Разрешительная система и ее особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 16:30, контрольная работа

Краткое описание

Под лицензионно-разрешительной системой в широком смысле понимается закрепленный в правовых нормах порядок, предусматривающий обязательность получения от уполномоченных государственных органов лицензий (разрешений) на совершение определенных действий или получение определенных правомочий предприятиями, учреждениями, объединениями либо отдельными гражданами.

Содержание

Глава 1. Понятие и особенности разрешительной системы
1.1.Понятие и особенности разрешительной системы
1.2.Правовая основа разрешительной системы
Глава 2.Разрешительное производство. Возбуждение дела
2.1.Разрешительное производство. Возбуждение дела
2.2.Принятие и исполнение решения

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по административному праву.docx

— 37.60 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Глава 1. Понятие и особенности разрешительной системы………………4

1.1.Понятие и  особенности разрешительной системы………………………4

1.2.Правовая основа разрешительной системы……………………………...6

Глава 2.Разрешительное производство. Возбуждение дела………………...8

2.1.Разрешительное  производство. Возбуждение дела……………………...8

2.2.Принятие и  исполнение решения………………………………………..10

Глава 3.Надзор за соблюдение правил и условий разрешительной деятельности…………………………………………………………………..12

Глава 4.Приостановление, отзыв и аннулирование лицензии……………..15

Список используемой литературы……………………………………………18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

          Под лицензионно-разрешительной системой в широком смысле понимается закрепленный в правовых нормах порядок, предусматривающий обязательность получения от уполномоченных государственных органов лицензий (разрешений) на совершение определенных действий или получение определенных правомочий предприятиями, учреждениями, объединениями либо отдельными гражданами.

          Лицензионно-разрешительная система распространяется в широкой сфере общественных отношений. Так, в области государственной тайны лицензируется деятельность предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и оказанием услуг по защите государственной тайны, в области оборота специальных технических средств регулируется деятельность физических и юридических лиц, связанных с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи технических средств для негласного получения информации.

          Организация деятельности всех подразделений по осуществлению лицензионно-разрешительной работы возложена на органы внутренних дел, в структуру которых входят эти подразделения. В масштабе Российской Федерации организация этой работы возложена на МВД Российской Федерации. В соответствии с Положением «О Министерстве внутренних дел Российской Федерации» предусмотрена организация деятельности органов внутренних дел по обеспечению выполнения требований разрешительной системы. С этой целью в органах внутренних дел созданы подразделения по лицензионно-разрешительной работе и контролю за частной детективной и охранной деятельностью.

    

Глава 1. Понятие и особенности разрешительной системы. 

    1. Понятие и  особенности разрешительной системы.
 

          Разрешительная система — это урегулированная правом совокупность общественных отношений между субъектами административной власти и гражданами (организациями), возникающих в связи с выдачей разрешения на занятие определенной деятельностью и последующим надзором за соблюдением правил и условий осуществления разрешенной деятельности.

         Цель разрешительной системы — обеспечение безопасности граждан, общества, государства. Некоторые виды общественно полезной деятельности (управление автомобилями, производство оружия и т. д.), если они осуществляются непрофессионально, без соблюдения необходимых правил, могут причинить большой вред обществу. Поэтому на данные виды деятельности объявляется относительный запрет: ею могут заниматься только те, кто получил на это разрешение компетентного органа. Эта система призвана защитить граждан, общество, государство от вреда, который может быть причинен неправильным осуществлением деятельности, в отношении которой установлен относительный запрет.

         В разрешительной системе можно выделить четыре главных элемента:

1)  наличие  относительного запрета. Он может  быть прямо или косвенно закреплен  правовой нормой. Чаще всего это  делается косвенно: устанавливается,  что заниматься определенной  работой можно только при наличии  разрешения на это;

2)   деятельность по выдаче разрешений,  осуществляемая субъектами функциональной  власти в отношении граждан,  организаций, организационно им  не подчиненных. Для невластной  стороны это означает получение  разрешения.

         Сейчас разрешения чаще всего называют лицензиями, но достаточно широко используются и другие названия: право на управление (автомобилем, катером и т. д.), допуск (к государственной тайне, к определенной работе), разрешение (на оборот оружия и т. д.), отвод (природных ресурсов), квота и т. д. Разрешение, как правило, дается уполномоченным государственным органом исполнительной власти в порядке, установленном правовыми актами. Выдача разрешения — центральный элемент системы, поэтому она и называется разрешительной;

3)  длящиеся  отношения между властными и  невластными субъектами, обязательным  элементом которых является надзор  за соблюдением лицензиатами  и иными субъектами, получившими  разрешения, правил и условий  при осуществлении соответствующей  деятельности;

4)  применение  принудительных мер для прекращения  (пресечения) нарушений правил, условий разрешенной деятельности и привлечение виновных к юридической ответственности.

         Разрешения, выдаваемые в рамках рассматриваемой системы, и все складывающиеся при этом отношения следует отличать от смежных явлений.

         Во-первых, от разрешений, выдаваемых линейным руководителем своему подчиненному, как разового характера (например, санкция прокурора на совершение следователем прокуратуры обыска), так и путем предоставления определенного полномочия (например, налагать дисциплинарные взыскания на подчиненных). Здесь существуют совсем иные отношения, процедуры, отсутствует возможность административного принуждения.

