Профессиограммы юридических профессий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 10:30, контрольная работа

Краткое описание

Следователь (следователь прокуратуры,следователь органов внутренних дел, cледователь налоговой милиции, следовательСБУ) - это лицо, которое проводит предварительное расследование дела.Предварительное расследование делапредставляет собой процессуальную деятельность органов дознания, следствия,прокуратуры в отношении выявления, закрепления и оценки доказательств с цельюраскрытия преступлений и установления лиц, которые их совершили.

Вложенные файлы: 1 файл

психология проф.обр..docx

— 54.86 Кб (Скачать файл)

Профессиограммы юридических профессий


1.Профессиограмма следователя

Следователь (следователь прокуратуры,следователь органов внутренних дел, cледователь налоговой милиции, следовательСБУ) - это лицо, которое проводит предварительное расследование дела.Предварительное расследование делапредставляет собой процессуальную деятельность органов дознания, следствия,прокуратуры в отношении выявления, закрепления и оценки доказательств с цельюраскрытия преступлений и установления лиц, которые их совершили.

Формы расследования:-дознание - предшествует предварительному следствию ипредставляет собой процессуальную деятельность специальных органов, состоящую всборе, проверке и оценке доказательств с целью всестороннего и объективногоустановления события преступления, лиц, виновных в совершении преступления;-предварительное (досудебное) следствие - основная формапредварительного расследования, которая начинается с возбуждения уголовногодела и заканчивается составлением обвинительного заключения, закрытием делалибо составлением постановления о передаче дела в суд для решения вопроса оприменении принудительных мер медицинского характера.Следователю принадлежит активная роль вдосудебном следствии. В соответствии с Уголовно-процессуальнымкодексом Украины следователь может самостоятельно решать уголовные дела,назначать экспертизу, проводить допрос, осмотр, обыск, выемку, эксгумациютрупа, наложение ареста на имущество и почтово-телеграфную корреспонденцию,восстанавливать обстановку и обстоятельства событий, проводитьосвидетельствование и другие следственные дела, привлекать лицо к участию в делев качестве обвиняемого, закрывать дело.Следственные действия - часть процессуальныхдействий, которые состоят в выявлении, фиксации и перепроверке доказательств вуголовном деле. Для их осуществления следователь должен уметь пользоватьсявычислительной техникой, автотранспортом и машинописью.При проведении предварительного следствиявсе решения о направлении следствия и проведения следственных действийследователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда закономпредусмотрено получение санкции или согласия прокурора или утверждения имрешения, и несет полную ответственность за их законное и своевременноепроведение.Постановление следователя, вынесенноесоответственно закону в деле, которое находится в его производстве, являетсяобязательными для выполнения всеми учреждениями, предприятиями, должностнымилицами и гражданами.Начальник следственного отдела - этоначальник следственного управления, отдела, отделения органов внутренних дел,службы безопасности и его заместители, которые действуют в границах своейкомпетенции. Они осуществляют ведомственный контроль за деятельностьюследователей руководимого отдела. Что касается начальников следственных отделови управлений органов прокуратуры, то они пользуются всеми правами прокурора в отношенииосуществления надзора за соблюдением законов следователями. Социальный аспект деятельности следователясостоит в том, что он:выступает как организатор борьбы с преступлениями навверенном ему участке, т.е. защищает законность и правопорядок в обществе;способствует выяснению причин и условий преступности;способствует принятию мер к их ликвидации.Организационный аспект деятельностиследователя выражается в организации:собственной работы в течение рабочего дня, недели;работы по юридическому делу в условиях ненормированногорабочего дня дела (не один час своего и чужого времени не должен пропадатьдаром);организации совместной работы с коллегами и всемиучастниками юридического дела (быстрое укомплектование группы людей, с которымиему необходимо организовать взаимодействие или от которых ему необходимополучить дополнительную информацию). Напр., при подготовке к осмотру магазина,из которого путем взлома совершена кража, следователь включает в группуспециалиста-криминалиста, работников уголовного розыска, собаковода с собакой ипонятых, а также вызывает на место участкового инспектора, представителя охраныи сторожа магазина, техника по сигнализации, представителя администрациимагазина.