Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 22:17, курсовая работа
Целью данной работы является: рассмотрение и анализ системы республиканских органов государственного управления, а также исследование особенностей функционирования республиканских органов государственного управления Республики Беларусь.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
раскрыть понятия республиканских органов государственного управления;
б) В управлении социальной сферой участвуют практически все органы государственного управления и на всех уровнях управленческой иерархии: исполнительные, контролирующие, экономические, отраслевые, республиканские и местные органы управления и самоуправления. Их деятельность направлена на достижение стабилизации уровня жизни и повышение трудовой мотивации населения, создание предпосылок для последующего роста благосостояния народа, реализацию принципа социальной справедливости.
Республиканскими исполнительными и распорядительными органами управления социально-культурной сферы являются:
в) Административно-политическая сферы
представляют собой комплекс, охватывающий
вопросы обороны, безопасности государства,
внешнеэкономической и внешнеполитической
деятельности, обеспечения защиты прав
и свобод личности, безопасности граждан.
Ее особенность заключается в том, что
она находится в исключительном ведении
государства. Важнейшими управленческими
полномочиями в соответствии с Конституцией
Республики Беларусь обладает Президент,
Национальное собрание и Совет Министров.
Основными республиканскими исполнительно-
5. по подчинённости :
а) органы, подчинённые Совету Министров;
б) органы двойного подчинения (Совету Министров и Президенту).
Таким образом, сформированная и действующая система республиканских исполнительно-распорядительных органов обеспечивает комплексное и всестороннее государственное управление жизнедеятельностью общества.
По отдельным вопросам своей деятельности, предусмотренным законодательными актами, министерства, Комитет Государственной безопасности, Государственный комитет пограничных войск, Государственный военно-промышленный комитет, Государственный таможенный комитет могут подчиняться исключительно Президенту Республики Беларусь.
Каждый республиканский орган государственного управления (далее - РОГУ) в большинстве случаев имеет подчинённые органы. Все они образуют определённую взаимосвязанную систему. Звенность – это внутреннее устройство этой системы.
Структура РОГУ зависит от административно-
При однозвенной структуре существует только один орган и им является РОГУ. Подчинённых звеньев нет (Высшая Аттестационная комиссия, Государственный комитет по науке и технологиям).
Двухзвенная структура предполагает существование только двух органов. Данная структура используется в управлении промышленностью, иностранными делами, охраной границ. Такая система является наиболее рациональной.
Трёхзвенная структура системы РОГУ состоит из республиканских
органов, областных органов, районных
органов. Трёхзвенная структура характерна
и для управления внутренними делами (Министерство внутренних дел,
управления внутренних дел облисполкома,
отдел внутренних дел горисполкома). Данная
система является наиболее распространённой,
однако при этом требует больших затрат.
Основой для её существования является
административно-
Четырёхзвенная структура состоит из республиканских органов, областных органов, районных органов и объекта управления: учреждения, предприятия. Данная система имеет место в системе министерства образования, здравоохранения.
Внутренняя структура республиканского органа государственного управления – это совокупность его внутренних подразделений, его внутреннее устройство. Внутренними структурными подразделениями являются:
1. главные управления,
2. управления,
3. отделы,
4. департаменты.
Департаменты могут быть с правом юридического лица (могут принимать решения от своего имени) и без таких прав. Департаменты имеют более высокий статус, его руководитель назначается на должность и освобождается от неё Советом Министров, в департаменте могут создаваться коллегии.
Главные управления, управления, отделы, департаменты в составе органа, также как правило, имеют собственную структуру. Названия структурных подразделений отражают основные содержания их деятельности, которое составляет функцию органа. Правовой статус структурных подразделений не всегда одинаков даже у одного органа.
Между структурными подразделениями существуют горизонтальные и вертикальные связи.
Горизонтальные связи носят характер согласования и являются одноуровневыми.
Вертикальные связи свидетельствуют о наличии подчинения, и возникают там, где существует иерархия.
Отношения между структурными подразделениями могут носить линейный и функциональный характер.
Линейные связи имеют место, если каждое структурное подразделение или отдельный служащий подчиняется во всём только одному начальнику.
Функциональные отношения имеют место тогда, когда каждое структурное подразделение выполняет одну или несколько функций и соотносится с руководителем только по вопросам своих функций. Однако между структурными подразделениями наиболее распространены линейно-функциональные отношения.
Таким образом, республиканские органы государственного управления представляют собой совокупность таких органов как, министерство, государственные комитет и государственные организации при Совете Министров Республики Беларусь. Также создаются департаменты, которые являются структурными подразделениями министерств и государственных комитетов. Каждый из РОГУ обладает своей компетенцией и ведает определенной сферой общественной жизни.
Еще хотелось бы отметить, что министерства и государственные комитеты образуются Президентом Республики Беларусь, а государственные организации подчиненные, Правительству Республики Беларусь – Советом Министров Республики Беларусь.
2 КОМПЕТЕНЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКИХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАЛЕНИЯ
Вообще понятие компетенции в юридической литературе понимается как определяемые законодательством предметы ведения (сфера деятельности, круг вопросов, подлежащих разрешению), соответствующий им объём полномочий и пределы деятельности должностного лиц или государственного органа. Строго говоря, компетенция включает в себя: полномочия должностного лица, (государственного органа), предметы ведения и основные направления деятельности, или функции данного должностного лица (органа). В узком значении компетенцию нередко отождествляют с полномочиями. Компетенция предполагает исчерпывающее определение круга полномочий должностного лица (органа государства), пределов и сфер его деятельности, а также указание на принимаемые правовые акты. Такой порядок определения компетенции призван исключить возможность превышения власти тем или иным органом, вторжения в сферу деятельности других органов власти.
К компетенции республиканских органов государственного управления в общих чертах можно отнести:
Более детально хотелось бы рассмотреть компетенцию министерства на конкретном примере. Возьмем, к примеру, Министерство по чрезвычайным ситуациям (далее – МЧС) Республики Беларусь.
Статья 7 Закона Республики Беларусь «О гражданской обороне» закрепляет то, что МЧС Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления в области гражданской обороны [3].
МЧС в пределах своей компетенции:
Хочется отметить, что данный закон не только устанавливает компетенцию МЧС, но и полномочия других республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, а именно:
Информация о работе Республиканские органы государственного управления Республики Беларусь