         Во-вторых, от разрешений на совершение таких единичных действий, как выдача виз для выезда из России, разрешений на ранний брак. Так, в ст. 13 СК РФ установлено, что по просьбе жениха или невесты может быть дано разрешение вступить в брак лицам, достигшим 16-летнего возраста, хотя по общему правилу брачный возраст равен 18 годам. В названных и иных подобных случаях совершаются действия единичные, не связанные с обеспечением безопасности, а потому не подлежащие последующему надзору, да его и невозможно осуществлять. Представляется, что разрешения на совершение разовых действий, даже если они называются лицензиями (на отстрел, например, лося), находятся за рамками разрешительной системы.

          Разрешительная система органично сочетает личный (частный) и публичный интересы. Но ее применение в большем объеме, чем это необходимо, порождает напряженность в отношениях с субъектами государственной власти, способствует развитию бюрократизма. А там, где разрешительная процедура недостаточно регулируется правом, возникают волокита, произвол, злоупотребления властью и даже коррупция.

         Субъектами разрешительных правоотношений являются граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и организации (в том числе юридические лица), с одной стороны, и субъекты публичной власти — с другой. Компетентный орган дает разрешение конкретному субъекту на каждый лицензируемый вид деятельности. Разрешение носит экстерриториальный характер. Это означает, что деятельность может осуществляться на всей территории РФ. По общему правилу, если лицензия выдана органом субъекта РФ, соответствующая деятельность может осуществляться на территориях других субъектов РФ при условии уведомления их лицензирующих органов.

          Федеральными актами может быть установлено бессрочное действие разрешения (лицензии). Но, как правило, срок их действия определяется положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, но не может быть менее пяти лет. На меньший срок разрешение выдается только в индивидуальном порядке по заявлению соискателя лицензии. 
 
 

    1.  Правовая  основа разрешительной системы.
 

          Правовая основа разрешительной системы состоит из многих юридических актов разной юридической силы. Ведущая роль здесь принадлежит Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности». Однако этот Закон не распространяется на внешнеэкономическую, образовательную, биржевую, природоохранную деятельность, а также отношения, возникающие в связи с использованием интеллектуальной собственности, и ряд других видов лицензируемой деятельности. В этой связи вопросы лицензирования регулируются и другими федеральными законами.

          Правительство РФ утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности; определяет, какие федеральные органы исполнительной власти лицензируют конкретные виды деятельности; устанавливает, какие виды деятельности вправе осуществлять органы исполнительной власти субъектов РФ.

         Очевидно, что включение любой деятельности в орбиту разрешительной системы означает ограничение свободы осуществлять ее. Поэтому это должно делаться только на основании федерального закона. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Разрешительное производство. Возбуждение дела. 

2.1.Разрешительное  производство. Возбуждение дела. 

         Наличие правовых актов, регулирующих особый порядок осуществления названных законом видов деятельности, реализация таких актов означает существование специального административно-правового режима — разрешительного. Его важнейшая часть — разрешительное производство, т. е. регулируемая процессуальными нормами процедура осуществления разрешительной деятельности.

          В разрешительном производстве выделяются такие стадии:

1)  предварительная (возбуждение разрешительного дела);

2)  принятия  решения;

3)  исполнения  решения;

4)  надзора  за соблюдением лицами, получившими  разрешение, установленных требований  и условий;

5)  аттестация, аккредитация разрешенной деятельности;

6)  переоформление, продление разрешений;

7)  применение  мер принуждения за допущенные  нарушения правил и условий.

         Последние три стадии являются факультативными.

         Разрешительное производство — часть административно-правонаделительного (оперативно-распорядительного) процесса.   Разрешительная деятельность — разновидность организующей, созидательной деятельности администрации. А в ходе организационной деятельности не существует столь жесткой последовательности стадий, как в юрисдикционных процессах. Стадии организационной работы могут осуществляться параллельно, даже меняться местами. Например, раньше может наступить ответственность, чем переоформление лицензии, надзор и аккредитация осуществляются в одно и то же время, аттестацию можно считать формой надзора. Поэтому названная последовательность стадий условна.

         Относительный запрет и личный (частный) интерес побуждают заинтересованное лицо подать заявление о выдаче разрешения (лицензии). Это становится началом разрешительно производства. У невластного субъекта есть право обратиться с заявлением, а значит, возбудить лицензированное дело.

          Но до этого субъект обязан готовиться к лицензированию путем создания организационных, материальных, кадровых предпосылок желаемой деятельности, сбора необходимых документов. Во многих случаях взимается плата за рассмотрение заявления соискателя. По общему правилу все расходы государственного органа, связанные с подготовкой к лицензированию (командировочные расходы, оплата обследований и т. д.), несет заинтересованная сторона. Поэтому в пакет представляемых документов входит и обязательство оплатить такие затраты.

          Субъект власти обязан принять заявление, проверить наличие и качество документов и зарегистрировать заявление. Если представлены не все необходимые документы, не внесена необходимая сумма, в приеме заявления может быть отказано. Выдача лицензий на пользование недрами производится на конкурсной основе, значит, в таких случаях заявления о лицензировании принимаются только от победителей конкурсов.

Информация о работе Разрешительная система и ее особенности