Поисковый аспект деятельности следователя(особое значение имеет на первом этапе расследования) проявляется:при осмотре места происшествия вместе сэкспертом-криминалистом, который ему помогает отыскать и зафиксировать следысовершенного преступления (наблюдательность, высокая ориентация);при обыске с целью нахождения следов орудий преступления,вещей и ценностей, добытых преступным путем, а также других предметов идокументов, имеющих значение для дела, когда следователь имеет достаточныеданные считать, что они запрятаны в определенном или месте либо у какого-нибудьлица (наличие объема внимания);при выемке предметов и документов, имеющих значение длядела, когда следователь имеет точные данные, что они находятся у определенноголица или в определенном месте (наличие устойчивости внимания); при эксгумации трупа, т.е. изымания трупа с места егозахоронения для судебно-медицинского исследования с целью уточненияопределенных данных (умение концентрировать внимание) и др.Следователь обязан владеть табельным оружиеми приемами самообороны.Коммуникативный аспект деятельностиследователя заключается в его общении с:подследственным (умение установить с ним контакт требуетнастойчивости, выдержки и крепких нервов);преступником во время допросов с целью выявления сообщникови т.п. (умение быть психологом и тонко улавливать правду и ложь в его ответах,способность установить истину );трудовыми коллективами, общественностью, добровольнымипомощниками, очевидцами (общительность);потерпевшими (умение проявлять чуткость);коллегами из органов дознания, другими правоохранительнымиорганами с целью быстрого и полного раскрытия преступлений и установлениявиновных и др (наличие эмоциональной устойчивости).Реконструктивный аспект деятельностиследователя (переработка информации и принятие решения) включает:реконструкцию обстановки и обстоятельств события в формеследственного эксперимента и перепроверки показаний на месте (анализ и синтезполученной информации); реконструкцию - исследование личности преступника в ееразвитии (изучение механизма образования преступного умысла, преступнойустановки, исследование субъективного отношения преступника к совершенномудеянию);формулировку рабочей гипотезы (важен общий и специальныйинтеллект);планирование и организацию деятельности по раскрытиюпреступления;окончательные выводы по конкретному делу, обобщение личнойследственной практики.Удостоверительный аспект деятельностиследователя (следователь должен хорошо владеть письменной речью, иметь навыкибыстрого перевода устной речи в письменную) выражается:в протоколе следственного действия - документе о проведенииследственных действий, об их содержании и последствиях (в нем отражаются: местои дата составления, должности и фамилии лиц, проводивших действия, адреса этихлиц; содержание проведенных следственных действий, время их начала и окончания;все существенные для дела обстоятельства, выявленные при выполнении данногоследственного действия); в обвинительном заключении - процессуальном акте, в которомподводятся итоги расследования и формулируется обвинение. Обвинение обязательно должно состоять  изтаких частей:- описательной, где излагаются обстоятельства дела, ихустановление на предварительном расследовании, место, время, способы, мотивы ипоследствия преступления, а также доказательства, которые собраны по делу, исведения о потерпевшем, показания каждого из обвиняемых по сути предъявленногоему обвинения, доводы, приведенные им в свою защиту, результаты их проверки;- результативной, где приводятся сведения о личности каждогоиз обвиняемых, коротко излагается суть предъявленного обвинения с указаниемстатьи Уголовного кодекса, которая предусматривает данное преступление; 3. в постановлении - решении следователя. В постановлении об избрании меры пресечения указываетсяфамилия, имя, отчество, возраст, место рождения, совершенное преступление,статья уголовного закона, которой предусмотрено данное преступление, избраннаямера пресечения и основания ее избрания. Постановление оглашается обвиняемомупод расписку. Если он отказывается подписаться, об этом отмечается впостановлении.  В последнее время следователь активноиспользует такие средства фиксации показаний, как машинопись, магнитофоннаязапись, иногда - стенография.

 
2.Судья . 
 
