства, надзоры, межведомственные комиссии и другие

органы государственного управления, осуществляющие полномочия исполнительной

власти. В настоящее время систему федеральных органов исполнительной власти

составляют: министерства РФ, государственные комитеты РФ, федеральные

комиссии РФ, федеральные службы России, Российские агентства, федеральные

надзоры России.

Министерство Российской Федерации – как и другие федеральные органы

исполнительной власти – это самостоятельный орган системы. Он имеет

центральный аппарат, реализующий функции данного органа в пределах

определенной компетенции по предметной области государственного управления,

которая входит в его ведение.

Министерство Российской Федерации, по определению Указа от 6 сентября 1996

г., - это «федеральный орган исполнительной власти, проводящий

государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере

деятельности, а также координирующий в случаях, установленных федеральными

законами, указами Президента РФ, деятельность в этой сфере иных федеральных

органов исполнительной власти.» Хотя традиционно министерство является

органом отраслевого управления, по сути многие министерства являются

межотраслевыми и распространяют свои полномочия на все другие орган, объекты

управления по определенной сфере функционального характера.

Правительство назначает и освобождает от должности заместителей федеральных

министров, кроме того, оно вправе отменять и приостанавливать действие актов

министерств.

Государственные комитеты Российской Федерации теоретически предназначены для

выполнения межведомственных или надведомственных полномочий. Их решения,

принимаемые коллегиально, распространяются либо на всю систему исполнительной

власти, либо на сферу, непосредственно связанную с профилем государственного

комитета.

Согласно определению к этому виду органов относятся федеральные органы

исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую

координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное

регулирование в определенной сфере деятельности. Госкомитет возглавляет

председатель государственного комитета Российской Федерации.

Федеральные комиссии – это коллегиальные органы, учреждаемые Президентом РФ.

Особенностью функциональной направленности этих органов является то, что не

существует определенного критерия для их образования. Предусмотрены три

комиссии: Федеральная энергетическая комиссия РФ; по рынку ценных бумаг; по

недвижимому имуществу и оценке недвижимости.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят и такие органы,

как федеральные службы, надзоры и агентства.  Это органы исполнительной

власти, которые осуществляют специальные (исполнительные, контрольные,

разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения.

К федеральным органам исполнительной власти относятся также межведомственные,

правительственные комиссии и советы.

Это наиболее подвижная и изменяемая часть структуры исполнительной власти.

Комиссии создаются и ликвидируются, их статус часто меняется или обновляется.

Эти органы призваны восполнять недостаток координационных функций  основных

структур исполнительной власти. В основном они имеют координационное

назначение, некоторые выполняют аналитические и консультативные функции.

Существуют и комиссии Правительства РФ наделенные полномочиями госоргана и

принимающие обязательные для других органов решения.

Здесь важно отметить, что такое множество комиссий свидетельствует о том, что

происходит девальвация полномочий министерств и государственных комитетов. По

сути, образование комиссии говорит об изъятии функций от ведомства и

переложении их на временно действующий орган. Кроме того, сколь бы

представительной ни была комиссия, ее решения не могут быть приравнены к акту

органа исполнительной власти Российской Федерации, хотя есть случаи, когда

комиссия квалифицируется именно как «орган правительства».

Говоря о структуре федеральных органов исполнительной власти нельзя не

упомянуть о том, что  для осуществления своих полномочий Правительство может

создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных

лиц. Оно устанавливает порядок создания и деятельности территориальных

органов исполнительной власти, размер ассигнований на содержание их аппаратов

в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Информация о работе Правотворческая деятельность органов исполнительной власти