Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 18:44, контрольная работа
Административное право - самостоятельная отрасль правовой системы России, которая отличается от других прежде всего по предмету и методу правового регулирования. Административное право призвано регулировать особую разновидность общественных отношений, главным признаком которых является то, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти.
Следовательно, предметом административного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти.
Предмет и метод административного права .
Административное право - самостоятельная отрасль правовой системы России, которая отличается от других прежде всего по предмету и методу правового регулирования. Административное право призвано регулировать особую разновидность общественных отношений, главным признаком которых является то, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти.
Следовательно, предметом административного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти.
Однако, следует сразу говориться, что административное право не является единственной отраслью права, охватывающей общественные отношения в сфере действия системы исполнительной власти, хотя “ее нормы и имеют здесь безусловный авторитет”. Какие же именно отношения входят в область интересов административного права?
Исполнительная власть и
ее органы выполняют огромный объем работы
в сфере управления государственными
делами. Поэтому в
российском законодательстве и юридической
литературе для определения сферы действия
административного права используются
такие близкие по смыслу понятия как исполнительная
власть, государственное и муниципальное
управление, государственная администрация,
административная власть. Все они обозначают
понятие, которое складывается из трех
основных компонентов. Это: 1) управленческий
аппарат (совокупность служащих, административных
органов); 2) исполняемая им
деятельность (административная,
исполнительно-
Таким образом, административное право регулирует отношения, возникающие в ходе формирования и функционирования государственной администрации, оно обслуживает сферу государственного и муниципального управления.
Административно-правовое регулирование производится посредством:
а) упорядочения, закрепления, совершенствования существующих
общественных отношений;
б) формирования новых общественных отношений, соответствующих
объективным законам развития общества, положениям Конституции РФ;
в) охраны общественных отношений, регулируемых нормами
административного и других отраслей права;
г) вытеснения из сферы государственного управления общественных
отношений, не соответствующих
интересам граждан, общества, государства.
Под понятием государственной
администрации главным
образом подразумеваются: а)
властная деятельность
аппарата управления, исполнительно-
Содержание деятельности органов управления весьма разнообразно.
Осуществляя свои функции, исполнительная власть вступает в определенные взаимоотношения с гражданами, юридическими лицами, общественными организациями, регулируя таким образом деятельность обеих сторон связей: как управляющих, так и управляемых. Примером тому служат правила дорожного движения, санитарные нормы и т.п. Иногда функции управления могут быть столь специфичны, что регламентируются нормами не административного, а других отраслей права, например, трудового, уголовно-процессуального, финансового.
Следовательно, можно ограничить предмет административного права, уточнив, что оно регулирует только те общественные отношения, которые не закреплены за другими отраслями действующего права. Таким образом, предмет административного права можно условно подразделить на две части: 1) внутриаппаратные отношения и 2) взаимоотношения органов административной власти с гражданами, юридическими лицами и государством.
Следовательно, предметом административного права являются отношения, возникающие в процессе образования и деятельности органов исполнительной власти, а также отношения между нею и иными субъектами административного права.
Можно
определить следующие
В зависимости от конкретных условий возникновения управленческих отношений можно также выделить внутренние и внешние функции административно-правового регулирования:
а) внутренние или внутрисистемные - это отношения, связанные с формированием управленческих структур, определением способов взаимодействия между ними и их подразделениями, с распределением обязанностей, прав и ответственности между работниками аппарата управления и т.п. Сторонами в этих отношениях выступают соподчиненные исполнительные органы, а также должностные лица;
б) внешние отношения - это отношения, связанные с непосредственным
воздействием на объекты, не входящие в систему исполнительной власти - на
граждан, общественные отношения, коммерческие структуры, в том числе - частные, и т.п. Наука административного права различает, таким образом, индивидуальных и коллективных субъектов права, речь о которых пойдет ниже.
В рамках
своего предмета
Метод правового регулирования - это совокупность форм и приемов,
применяемых государством для регулирования общественных отношений; способ воздействия на поведение участников правоотношений, направленный на достижение целей правового регулирования.
При помощи метода правового регулирования производится ограничение круга отношений, охватываемых административным правом, от отношений, подчиняющихся другим отраслям права.
Административное право - это юридическая форма, модель управления,
которая закрепляет юридическое неравенство (субординацию) субъектов
отношений в отличие, например, от норм гражданского права, которое характеризуется юридическим равенством сторон. Подобное подчинение одной стороны другой может быть линейным (связь типа “начальник-подчиненный”) и функциональным (“инспектор-гражданин”). Юридическое неравенство сторон обусловлено разными ролями, задачами, которые выполняют субъекты в системе общественных отношений. Даже у органов и должностных лиц, находящихся на одной ступени управленческой лестницы могут быть неодинаковые права и обязанности. Например, не равны полномочия инспекторов ГАИ, саннадзора, рыбохраны и т.п.
Возникают
административные
Споры между различными сторонами административных отношений в основном решаются также в административном порядке - субъектом управления, который представляет более высокостоящую фигуру в административных правоотношениях (при одних и тех же обстоятельствах одни субъекты исполнительной власти наделены правом решать, а другие - правом обжаловать решения вышестоящих органов (должностных лиц). Существующие интересы и права субъектов административного права могут защищаться и в судебном порядке, но это не правило, а, скорее, исключение из него.
Таким
образом, административное
Еще
одной особенностью метода
Закрепляя
демократические начала
2. Организация управления в области труда и занятости населения.
Министерство труда и
социального развития РФ (Минтруд
России) – федеральный орган
Минтруд организует деятельность федеральной службы занятости, службы по урегулированию коллективных трудовых споров; осуществляет государственный надзор за соблюдением законодательства о труде и его охране; осуществляет мероприятия по преодолению безработицы; участвует в решении комплексных проблем социального развития, народонаселения, социального страхования, систем оплаты труда, пенсионного обеспечения, социальной защиты семьи и т.д.
Минтруд участвует в разработке законодательства о минимальных размерах оплаты труда, пенсий, пособий, стипендий, компенсационных выплат, по защите доходов населения от инфляции.
В области охраны труда
функции осуществляет Федеральная
инспекция труда, действующая в
структуре Минтруда. Нормы и правила,
утверждаемые Минтрудом по этим вопросам,
обязательны для исполнения на всей
территории РФ всеми организациями
независимо от сферы хозяйственной
деятельности, формы собственности
и ведомственной подчиненности.
Должностные лица, осуществляющие государственный
надзор, вправе давать обязательные
для исполнения предписания по устранению
нарушений законодательства о труде
и его охране, приостанавливать эксплуатацию
производственного оборудования и
деятельность производственных
Минтруд обеспечивает социальную защиту граждан, пострадавших в результате радиационных катастроф, а также их ликвидаторов.
К его компетенции отнесено
создание сети комплексных и спе
Совместно с Пенсионным фондом
РФ Минтруд обеспечивает назначение,
перерасчет, выплату и доставку государственных
пенсий, контролирует расходование средств
на пенсионное обеспечение. Минтруд
также реализует