Профессия судьи является одной из наиболее сложных юридических профессий. В его деятельности реализуется значительное количество специальных качеств и навыков личности, которые, будучи приведены в систему, органически входят в структуру личности судьи и определяют его творческий потенциал и индивидуальный стиль деятельности.  
Основатель судебной этики А. Ф. Кони, не особенно веря в возможность реализации в судах царской России изложенных им нравственных начал при осуществлении правосудия, утверждал, что им принадлежит в будущем первостепенная роль в исследовании условий и обстановки судебного процесса. Он надеялся, что «центр тяжести учения о судопроизводстве перенесется с хода процесса на этическую и общественно-правовую деятельность судьи во всех ее разветвлениях». Центральное место в судебной этике, в судебной деятельности А. Ф. Кони всегда отводил личности судьи. Как бы хороши ни были правила деятельности, они могут потерять свою силу и значение в неопытных, грубых, недобросовестных руках, а самый обдуманный и справедливый уголовный закон обращается в ничто при неправильном отправлении правосудия. Исходя из этого, А. Ф. Кони считал, что изучение судопроизводства в той его части, которая относится к судебной деятельности, должно иметь своим предметом не только свойства и условия этой деятельности, но и поведение судьи по отношению к лицам, с которыми он приходит в соприкосновение вследствие своей деятельности.  
Большое внимание в его трудах уделено проблеме внутреннего убеждения судьи. С этой же проблемой приходится сталкиваться каждому следователю прокуратуры при расследовании уголовных дел.  
Судья, по мнению А. Ф. Кони, должен напрягать все свои душевные силы для отыскания истины в деле, при вынесении приговора он не должен находиться в плену «мимолетного мнения, внушенного порывом чувства или предвзятым взглядом», он не вправе решать дела по принципу: «Я так хочу». Его девизом должно быть: «Я не могу иначе».  
В основе судебного приговора должна лежать не только логическая неизбежность, но и нравственная обязательность. Процесс формирования внутреннего убеждения судьи связан с непрерывным разрешением возникающих сомнений.  
Труд судьи отличается большим разнообразием решаемых задач. Программа решения этих задач может быть выражена лишь в самой общей форме, которая заключается в правовой норме.  
Профессиональная деятельность судьи детально и жестко регламентирована законом. Судья наделен властными полномочиями, применяет власть от имени государства, а это развивает профессиональное чувство повышенной ответственности за последствия своих действий.  
Сдела чрезвычайно разнообразны как по объему, так и по характеру (уголовные, гражданские, административные). Разноплановость работы судьи предполагает широкое общее и юридическое образование, умение принимать решения в самых разнообразных ситуациях.  
Основная задача суда — вынесение справедливого приговора по делу на основании глубокого и всестороннего исследования доказательств и в соответствии с действующим законодательством (ст. 301 УПК). Судебный процесс оказывает также воспитательное воздействие на всех, кто участвует или присутствует на нем, а также на более или менее значительные группы населения, находящиеся за пределами суда.  
За сравнительно короткий период судебного следствия судьи должны получить исчерпывающую характеристику подсудимого, которая отражает его личность во всем многообразии ее отношений с окружающей социальной средой. В этой характеристике должен быть правильно намечен социальный прогноз развития данной личности и определены (в строгом соответствии с законом) социальные средства воздействия на человека с целью ресоциализации. Таким образом, вынесение справедливого приговора должно стать началом разрешения конфликта личности с обществом.  
В ходе судебного следствия тщательно проверяется объективность информации, собранной на предварительном следствии. Результаты судебной деятельности зависят не только от индивидуальных черт самих судей, но и от эффективности работы судейской группы и деятельности других участников процесса. Высокое качество рассмотрения уголовных дел непосредственно связано с культурой ведения судебного процесса. Суд — единственный из правоохранительных органов, который применяет закон в условиях гласности и наглядности для населения. Это обстоятельство возлагает на судью особую задачу — обеспечить максимальные условия для повышения уровня правосознания граждан для воспитания в духе законопослушного поведения не только того человека, который привлекается к судебной ответственности, но и всех граждан, оказавшихся в орбите деятельности суда либо информированных об этой деятельности. Суды оказывают влияние на ряд аспектов общественного мнения:  
формируют у граждан правосознание;  
уголовные процессы создают социально-психологическую атмосферу неотвратимости наказания;  
