Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 20:58, курсовая работа
Особенности задач и функций прокуратуры, ее места в системе государственных органов обусловливают и специфику принципов построения ее органов и назначения прокуроров.Цель работы заключается в рассмотрении прокуратуры РФ, ее функций, системы и задач.
Это направление Закон о
• надзор за исполнением законов федеральными министерствами, службами и иными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
• надзор за соблюдением указанными в предыдущем абзаце органами, организациями и должностными лицами прав и свобод человека и гражданина;
• надзор за исполнением законов
органами, осуществляющими оперативно-
• надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Кроме отраслей прокурорского надзора выделяются также другие направления деятельности прокуратуры:
• уголовное преследование лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством;
• координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.5
К другим направлениям деятельности
прокуратуры относятся также: участие
прокуроров в соответствии с процессуальным
законодательством в
Отрасль прокурорского надзора – это его относительно самостоятельная часть. Характеризующаяся специфическими для конкретной отрасли надзора предметом и полномочиями прокурора. На передний план закон выдвинул надзор за исполнением законов федеральными министерствами, службами и иными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (ч. 2 ст. 1, ст. 21-25 Закона о прокуратуре). Сделано это не случайно. Данная отрасль является наиболее объемной. Исторически сложилось так, что её принято называть общим надзором.
Осуществляя свою деятельность в рамках данной отрасли надзора, прокуратура не может подменять иные государственные и негосударственные органы, вмешиваться в их оперативно-хозяйственную деятельность. Прокурорские проверки в данной сфере проводятся на основании поступивших сообщений и имеющихся сведений о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования.
5. Система органов прокуратуры
По Конституции РФ (ст.129) и Закону о прокуратуре (ст.11) органы прокуратуры составляют единую, централизованную систему со строгим подчинением нижестоящих прокуратур вышестоящим. Прокуратура строится в соответствии с административным и национально-государственным устройством, установленным Конституцией РФ. Возглавляет прокуратуру Генеральный прокурор РФ. Его полномочия по руководству органами прокуратуры определены Законом о прокуратуре. Высшим звеном в системе органов прокуратуры является Генеральная прокуратура РФ, возглавляемая Генеральным прокурором РФ. В систему органов прокуратуры помимо Генеральной прокуратуры РФ входят: прокуратуры субъектов РФ, районные, городские прокуратуры. В крупных городах в целях более оперативного руководства создаются прокуратуры городов, которые подчинены прокурору субъекта РФ, а сами, в свою очередь, имеют в подчинении районные прокуратуры. Они осуществляют главным образом организационные функции.
В систему органов прокуратуры входят также военные прокуратуры, прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях, транспортные и природоохранительные прокуратуры, которые могут образовываться Генеральным прокурором РФ и приравниваются к прокуратурам областей или районов.
Создание и деятельность органов прокуратуры, не входящих в систему прокуратуры РФ, допускаются только с согласия высших органов законодательной власти страны.6
5.1. Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместители: порядок наделения полномочиями, исключительные полномочия
Генеральный прокурор Российской Федерации
назначается на должность и освобождается
от должности Советом Федерации
по представлению Президента российской
Федерации. Право образования новых прокуратур
в связи с возникающей необходимостью
(изменение административно-
В Генеральной прокуратуре РФ образуются управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений), начальники и заместители начальников которые назначаются на должность и освобождаются от неё Генеральным прокурором РФ и являются соответственно его старшими помощниками и помощниками. Генеральный прокурор имеет также советников и помощников по особым поручениям. В управлениях и отделах есть старшие прокуроры и прокуроры, старшие прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты, старшие следователи по особо важным делам и следователи по особо важным делам и их помощники. Они, а также главный бухгалтер Генеральной прокуратуры назначаются на должность и освобождаются от нее Генеральным прокурором.
В отсутствие Генерального прокурора РФ или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель, а в случае отсутствия того и другого или в случае невозможности выполнения ими своих обязанностей – один из заместителей Генерального прокурора РФ в соответствии с установленным распределением обязанностей между заместителями.7
5.2. Генеральная прокуратура Российской Федерации: ее структура, компетенция
Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.
Генеральную прокуратуру РФ, как отмечено выше, возглавляет Генеральный прокурор РФ, который имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых по его представлению Советом Федерации. Распределение обязанностей между заместителями осуществляется Генеральным прокурором РФ.
