Стабильная законодательно-нормативная
база будет служить предпосылкой притока
отечественных и иностранных инвестиций,
способствующих реализации целей федеральной
политики в регионе и закона «Об ОЭЗ в
Калининградской области». Рост числа
совместных предприятий, наличие ряда
разработанных программ и проектов позволяет
надеяться на более быстрое развитие региона,
превращение его в одну из «точек роста»
российской экономики.
Последовательное использование
механизмов ОЭЗ, федеральной поддержки
и возможностей международного
сотрудничества позволяет прогнозировать
более быстрое развитие портового хозяйства
и транспортного комплекса в целом, отдельных
предприятий машиностроения, увеличение
выпуска продовольственных и непродовольственных
товаров народного потребления, расширение
рекреационной деятельности. Кроме того,
могут получить развитие предприятия
самых различных отраслей (в особенности
совместные и иностранные), если инвесторы
сочтут региональные условия подходящими
для их расширения.
Для начального этапа реструктуризации
экономики любого региона необходимо
определить отрасли, которые потенциально
перспективны:
- Сырьевые отрасли экспортной ориентации. В Калининградской области имеются янтарная и нефте - газодобывающая отрасли (хотя
и при ограниченных запасах).
- Производство материалоемких и трудоемких комплектующих и полуфабрикатов. В Калининградской области примером является целлюлозно-бумажная промышленность.
- Обеспечение деятельности экспортных отраслей. В Калининграде – завод «Газавтоматика» с производством оборудования для газопроводов.
- Предприятия – «естественные монополисты», обеспечивающие жизнедеятельность всего народного хозяйства; это предприятия энергетики, связи, ряда отраслей транспорта.
Другими словами, на первом этапе структурной
перестройки экономики к наиболее
перспективным отраслям и предприятиям,
позволяющим ожидать скорую отдачу и потому
требующим стимулирования, относятся:
- инфраструктурные отрасли, прежде всего транспорт, обслуживающий транзитные перевозки восток-запад, и телекоммуникации;
- отрасли непроизводственной сферы
(торговля, сфера обслуживания, финансы,
курортно-рекреационное хозяйство и другое),
которые до сих пор почему-то считаются
чем-то «второсортным» на фоне отраслей
производственной сферы;
- экспортно-ориентированные и импортозамещающие предприятия всех отраслей;
- предприятия, уже наладившие или потенциально способные наладить производственную кооперацию с зарубежными партнерами;
- производство товаров народного потребления;
- использование и углубление переработки местных сырьевых ресурсов, включая перерабатывающие предприятия
аграрного сектора;
- строительство и стройиндустрия;
- расширение внутриобластных производственных связей, а также развитие широких кооперированных хозяйственных и торговых связей с регионами России, Белоруссии, Польши и Литвы.
2.3. Привлечение инвестиций в Калининградскую
область
Создание благоприятного инвестиционного
климата является одной из задач
и одновременно необходимым условием
успешного функционирования Калининградской
особой экономической зоны.
Для Калининградской области из-за
ее эксклавности иностранные инвестиции
будут иметь еще большее значение, чем
для России в целом. Но создание благоприятного
инвестиционного климата в регионе должно
способствовать не только иностранным
(включая частичную репатриацию прежде
вывезенных из страны капиталов), но и
инвестициям предпринимательского капитала
из других регионов России, а также привлечению
местных, пусть и ограниченных, финансовых
ресурсов.
Надо иметь в виду, что привлечение
инвестиций в Калининградскую ОЭЗ,
как и в Россию в целом, происходит
в условиях глобального мирового рынка,
когда капитал чрезвычайно мобилен и ищет
сферы применения по всему земному шару.
Даже в непосредственной близости от Калининградской
области создаются свободные зоны-конкуренты
(Сувалкская, Клайпедская, Шауляйская,
Каунасская), которые в случае более благоприятного
инвестиционного климата смогут оттянуть
от нас потенциальных инвесторов. Кроме
того, вполне реальными конкурентами нашей
ОЭЗ выступают и свободные зоны других
географических регионов, прежде всего,
Восточной и Юго-Восточной Азии.
Формирование благоприятного инвестиционного
климата предполагает создание оптимальной
системы льгот и стимулов, отвечающих
задачам развития зоны и учитывающих
интересы разных категорий инвесторов.
Калининградская ОЭЗ пока не стала
местом, притягивающим иностранных (да
и отечественных) инвесторов. Причины
этого достаточно хорошо известны и их
можно уложить в две основные группы –
определяемые общероссийской политической
и социально-экономической ситуацией
и специфические для Калининградской
области
Причины, определяемые общероссийской
политической и социально-экономической
ситуацией:
- сохраняющаяся неустойчивость российской политической системы (эти опасения инвесторов могут быть сняты в случае стабильного развития политических процессов);
- продолжающийся экономический кризис, все еще высокий по западным меркам уровень инфляции;
- организованная преступность, неблагополучная криминальная ситуация в целом;
- бюрократия, неэффективная работа органов государственного управления практически на
всех уровнях;
- нестабильность законодательства, особенно в налоговой и таможенных сферах;
- неразвитость рыночной инфраструктуры в широком плане, включая законодательную базу, финансовую инфраструктуру, телекоммуникации и прочее;
- отсутствие среднего класса и, следовательно, емкого внутреннего рынка с точки зрения покупательной способности основной массы населения;
- и многое другое.