при высокой культуре судебного процесса создают вокруг преступника и его пособников атмосферу морального осуждения;  
судебный процесс стимулирует стремление общественного мнения к выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступления.  
Основные стороны профессиограммы судьи: социальная, реконструктивная, коммуникативная, организационная и удостоверительная.  
Остановимся на каждой из них.  
СОЦИАЛЬНАЯ СТОРОНА. Судья озабочен не только тем, чтобы правильно, в соответствии с законом, рассмотреть и разрешить уголовное или гражданское дело, но и тем, чтобы в максимальной степени использовать судебные процессы, судебную практику и материалы для предупреждения преступных проявлений и иных нарушений законности. В этих целях он проводит публичные процессы по месту работы или жительства тех, кто способствовал правонарушениям, участвует в пропаганде законов среди населения, проводит иную профилактическую работу. Это характеризует и профессиональную направленность личности судьи, выражающуюся, в частности, в постоянном повышении уровня знаний и совершенствовании профессионального мастерства, в стремлении к торжеству справедливости, к установлению истины, в чувстве собственного достоинства, профессиональной гордости и др.  
Каждый судья проводит в жизнь идеи, заложенные в законодательстве. Одновременно он воспитывает значительное количество людей. Опытного судью отличает высокая ответственность за свою деятельность и за принятые решения, принципиальность. Судья постоянно находится в центре внимания всех участников судебного процесса. Все его замечания и даже жесты подвергаются постоянному контролю и оценке присутствующих, поэтому опытного судью отличает беспристрастность и выдержка.  
РЕКОНСТРУКТИВНАЯ СТОРОНА - это текущий и завершающий анализ всей собранной по делу информации, окончательной целью которого является вынесение справедливого, в соответствии с действующим законодательством, приговора или решения. В реконструктивной деятельности реализуются общий и специальный интеллект, память, воображение, аналитическое и синтетическое мышление, интуиция судьи.  
Мышление судьи должно отличаться объективностью, всесторонностью, конкретностью и определенностью. Интуиция и воображение участвуют только в оценке информации на начальных этапах исследования доказательств.  
КОММУНИКАТИВНАЯ СТОРОНА проявляется в общении с людьми в ходе судебного процесса. Это общение протекает в рамках уголовно-процессуального регулирования, и судья является главным организатором общения. При этом реализуются такие личностные качества судьи, как чуткость, эмоциональная устойчивость, умение слушать и разговаривать и др.  
Очень важен хороший эмоциональный настрой, который создается в зале судебного заседания усилиями председательствующего и способствует справедливому рассмотрению уголовного дела по существу. Повышенная нервозность, возникающая при рассмотрении уголовных дел, и неумение некоторых судей снимать нервное напряжение снижают качество судебного процесса и могут привести к серьезным ошибкам. Коммуникативная сторона деятельности реализуется также в судебных допросах, и при этом успех допроса во многом зависит от согласованности приемов допроса с индивидуальными особенностями личности допрашиваемого.  
Для того чтобы в зале судебного заседания вызвать человека на откровенность, снять растерянность, неловкость, раздражительность, необходимы большой такт, чуткость, культура и глубокое знание психологии личности.  
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ заключается в том, что председательствующий руководит ходом судебного разбирательства в рамках процессуального закона. Как показали исследования, в этой деятельности следует выделить два аспекта: организованность судьи и то, как он руководит всеми лицами, находящимися в сфере судебного процесса. При этом реализуются такие личностные качества судьи, как воля, собранность, целеустремленность, настойчивость. В организационной деятельности судьи есть черты, которые отличают ее от руководящей деятельности в общепринятом смысле: участники процесса не находятся у судьи в подчинении, его руководство ограничено рамками процессуального регулирования и, как правило, имеет публичный характер. Многие из опрошенных судебных работников подчеркивали значение психологической совместимости участников процесса (состав суда, секретариат, адвокаты, государственный обвинитель, эксперты и др.) и отводили главную роль председательствующему в решении этой проблемы.  
УДОСТОВЕРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ завершает профессиограмму судьи и представляет собой приведение всей добытой в ходе процесса информации в специальные, предусмотренные законом формы: протокол, приговор, определение и др. В этой деятельности реализуется общая и специальная культура письменной речи судьи, его профессиональные навыки в составлении письменных документов.

