Преобразование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 19:14, реферат

Краткое описание

Переходный от морского к континентальному климат достаточно мягок. Среднеянварские температуры колеблются от –20 до –40, среднеиюльские составляют +17. Количество осадков – около 700 мм в год. Длительный и влажный, хотя и прохладный, вегетационный период обуславливает самую высокую в стране продуктивность естественных кормовых угодий, благоприятствует выращиванию кормовых и зерновых культур, овощей. Однако избыточное увлажнение при плоском низменном рельефе требует мелиорации земель, а промывной режим относительно бедных гумусом дерново-подзолистых почв – большого количества удобрений.

Содержание

Введение 3
1. Общее представление Калининградской области. 5
1.1. Калининградская область – Особая экономическая зона 5
1.2. Трудовые ресурсы Калининградской области 7
1.3. Промышленность Калининградской области 9
1.4. Туризм в Калининградской области 11
2.Преобразование экономики Калининградской области. 15
2.1.Инвестиции в экономику Калининградской области 15
2.2. Перспективы развития экономики Калининградской области 17
2.3. Привлечение инвестиций в Калининградскую область 20
Заключение 24
Список использованных источников 25

Вложенные файлы: 1 файл

ekonomika_kal.oblasti.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

Стабильная законодательно-нормативная база будет служить предпосылкой притока отечественных и иностранных инвестиций, способствующих реализации целей федеральной политики в регионе и закона «Об ОЭЗ в Калининградской области». Рост числа совместных предприятий, наличие ряда разработанных программ и проектов позволяет надеяться на более быстрое развитие региона, превращение его в одну из «точек роста» российской экономики.

Последовательное использование  механизмов ОЭЗ, федеральной поддержки  и возможностей международного сотрудничества позволяет прогнозировать более быстрое развитие портового хозяйства и транспортного комплекса в целом, отдельных предприятий машиностроения, увеличение выпуска продовольственных и непродовольственных товаров народного потребления, расширение рекреационной деятельности. Кроме того, могут получить развитие предприятия самых различных отраслей (в особенности совместные и иностранные), если инвесторы сочтут региональные условия подходящими для их расширения.

Для начального этапа реструктуризации экономики любого региона необходимо определить отрасли, которые потенциально перспективны:

  • Сырьевые отрасли экспортной ориентации. В Калининградской области имеются янтарная и нефте - газодобывающая отрасли (хотя и при ограниченных запасах).
  • Производство материалоемких и трудоемких  комплектующих и полуфабрикатов. В Калининградской области примером является целлюлозно-бумажная промышленность.
  • Обеспечение деятельности экспортных отраслей. В Калининграде – завод «Газавтоматика» с производством оборудования для газопроводов.
  • Предприятия – «естественные монополисты», обеспечивающие жизнедеятельность всего народного хозяйства; это предприятия энергетики, связи, ряда отраслей транспорта.

Другими словами, на первом этапе структурной  перестройки экономики к наиболее перспективным отраслям и предприятиям, позволяющим ожидать скорую отдачу и потому требующим стимулирования, относятся:

  • инфраструктурные отрасли, прежде всего транспорт, обслуживающий транзитные перевозки восток-запад, и телекоммуникации;
  • отрасли непроизводственной сферы (торговля, сфера обслуживания, финансы, курортно-рекреационное хозяйство и другое), которые до сих пор почему-то считаются чем-то «второсортным» на фоне отраслей производственной сферы;
  • экспортно-ориентированные и импортозамещающие предприятия всех отраслей;
  • предприятия, уже наладившие или потенциально способные наладить производственную кооперацию с зарубежными партнерами;
  • производство товаров народного потребления;
  • использование и углубление переработки местных сырьевых ресурсов, включая перерабатывающие предприятия аграрного сектора;
  • строительство и стройиндустрия;
  • расширение внутриобластных производственных связей, а также развитие широких кооперированных хозяйственных и торговых связей с регионами России, Белоруссии, Польши и Литвы.

 

2.3. Привлечение инвестиций в Калининградскую область

 

Создание благоприятного инвестиционного  климата является одной из задач  и одновременно необходимым условием успешного функционирования Калининградской  особой экономической зоны.

Для Калининградской области из-за ее эксклавности иностранные инвестиции будут иметь еще большее значение, чем для России в целом. Но создание благоприятного инвестиционного климата в регионе должно способствовать не только иностранным (включая частичную репатриацию прежде вывезенных из страны капиталов), но и инвестициям предпринимательского капитала из других регионов России, а также привлечению местных, пусть и ограниченных,  финансовых ресурсов.

Надо иметь в виду, что привлечение  инвестиций в Калининградскую ОЭЗ, как и в Россию в целом, происходит в условиях глобального мирового рынка, когда капитал чрезвычайно мобилен и ищет сферы применения по всему земному шару. Даже в непосредственной близости от Калининградской области создаются свободные зоны-конкуренты (Сувалкская, Клайпедская, Шауляйская, Каунасская), которые в случае более благоприятного инвестиционного климата смогут оттянуть от нас потенциальных инвесторов. Кроме того, вполне реальными конкурентами нашей ОЭЗ выступают и свободные зоны других географических регионов, прежде всего, Восточной и Юго-Восточной Азии.

Формирование благоприятного инвестиционного  климата предполагает создание оптимальной  системы льгот и стимулов, отвечающих задачам развития зоны и учитывающих  интересы разных категорий инвесторов.

