Прокуратура Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 20:58, курсовая работа

Краткое описание

Особенности задач и функций прокуратуры, ее места в системе государственных органов обусловливают и специфику принципов построения ее органов и назначения прокуроров.Цель работы заключается в рассмотрении прокуратуры РФ, ее функций, системы и задач.

Вложенные файлы: 1 файл

Прокуратура РФ. Система, функции и задачи.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

Это направление Закон о прокуратуре (ч. 2 ст. 1) подразделяет на четыре отрасли  прокурорского надзора:

• надзор за исполнением законов  федеральными министерствами, службами и иными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов  РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

• надзор за соблюдением указанными в предыдущем абзаце органами, организациями и должностными лицами прав и свобод человека и гражданина;

• надзор за исполнением законов  органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, дознание и предварительное  следствие;

• надзор за исполнением законов  администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Кроме отраслей прокурорского надзора  выделяются также другие направления деятельности прокуратуры:

• уголовное преследование лиц, подозреваемых или обвиняемых в  совершении преступлений, в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством;

• координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.5

К другим направлениям деятельности прокуратуры относятся также: участие  прокуроров в соответствии с процессуальным законодательством в рассмотрении дел судами и внесение представлений  с целью устранения допущенных судами ошибок; надзор за исполнением законов судебными приставами; участие в правотворческой деятельности, а также в международном сотрудничестве в сфере борьбы с преступностью.

Отрасль прокурорского надзора  – это его относительно самостоятельная  часть. Характеризующаяся специфическими для конкретной отрасли надзора предметом и полномочиями прокурора. На передний план закон выдвинул надзор за исполнением законов федеральными министерствами, службами и иными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (ч. 2 ст. 1, ст. 21-25 Закона о прокуратуре). Сделано это не случайно. Данная отрасль является наиболее объемной. Исторически сложилось так, что её принято называть общим надзором.

Осуществляя свою деятельность в рамках данной отрасли надзора, прокуратура не может подменять иные государственные и негосударственные органы, вмешиваться в их оперативно-хозяйственную деятельность. Прокурорские проверки в данной сфере проводятся на основании поступивших сообщений и имеющихся сведений о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования.

 

5. Система органов  прокуратуры

 

По Конституции РФ (ст.129) и Закону о прокуратуре (ст.11) органы прокуратуры  составляют единую, централизованную систему со строгим подчинением нижестоящих прокуратур вышестоящим. Прокуратура строится в соответствии с административным и национально-государственным устройством, установленным Конституцией РФ. Возглавляет прокуратуру Генеральный прокурор РФ. Его полномочия по руководству органами прокуратуры определены Законом о прокуратуре. Высшим звеном в системе органов прокуратуры является Генеральная прокуратура РФ, возглавляемая Генеральным прокурором РФ. В систему органов прокуратуры помимо Генеральной прокуратуры РФ входят: прокуратуры субъектов РФ, районные, городские прокуратуры. В крупных городах в целях более оперативного руководства создаются прокуратуры городов, которые подчинены прокурору субъекта РФ, а сами, в свою очередь, имеют в подчинении районные прокуратуры. Они осуществляют главным образом организационные функции.

В систему органов прокуратуры  входят также военные прокуратуры, прокуратуры по надзору за исполнением  законов в исправительных учреждениях, транспортные и природоохранительные прокуратуры, которые могут образовываться Генеральным прокурором РФ и приравниваются к прокуратурам областей или районов.

Создание и деятельность органов  прокуратуры, не входящих в систему  прокуратуры РФ, допускаются только с согласия высших органов законодательной  власти страны.6

 

5.1. Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместители: порядок наделения полномочиями, исключительные полномочия

 

Генеральный прокурор Российской Федерации  назначается на должность и освобождается  от должности Советом Федерации  по представлению Президента российской Федерации. Право образования новых прокуратур в связи с возникающей необходимостью (изменение административно-территориального деления, образование новых районов и т. д.) принадлежит Генеральному прокурору РФ.

В Генеральной прокуратуре РФ образуются управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений), начальники и заместители начальников которые назначаются на должность и освобождаются от неё Генеральным прокурором РФ и являются соответственно его старшими помощниками и помощниками. Генеральный прокурор имеет также советников и помощников по особым поручениям. В управлениях и отделах есть старшие прокуроры и прокуроры, старшие прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты, старшие следователи по особо важным делам и следователи по особо важным делам и их помощники. Они, а также главный бухгалтер Генеральной прокуратуры назначаются на должность и освобождаются от нее Генеральным прокурором.

В отсутствие Генерального прокурора  РФ или в случае невозможности  исполнения им своих обязанностей его  обязанности исполняет первый заместитель, а в случае отсутствия того и другого или в случае невозможности выполнения ими своих обязанностей – один из заместителей Генерального прокурора РФ в соответствии с установленным распределением обязанностей между заместителями.7

 

5.2. Генеральная прокуратура Российской Федерации: ее структура, компетенция

 

Полномочия, организация и порядок  деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным  законом.

Генеральную прокуратуру РФ, как  отмечено выше, возглавляет Генеральный  прокурор РФ, который имеет первого  заместителя и заместителей, назначаемых по его представлению Советом Федерации. Распределение обязанностей между заместителями осуществляется Генеральным прокурором РФ.

В Генеральной прокуратуре РФ действует  Научно-консультативный совет для  рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры. Положение о Научно-консультативном совете и его состав утверждаются Генеральным прокурором РФ.