3. Адвокат. 
 
Слово «адвокат» происходит от латинского advocatio, означающего «призывать на помощь». Адвокаты — это люди, профессиональный долг которых — оказывать юридическую помощь гражданам и организациям.  
Деятельность адвоката в значительной степени обусловливается спецификой его социально-психологической роли. Он — защитник всех прав и интересов подсудимого. Эта миссия возложена на него законом. Он обязан использовать все указанные в законе средства и способы защиты для выяснения обстоятельств, которые оправдывают обвиняемого и подсудимого или смягчают его ответственность, а также оказывать ему необходимую юридическую помощь (ст. 51 УПК).  
Успех адвоката во многом зависит от умелого обращения с людьми, от правильного подхода к подзащитному, от взаимодействия с судом, следователем, прокурором. Большую роль в этом играет организаторская деятельность адвоката; подготовка к процессу, составление плана, осуществление приемов и методов, выработанных адвокатской практикой и профессиональным опытом.  
Своевременная подготовка к защите, продуманная линия ее осуществления, составленный план — все это дает возможность четко формулировать свое мнение в суде, правильно ориентироваться в различных ситуациях, устранять недоразумения и неточности, а также вносить в ранее составленный план поправки по ходу выявления новых обстоятельств. Адвокат должен досконально продумать все те вопросы, которые необходимо выяснить как в подготовительной части судебного заседания, так и в ходе судебного следствия.  
Он должен хорошо знать личность подзащитного, его психологию, мотивы преступления, причины и условия, способствовавшие совершению преступления. Только изучив, проанализировав и сделав выводы о личности подзащитного, логически продумав свою линию защиты, адвокат может достичь успеха в суде.  
Адвокат выполняет задачу государственной важности: правильная и квалифицированная защита является гарантией того, что ни один невиновный не будет предан суду или осужден.  
Участвуя в решении вопросов правосудия, оценивая поступки людей, вскрывая их психологическое содержание, защитник должен иметь на это нравственное право. А это значит, что он должен быть принципиален, честен, непримирим к нарушению прав и законных интересов своего подзащитного.  
Адвокат должен не только отстаивать интересы подзащитного, но и воспитывать, укреплять чувство законности. Успех адвокатской деятельности во многом зависит от умения находить среди большого числа доказательств такие, которые оправдывали бы его подзащитного или смягчали его вину. А это требует поиска, творческого мышления, ориентации в обстоятельствах дела. Выступая на процессе, адвокат придерживается выработанной им линии защиты и четко обозначенной цели, для достижения которой ему необходимо осуществлять какие-то действия, принимать решения. И здесь очень важна его самостоятельность, волевые качества, умение противостоять другим участникам процесса, настойчивость и решительность. Самая большая опасность для адвоката кроется в отсутствии собственного мнения, легкой внушаемости, неумении отстаивать свои убеждения, позиции. В этом случае адвокат будет пассивен, инертен и защита пройдет на низком уровне.  
Все материалы уголовного дела адвокат рассматривает в первую очередь с точки зрения своего подзащитного.  
Уже на первом свидании, до судебного разбирательства адвокат своим присутствием дает подсудимому почувствовать, что полной изоляции от общества, которой он подверг себя, совершив преступление, не существует. В лице адвоката общество как бы протягивает обвиняемому руку помощи. В этом, а также в умении видеть в совершившем преступление человеке положительные черты, планировать его будущее заключается социальный аспект деятельности адвоката.  
Кроме того, в деятельности адвоката присутствуют также реконструктивный и коммуникативный аспекты.  
В работе адвоката можно выделить три этапа:  
- Формирование общей концепции.  
- Разработка тактики защиты.  
- Применение (реализация) защиты.  
На первом этапе доминирующее положение занимает реконструктивная деятельность. Здесь реализуются такие качества, как память, мышление (аналитическое и синтетическое), воображение. Эти же качества реализуются и на втором этапе. На третьем — наряду с указанными выше реализуются также качества коммуникативной группы. В коммуникативной деятельности адвоката можно выделить два аспекта:  
психологический контакт с подзащитным, который, как правило, возникает до суда в ходе доверительных бесед;  
психологический контакт с составом суда и со всеми остальными участниками судебного процесса — здесь реализуются качества адвоката как судебного оратора.  
Адвокат, так же как и прокурор, должен представить свои доводы суду в обоснованной и убедительной форме, внимательно разобравшись в личности подсудимого, в психологических причинах и мотивах совершенного им преступления.  
Оправдание подсудимого за счет умаления социальной опасности преступления и преждевременная сдача позиций без борьбы являются одинаково вредными как для самого подсудимого, так и для общества в целом.

4. Прокурор и его помощники. 
 