Все перечисленное в той
или иной степени характерно
и для Калининградской области
как части Российской Федерации.
Причины, специфические для Калининградской
области:
- эксклавное положение;
- отсутствие значительных минеральных ресурсов (за исключением янтаря);
- преобладание отраслей рыбопромышленного комплекса, тогда как в мире приоритетными сферами для инвестиций являются отрасли высоких
технологий и сфера услуг;
- сложившееся (и умело культивируемое определенными силами за рубежом) представление о регионе как о чрезмерно милитаризованном;
- слабая доступность для зарубежных инвесторов объективных и полных данных о ситуации в регионе (хотя за
последнее время произошел большой сдвиг
в этом направлении);
- отсутствие у абсолютного большинства предприятий в области бизнес-планов, соответствующих западным стандартам;
- нестабильность и недоработанность зонального законодательства, случаи внезапной отмены
полученных ранее льгот;
- наличие серьезных конкурентов с почти таким же географическим положением (Польша и Литва). Надо отметить, что инвестиционный климат в соседних постсоциалистических странах лучше, чем в Калининградской области. Это определяется,
в частности, сравнительной политической
стабильностью, общей продвинутостью
рыночных реформ (особенно в Польше и Эстонии).
Не последнюю роль играют политические
интересы индустриальных стран Запада,
стремящихся вовлечь государства Центральной
и Восточной Европы в свою экономическую,
политическую и военную орбиту, а также
культурно-религиозная близость населения
этих стран Западу. Кроме того, законодательство
соседних стран является более стабильным,
чем российское, а часто и более продвинутым
(в Польше и странах Балтии разрешена продажа
земли иностранцам, в Польше и Литве
приняты законы о СЭЗ и так далее). Главное
отличие Калининградской области от стран
Балтии заключается в том, что она не является
суверенным государством и по важнейшим
вопросам решения принимают в Москве.
Инвестиции – ключевая проблема
не только для экономики Калининградской
области, но и для всей российской
экономики в целом. Причем это
прежде всего инвестиции в производство.
Заключение
Органы государственной власти
Калининградской области нуждаются
в дополнительных правах по реализации
мер региональной политики государства,
и прежде всего закона об особой
экономической зоне в Калининградской
области. Эти права могли бы быть
закреплены в дополнениях в Договору
о разграничении предметов ведения и полномочий
между органами государственной власти
Российской Федерации и органами государственной
власти Калининградской области. Не затрагивая
вопрос о создании в составе России Балтийской
республики, подобные дополнения позволили
бы иметь области соответствующие права.
Кроме того, в настоящее время
наиболее важной стратегической задачей,
стоящей перед регионом, является
устранение энергетической зависимости
от сопредельных государств. Для
этого необходимо реконструировать и
восстановить небольшие электростанции
на территории области.
Перечень проблем, с которыми Калининградская
область столкнулась в процессе
перехода к рыночным отношениям, можно
продолжить и дальше, но ясно одно –
без четкого определения стратегического
выбора невозможно реанимировать экономику
региона и России в целом, и последующий
ход политико-экономических преобразований
в России заставит органы государственного
управления кардинальным образом пересмотреть
свой подход к самому западному региону.
На основании вышеизложенного
и проведенных исследований можно
сделать вывод о том, что при
правильном управлении и стабильной
социально-экономической ситуации
Калининградская область может
достичь достаточно высокого уровня
экономики.
Список использованных
источников
- Бильчак В.С., Захаров В.Ф. Региональная экономика. – Калининград: Янтарный сказ, 1998.
- Калининградская область: перспективы и размышления. Коллекция произведений. Институт Янтарного края. – Калининград, июль 2001.
- Калининградская область. Природные ресурсы/ В.М. Литвин, Г.Н. Ельцина, В.П. Дедков; - Калининград: Янтар. сказ, 1999.
- Региональные проблемы ускорения социально-экономического развития Калининградской области: Сб. науч. тр./ Калинингр. ун-т. – Калининград, 1988. –
- Регион сотрудничества. Вып. 1. Предложения по развитию Калининградской области на основе совершенствования механизма Особой экономической зоны/ А.П. Хлопецкий, С.Д. Козлов, Ю.С. Маточкин, Г.М. Федоров. – Калининград, 2001. – 28с
- Регионоведение: Учебник для вузов/ Т.Г. Морозова,
М.П. Победина, С.С. Шишов, Р.А. Исляев; - Под
ред. Проф. Т.Г. Морозовой. – М.: Банки и
биржи, ЮНИТИ, 1999.
- Социально-географические исследования Калининградской области. Межвузовский сборник. – Калининград, Изд. Калинингр. ун-та, 1985.
- Федоров Г.М., Зверев Ю.М. Калининградские альтернативы/ Калинингр. ун-т. – Калининград, 1995.
- Федоров Г.М., Зверев Ю.М., Корнеевец В.С. Российский эксклав на Балтике: Калининградская область в Балтийском экономическом пространстве/ Под ред. Г.М. Федорова; Калинингр. ун-т.
– Калининград, 1997.
- Федоров Г.М., Корнеевец В.С. Социально-экономическая география Балтийского региона: Учебное пособие/ Калинингр. ун-т. – Калининград, 1999.