 

5.3.     Территориальные прокуратуры субъектов Российской Федерации: их структура и полномочия

 

Прокуратуры республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов, приравненные к ним прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ. В их составе образуются управления и отделы, начальники и заместители начальников которых назначаются на должность и освобождаются от нее прокурорами, возглавляющими эти прокуратуры, и являются соответственно их старшими помощниками и помощниками. В названных прокуратурах имеются старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, следователи по особо важным делам и старшие следователи, которые назначаются на должность и освобождаются от нее соответствующими прокурорами. Прокуроры субъектов РФ могут иметь помощников по особым поручениям.

 

5.4. Краевые, областные, городские, районные прокуратуры, их структура и компетенция

 

Прокуратуру города и  района, приравненные к ним прокуратуры  возглавляют соответствующие прокуроры. В такой прокуратуре могут быть первый заместитель, заместители, старшие помощники и помощники прокуроров, старшие следователи и следователи (в прокуратуре города – следователи по особо важным делам), назначаемые на должность и освобождаемые от нее прокурором соответственно республики, края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономного округа.8

 

5.5. Специализированные прокуратуры: их виды, структура и компетенция

 

Военная прокуратура, хотя и входит в единую систему органов прокуратуры, является автономной и только в своей верхней части включена в структуру Генеральной прокуратуры РФ, в которой действует Главная военная прокуратура (возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ – Главным военным прокурором). В состав военной прокуратуры, кроме того, входят прокуратуры военных округов, флотов, прокуратура Ракетных войск стратегического назначения, прокуратура пограничной службы, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, а также прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, приравненные к прокуратурам городов и районов. Специализированные природоохранные прокуратуры создаются там, где и когда только территориальные прокуратуры не в состоянии по объективным причинам обеспечить выполнение всех возложенных на прокуратуру функций в сфере экологии в полном объеме. Созданы и действуют природоохранные прокуратуры на правах областных. В субъектах Федерации созданы природоохранные прокуратуры на правах межрайонных прокуратур. Специализированные прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний созданы в целях усиления влияния на состояние законности при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы и иных мер принудительного характера назначаемых судом. Эти прокуратуры производят предварительно расследование преступлений, совершенных лицами, содержащимися в учреждениях уголовно исправительной системы, а также преступлений по службе, совершенных работниками этих учреждений и специальных подразделений по обеспечению безопасности таких объектов. Совокупность органов транспортной прокуратуры возглавляет управление по надзору за исполнением законов на транспорте и таможенных органах Генеральной прокуратуры РФ. В эту совокупность входят транспортные прокуратуры на правах областных и районных прокуратур. Транспортные прокуроры осуществляют свои полномочия по вопросам исполнения законов о безопасности движения, соблюдение прав свобод человека и гражданина всеми предприятиями, учреждениями, организациями железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности. К ведению транспортных прокуратур отнесено расследование дел о преступлениях, отнесенных к подследственности органов прокуратуры, совершенных непосредственно на соответствующих транспортных объектах, а также о преступлениях по службе, совершенных работниками названных министерств и ведомств, включая работников органов внутренних дел на транспорте. Прокуратура ЗАТО (до 2001 года были прокуратуры войсковых частей) является специализированной прокуратурой осуществляющей в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо режимных объектах и в специальных воинских формированиях надзор за исполнением законов, иные возложенные на прокуратуру функции. Производная инфраструктура и обслуживающие её воинские части нередко расположены на территории нескольких субъектов Федерации. Применительно к структуре оборонного комплекса организуются подразделения ФСБ и милиции, поднадзорные прокуратуре. Прокурор ЗАТО, осуществляющий надзор за исполнением законов указанными органами.9

 

5.6. Прокурор, помощник прокурора и следователи прокуратуры, их основные функции

 

В вышестоящих прокуратурах (кроме  районных, городских и приравненных к ним специализированных прокуратур) создаются коллегии в составе руководителя соответствующей прокуратуры (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначенных руководителем данной прокуратуры. Коллегии, создаваемые в прокуратурах, являются совещательными органами. На основании их решений соответствующие прокуроры в пределах своей компетенции издают приказы и иные акты. Прокурор осуществляет от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность. Следователь уполномочен в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.10

 

6. Рассмотрение и разрешение органами прокуратуры жалоб иных обращений граждан и организаций

 

В соответствии со статьей № 124 УПК РФ:

1. Прокурор рассматривает жалобу  в течение 3 суток со дня  ее получения. В исключительных  случаях, когда для проверки  жалобы необходимо истребовать  дополнительные материалы либо  принять иные меры, допускается  рассмотрение жалобы в срок  до 10 суток, о чем извещается заявитель.

2. По результатам рассмотрения  жалобы прокурор выносит постановление  о полном или частичном удовлетворении  жалобы либо об отказе в  ее удовлетворении.

3. Заявитель должен быть незамедлительно  уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования.

4. В случаях, предусмотренных  настоящим Кодексом, дознаватель,  следователь вправе обжаловать  действия (бездействие) и решения  прокурора вышестоящему прокурору.11

 

7. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность прокуроров и следователей

 

Прокурорами и следователями прокуратуры  могут быть назначены граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое  образование, полученное в образовательном  учреждении высшего профессионального  образования, имеющем государственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья выполнять возлагаемые на них обязанности. На должности помощников и прокуроров и следователей прокуратур городов и районов, приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования по юридической специальности.

Информация о работе Прокуратура Российской Федерации