В Генеральной прокуратуре РФ действует
Научно-консультативный совет
5.3. Территориальные прокуратуры субъектов Российской Федерации: их структура и полномочия
Прокуратуры республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов, приравненные к ним прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ. В их составе образуются управления и отделы, начальники и заместители начальников которых назначаются на должность и освобождаются от нее прокурорами, возглавляющими эти прокуратуры, и являются соответственно их старшими помощниками и помощниками. В названных прокуратурах имеются старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, следователи по особо важным делам и старшие следователи, которые назначаются на должность и освобождаются от нее соответствующими прокурорами. Прокуроры субъектов РФ могут иметь помощников по особым поручениям.
5.4. Краевые, областные, городские, районные прокуратуры, их структура и компетенция
Прокуратуру города и
района, приравненные к ним прокуратуры
возглавляют соответствующие
5.5. Специализированные прокуратуры: их виды, структура и компетенция
Военная прокуратура, хотя и входит
в единую систему органов прокуратуры,
является автономной и только в своей
верхней части включена в структуру Генеральной
прокуратуры РФ, в которой действует Главная
военная прокуратура (возглавляемая заместителем
Генерального прокурора РФ – Главным
военным прокурором). В состав военной
прокуратуры, кроме того, входят прокуратуры
военных округов, флотов, прокуратура
Ракетных войск стратегического назначения,
прокуратура пограничной службы, Московская
городская военная прокуратура и другие
военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам
субъектов РФ, а также прокуратуры гарнизонов,
объединений и соединений, приравненные
к прокуратурам городов и районов. Специализированные
природоохранные прокуратуры создаются
там, где и когда только территориальные
прокуратуры не в состоянии по объективным
причинам обеспечить выполнение всех
возложенных на прокуратуру функций в
сфере экологии в полном объеме. Созданы
и действуют природоохранные прокуратуры
на правах областных. В субъектах Федерации
созданы природоохранные прокуратуры
на правах межрайонных прокуратур. Специализированные
прокуратуры по надзору за соблюдением
законов при исполнении уголовных наказаний
созданы в целях усиления влияния на состояние
законности при исполнении уголовного
наказания в виде лишения свободы и иных
мер принудительного характера назначаемых
судом. Эти прокуратуры производят предварительно
расследование преступлений, совершенных
лицами, содержащимися в учреждениях уголовно
исправительной системы, а также преступлений
по службе, совершенных работниками этих
учреждений и специальных подразделений
по обеспечению безопасности таких объектов.
Совокупность органов транспортной прокуратуры
возглавляет управление по надзору за
исполнением законов на транспорте и таможенных
органах Генеральной прокуратуры РФ. В
эту совокупность входят транспортные
прокуратуры на правах областных и районных
прокуратур. Транспортные прокуроры осуществляют
свои полномочия по вопросам исполнения
законов о безопасности движения, соблюдение
прав свобод человека и гражданина всеми
предприятиями, учреждениями, организациями
железнодорожного, воздушного, морского
и речного транспорта независимо от их
форм собственности и ведомственной принадлежности.
К ведению транспортных прокуратур отнесено
расследование дел о преступлениях, отнесенных
к подследственности органов прокуратуры,
совершенных непосредственно на соответствующих
транспортных объектах, а также о преступлениях
по службе, совершенных работниками названных
министерств и ведомств, включая работников
органов внутренних дел на транспорте.
Прокуратура ЗАТО (до 2001 года были прокуратуры
войсковых частей) является специализированной
прокуратурой осуществляющей в закрытых
административно-
5.6. Прокурор, помощник прокурора и следователи прокуратуры, их основные функции
В вышестоящих прокуратурах (кроме районных, городских и приравненных к ним специализированных прокуратур) создаются коллегии в составе руководителя соответствующей прокуратуры (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначенных руководителем данной прокуратуры. Коллегии, создаваемые в прокуратурах, являются совещательными органами. На основании их решений соответствующие прокуроры в пределах своей компетенции издают приказы и иные акты. Прокурор осуществляет от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность. Следователь уполномочен в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.10
6. Рассмотрение и разрешение органами прокуратуры жалоб иных обращений граждан и организаций
В соответствии со статьей № 124 УПК РФ:
1. Прокурор рассматривает жалобу
в течение 3 суток со дня
ее получения. В
2. По результатам рассмотрения
жалобы прокурор выносит
3. Заявитель должен быть
4. В случаях, предусмотренных
настоящим Кодексом, дознаватель,
следователь вправе обжаловать
действия (бездействие) и решения
прокурора вышестоящему
7. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность прокуроров и следователей
Прокурорами и следователями прокуратуры могут быть назначены граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья выполнять возлагаемые на них обязанности. На должности помощников и прокуроров и следователей прокуратур городов и районов, приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования по юридической специальности.