Деятельность прокуратуры многогранна, она связана как с работой государственных органов и должностных лиц, так и с охраной законных интересов и прав граждан. Поэтому важно, чтобы надзор был активным и принципиальным, чтобы ни одно нарушение закона не оставалось без последствий, чтобы усилия концентрировались на главных направлениях и способствовали повышению ответственности должностных лиц, которые призваны обеспечить соблюдение российских законов на порученных им участках работы.  
 
Выделяются следующие отрасли прокурорского надзора:  
 
- надзор за исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (общий надзор);  
 
надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия;  
 
- надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах;  
 
- надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.  
 
Для достижения успеха в своей деятельности прокурор и помощник прокурора должны обладать определенными качествами.  
 
Мышление, вскрывающее причины каких-либо явлений, называют причинно-следственным. Именно такой характер носит мышление прокурора.  
 
Ум прокурора характеризуется следующими свойствами:  
 
- глубина — способность проникнуть в сущность фактов, понять смысл происходящего, предвидеть ближайшие и отдаленные, прямые и побочные результаты явлений и поступков;  
 
- широта — умение охватить широкий круг вопросов и фактов, привлекая знания из различных областей теории и практики;  
 
- мобильность — способность к продуктивному мышлению, мобилизации и использованию знаний в сложных условиях, в привычной обстановке;  
 
- быстрота — умение решать задачи в минимальное время, ускоренно оценивая обстановку и принимая необходимые меры;  
 
- самостоятельность — способность к постановке цели и задач, умение находить их решение и пути к их достижению без посторонней помощи;  
 
- целеустремленность — волевая направленность мышления на решение определенной задачи, способность длительное время удерживать ее в сознании и последовательно, планомерно думать над ее разрешением;  
 
- критичность — умение взвешивать сообщения, факты, предположения, отыскивая ошибки и искажения, раскрывая причины их возникновения;  
 
- гибкость — умение подойти к явлению с различных точек зрения, устанавливать зависимости и связи в порядке, обратном тому, который уже был усвоен, варьировать способы действия, перестраивать свою деятельность и изменять принятые решения в соответствии с новой обстановкой.  
 
Коммуникативная и удостоверительная сторона деятельности прокурора неразрывно связаны с использованием речи в ее основных формах — устной и письменной. Умение передать свои мысли для прокурора так же важно, как умение мыслить, а умение слушать и слышать, в свою очередь, не менее важно, чем умение говорить.  
 
Прокурор должен обладать незаурядными волевыми качествами. Его профессиональная деятельность нередко требует большой личной инициативы, упорства, настойчивости, целеустремленности и незаурядных организаторских способностей.  
 
Одним из факторов, определяющих профессионализм государственного обвинителя, является уровень его психологической культуры. Государственный обвинитель должен обладать системой психологических знаний, а также навыков и умений, которые способствуют разрешению различных сложных ситуаций и являются ключом к постижению истины по уголовному делу.  
 
Психология труда относит прокурорскую деятельность к категории сложной интеллектуально-практической деятельности. Это означает, что в такой деятельности имеется несколько сторон (аспектов), каждая из которых характеризуется своими особенностями и целями. Именно благодаря такой многосторонней деятельности прокурора обеспечивается полнота этой деятельности и успешность в достижении целей и задач, которые он последовательно ставит и решает. И здесь необходимо отметить главный фактор успеха профессиональной деятельности — профессиональную структуру личности данного прокурорского работника. В эту структуру входит система личностных качеств, навыков и умений, которые и обеспечивают успех в достижении сначала отдельных этапов, а затем и основных целей в профессиональной деятельности прокурора.  
 
Важнейшей профессиональной стороной деятельности государственного обвинителя является коммуникативная сторона. Реализуя свои коммуникативные способности, прокурор должен быть тонким мастером ведения диалога, опытным полемистом и блестящим судебным оратором, для которого характерно стремление к достижению тесного взаимодействия между участниками, направленного к единой цели. Применительно к общению в процессе дискуссии в суде такой целью является установление истины по уголовному делу.  
 