Калининградская ОЭЗ пока не стала местом, притягивающим иностранных (да и отечественных) инвесторов. Причины этого достаточно хорошо известны и их можно уложить в две основные группы – определяемые общероссийской политической и социально-экономической ситуацией и специфические для Калининградской области

Причины, определяемые общероссийской политической и социально-экономической  ситуацией:

  • сохраняющаяся неустойчивость российской политической системы (эти опасения инвесторов могут быть сняты в случае стабильного развития политических процессов);
  • продолжающийся экономический кризис, все еще высокий по западным меркам уровень инфляции;
  • организованная преступность, неблагополучная криминальная ситуация в целом;
  • бюрократия, неэффективная работа органов государственного управления практически на всех уровнях;
  • нестабильность законодательства, особенно в налоговой и таможенных сферах;
  • неразвитость рыночной инфраструктуры в широком плане, включая законодательную базу, финансовую инфраструктуру, телекоммуникации и прочее;
  • отсутствие среднего класса и, следовательно, емкого внутреннего рынка с точки зрения покупательной способности основной массы населения;
  • и многое другое.

 

 Все перечисленное в той  или иной степени характерно  и для Калининградской области  как части Российской Федерации.

Причины, специфические для Калининградской  области:

  • эксклавное положение;
  • отсутствие значительных минеральных ресурсов (за исключением янтаря);
  • преобладание отраслей рыбопромышленного комплекса, тогда как в мире приоритетными сферами для инвестиций являются отрасли высоких технологий и сфера услуг;
  • сложившееся (и умело культивируемое определенными силами за рубежом) представление о регионе как о чрезмерно милитаризованном;
  • слабая доступность для зарубежных инвесторов объективных и полных данных о ситуации в регионе (хотя за последнее время произошел большой сдвиг в этом направлении);
  • отсутствие у абсолютного большинства предприятий в области бизнес-планов, соответствующих западным стандартам;
  • нестабильность и недоработанность зонального законодательства, случаи внезапной отмены полученных ранее льгот;
  • наличие серьезных конкурентов с почти таким же географическим положением (Польша и Литва). Надо отметить, что инвестиционный климат в соседних постсоциалистических странах лучше, чем в Калининградской области. Это определяется, в частности, сравнительной политической стабильностью, общей продвинутостью рыночных реформ (особенно в Польше и Эстонии). Не последнюю роль играют политические интересы индустриальных стран Запада, стремящихся вовлечь государства Центральной и Восточной Европы в свою экономическую, политическую и военную орбиту, а также культурно-религиозная близость населения этих стран Западу. Кроме того, законодательство соседних стран является более стабильным, чем российское, а часто и более продвинутым (в Польше и странах Балтии разрешена продажа земли иностранцам, в Польше  и Литве приняты законы о СЭЗ и так далее). Главное отличие Калининградской области от стран Балтии заключается в том, что она не является суверенным государством и по важнейшим вопросам решения принимают в Москве.

 

Инвестиции – ключевая проблема не только для экономики Калининградской  области, но и для всей российской экономики в целом. Причем это  прежде всего инвестиции в производство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Органы государственной власти Калининградской области нуждаются  в дополнительных правах по реализации мер региональной политики государства, и прежде всего закона об особой экономической зоне в Калининградской  области. Эти права могли бы быть закреплены в дополнениях в Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Калининградской области. Не затрагивая вопрос о создании в составе России Балтийской республики, подобные дополнения позволили бы иметь области соответствующие права.

Кроме того, в настоящее время  наиболее важной стратегической задачей, стоящей перед регионом, является устранение энергетической зависимости  от сопредельных государств. Для  этого необходимо реконструировать и восстановить небольшие электростанции на территории области.

Перечень проблем, с которыми Калининградская  область столкнулась в процессе перехода к рыночным отношениям, можно  продолжить и дальше, но ясно одно –  без четкого определения стратегического выбора невозможно реанимировать экономику региона и России в целом, и последующий ход политико-экономических преобразований в России заставит органы государственного управления кардинальным образом пересмотреть свой подход к самому западному региону.

На основании вышеизложенного  и проведенных исследований можно  сделать вывод о том, что при  правильном управлении и стабильной социально-экономической ситуации Калининградская область может  достичь достаточно высокого уровня экономики.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Бильчак В.С., Захаров В.Ф. Региональная экономика. – Калининград: Янтарный сказ, 1998.
  2. Калининградская область: перспективы и размышления. Коллекция произведений. Институт Янтарного края. – Калининград, июль 2001.
  3. Калининградская область. Природные ресурсы/ В.М. Литвин, Г.Н. Ельцина, В.П. Дедков; - Калининград: Янтар. сказ, 1999.
  4. Региональные проблемы ускорения социально-экономического развития Калининградской области: Сб. науч. тр./ Калинингр. ун-т. – Калининград, 1988. –
  5. Регион сотрудничества. Вып. 1. Предложения по развитию Калининградской области на основе совершенствования механизма Особой экономической зоны/ А.П. Хлопецкий, С.Д. Козлов, Ю.С. Маточкин, Г.М. Федоров. – Калининград, 2001. – 28с
  6. Регионоведение: Учебник для вузов/ Т.Г. Морозова, М.П. Победина, С.С. Шишов, Р.А. Исляев; - Под ред. Проф. Т.Г. Морозовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.
  7. Социально-географические исследования Калининградской области. Межвузовский сборник. – Калининград, Изд. Калинингр. ун-та, 1985.
  8. Федоров Г.М., Зверев Ю.М. Калининградские альтернативы/ Калинингр. ун-т. – Калининград, 1995.
  9. Федоров Г.М., Зверев Ю.М., Корнеевец В.С. Российский эксклав на Балтике: Калининградская область в Балтийском экономическом пространстве/ Под ред. Г.М. Федорова; Калинингр. ун-т. – Калининград, 1997.
  10. Федоров Г.М., Корнеевец В.С. Социально-экономическая география Балтийского региона: Учебное пособие/ Калинингр. ун-т. – Калининград, 1999.

Информация о работе Преобразование экономики