В диалоге с оппонентом и при выступлении с обвинительной речью для оратора важно, используя наблюдения за этими невербальными проявлениями, поддерживать так называемую «обратную связь», т. е. контролировать наличие или отсутствие контакта, наличие «эмоционального резонанса» как результата своей реплики, произнесенного тезиса и т. д. Это необходимо, в первую очередь, для контроля за состоянием аудитории и в необходимых случаях — для коррекции своего выступления. Ниже приводятся советы, предложенные немецкими учеными Б. Швальбе и X. Швальбе, которые целесообразно использовать при подготовке к публичному выступлению.  
 
Настройтесь на аудиторию.  
 
Держитесь во время выступления уверенно, демонстрируя твердую убежденность в своих словах.  
 
Ваш взгляд должен быть направлен на слушателей. Ни в коем случае не избегайте взглядов, направленных на вас. Не смотрите в одну точку. Прежде чем начать выступление, обведите взглядом аудиторию, как будто вы хотите убедиться в том, что она готова к восприятию ваших слов.  
 
Начинайте говорить только после того, как установится тишина.  
 
Начинайте речь с краткого обращения к аудитории, после которого должна последовать секундная (а в случае необходимости и более длительная) пауза.  
 
Следите за четкостью речи, говорите не слишком быстро и не монотонно.  
 
С первых же слов внимательно наблюдайте за реакцией аудитории.  
 
В критические моменты выступления необходимо говорить убежденно, уверенно, с подчеркиванием каждого слова.  
 
Ни в коем случае не подавайте виду, что речь дается вам с трудом, что вы устали или в какие-то моменты чувствуете себя неуверенно.  
 
Особым риторическим приемом являются паузы, которые должны четко отделять предложения и в еще большей мере - абзацы. Но применять их рекомендуется в том случае, если у оратора есть уверенность, что он полностью владеет вниманием аудитории. Именно в этом случае пауза наиболее полезна для самостоятельного осмысления слушателями получаемой информации и подключения к ней собственных знаний.  
 
Общеизвестны правила речи: произносить речь следует в размеренном темпе; говорить нужно громко, но не переходить на крик.  
 
Эмоциональный компонент речи рассматривается и с точки зрения расслабления и снятия эмоционального напряжения у аудитории. Достигается это, например, если позволить себе пошутить.  
 
Существенным элементом в структуре деятельности по поддержанию государственного обвинения является организационная сторона, в которой реализуются волевые аспекты личностной структуры: настойчивость, собранность, самодисциплина и другие характеристики, которые обеспечивают готовность государственного обвинителя к той сложной и многогранной деятельности, которую ему предстоит осуществить в процессе поддержания государственного обвинения. За перечисленными выше психологическими характеристиками стоит вполне реальная организация прокурором своей работы: дело, по которому придется выступать в суде, должно быть вовремя изучено, проанализировано, подготовлены материалы, на которые в процессе дискуссии будут делаться ссылки. Прокурор с момента своего появления в суде должен быть образцом дисциплины.  
 
К организационной стороне деятельности государственного обвинителя относятся его организаторские способности в работе с людьми; чтобы быть готовым поддерживать обвинение по делу, которое требует использования специальных знаний, прокурор консультируется со специалистами — в области медицины, криминалистики и психологии (например, по делам об убийствах), экономики, бухгалтерского учета, товароведения (при рассмотрении дел об экономических преступлениях).  
 
В обвинительной речи прокурора реализуются практически все стороны профессиональной структуры его личности. Благодаря конструктивной стороне суду представляется исчерпывающий анализ доказательств по данному делу, а также выводы, подтверждающие степень виновности каждого подсудимого. Коммуникативная сторона обеспечивает достижение психологического контакта с судьями и всеми участниками процесса. Во время произнесения речи государственный обвинитель контролирует реакцию слушающих его людей по внешним проявлениям (мимика, жесты и др.), степени их включенности в восприятие обвинительной речи, их отношению к ней (активное, пассивное), поддерживая таким образом обратную связь с аудиторией. Организационная сторона, выражающаяся в собранности, целеустремленности (рефлекс цели), способствует преодолению всех сложностей и препятствий, которые возникают в процессе поддержания государственного обвинения. Социальная сторона определяет этические и правовые формы, в которых осуществляется поддержание государственного обвинения.  
 
Таким образом, чем гармоничнее профессиональная структура личности государственного обвинителя, тем выше уровень психологической культуры его профессиональной деятельности и соответственно выше уровень профессионализма при поддержании государственного обвинения.  
 
Сущность гуманистической направленности всей системы правоохранительной деятельности — не только изобличение преступника и его наказание. Вся правоохранительная система на разных этапах предварительного следствия и судебного рассмотрения уголовного дела должна быть направлена на выявление причин, вызвавших преступление, условий, которые способствовали его совершению, и на принятие мер к действенной профилактике, т. е. устранению выявленных причин и условий совершения преступления. Одной из задач суда, наряду с перечисленными, является социально-психологическое воздействие на неустойчивых в криминогенном отношении лиц с целью формирования у них установок на отказ от преступной деятельности. Вся правоохранительная система при высоком уровне профессионализма его участников должна способствовать формированию у всех граждан правосознания, которое в конечном счете обеспечило бы их правопослушное поведение.  
 
Государственный обвинитель активно участвует в этом процессе. Как уже говорилось выше, наряду с доказательствами, подтверждающими виновность подсудимого, прокурор анализирует его личность. При этом анализу подвергаются не только отрицательные характеристики, толкнувшие подсудимого на преступный путь, но и положительные, обеспечившие соответствующее поведение уже на предварительном следствии (например, полное признание своей вины, сотрудничество со следствием в процессе получения дополнительных доказательств и т. п.). Далее прокурор, анализируя структуру отношений подсудимого с социальной средой, обращает внимание суда, наряду с отрицательными контактами (членство в преступной группе), на положительные (например, любовь к родителям и забота о них, успехи в спорте и учебе и т. д.).

5. Юрисконсульт. 
 
Юрисконсульт (юрист) — это работник данной организации, выполняющий функции правового обеспечения ее деятельности, т. е. функции юридической службы. Под организацией в данном случае понимаются и министерства, и хозяйственные предприятия, и социально-культурные учреждения, кооперативы и др.  
 
В деятельности юриста на предприятии следует выделить коммуникативную, конструктивную, организационную, удостоверительную и социальную стороны.  
 
Юрисконсульт участвует в составлении договоров, визирует их тексты, а также тексты протоколов разногласий, организует, а иногда непосредственно ведет претензионную работу, готовит материалы и выступает в арбитраже по преддоговорным спорам и спорам об исполнении хозяйственных договоров.  
 
Одна из основных функций юрисконсульта заключается в том, чтобы вести активную организационную работу по правовым вопросам на предприятии, в учреждении. Эта организационная работа по своему содержанию выражается главным образом в том, что можно назвать активным консультированием.  
 
Юрисконсульт должен быть в курсе деятельности организации, ее подразделений, вникнуть в эту деятельность. Его задача — путем рекомендаций, советов, подготовки предложений по правовым вопросам, визирования проектов документов юридического характера способствовать широкому использованию правовых норм, средств для повышения эффективности работы всех звеньев организации, для внесения в эту работу духа законности, для предупреждения правонарушений.  
 
Юрисконсульт призван свести к минимуму саму возможность возникновения конфликтных дел, предупредить возможное правонарушение в организации. Диапазон вопросов, с которыми приходится сталкиваться юрисконсульту, чрезвычайно широк: это гражданское право, трудовое право, вопросы арбитража, гражданский процесс, финансовое право, земельное право и т. д.  
 
Работа юрисконсульта в значительной степени построена на авторитете, на служебных контактах, на сложившихся в организации деловых отношениях. А это, в свою очередь, зависит от того, как «поставил» себя юрисконсульт, как он своей работой доказал плодотворность юридической службы, ее важность для деятельности коллектива, для выполняемых коллективом задач.  
 
Юрисконсульты участвуют в разработке мер по использованию правовых средств в целях обеспечения сохранности собственности. Свои предложения они основывают на результатах анализа данных, содержащихся в актах инвентаризации, ревизии, служебных проверок, в претензионно-исковых материалах, решениях судов, органов арбитража, в сообщениях и представлениях органов прокуратуры, внутренних дел о хищениях, недостачах, порче продукции, фактах бесхозяйственности.  
 
Юрисконсульт должен оказывать активную правовую помощь финансовой, бухгалтерской службам в работе по возмещению материального ущерба, причиненного предприятию, по взысканию просроченной дебиторской задолженности, а также в применении действующего законодательства при списании материальных ценностей и денежных средств.

Информация о работе Профессиограммы юридических профессий