Реформа полиции в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 20:50, курсовая работа

Краткое описание

Новый закон «О полиции», обсуждение которого длилось около года, вступил в силу 1 марта 2011 года. Над текстом документа трудились именитые правоведы и специалисты-практики, в том числе - профессура, научные сотрудники высших учебных заведений МВД. Более того, бурные дискуссии вокруг него велись в Интернете, и многие предложения интернет-пользователей были учтены. Эксперты сходятся на том, что нормы прежнего закона «О милиции» образца 1991 года откровенно устарели. В нем отсутствовало главное: декларация, что милиция - для каждого гражданина. Необходимо было сделать так, чтобы дело не ограничилось лишь очередной сменой вывесок. Закон «О полиции» в первой же статье меняет саму профессиональную идеологию органов внутренних дел. Акцент делается исключительно на правоохранительной деятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I: Теоретические аспекты деятельности полиции в Российской Федерации …………………………………………………………...…………..5
Исторические аспекты возрождения полиции в Российской Федерации ……………………………………………………………….……………..5
Правовые основы деятельности полиции РФ ……………………….…11
Глава II. Место полиции в системе органов внутренних дел………………18
Глава III. Совершенствование законодательства по проблеме превышения служебных полномочий сотрудниками полиции РФ …………………………………………………………………………………...21
3.1 Проблемы применения насилия сотрудниками полиции…………….21
3.2 Рекомендации по совершенствованию законодательной базы по вопросу применения физической силы сотрудниками полиции……………27
Заключение……………………………………………………………………..31
Список литературы…………………………………………………………….33

Вложенные файлы: 1 файл

курсач 2 курс.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

с) подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников полиции;

т) обеспечение взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции - Интерпола и с Генеральным секретариатом Интерпола.4

По существу, Президент России своим Указом «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» определил, чем должно заниматься МВД России. Практически каждый главк, департамент, управление получили четкую задачу, детально очерченный круг обязанностей. Здесь же определена структура Министерства.

В итоге МВД России подверглось серьезному преобразованию, в частности, некоторые департаменты поменяли названия, иные стали главными управлениями, а некоторые подразделения выделились из департаментов, став самостоятельными управлениями.

Органы внутренних дел и полиция - это не равнообъемные понятия, это термины, не являющиеся синонимами. Министр внутренних дел РФ, министр внутренних дел, начальники управления (главного управления) внутренних дел субъекта Российской Федерации, начальники отделов (управлений) внутренних дел являются руководителями органа внутренних дел. И так как полиция входит в состав органов внутренних дел, они руководят так же и полицией, как и всеми иными структурными подразделениями органов внутренних дел. Однако начальниками полиции они не являются.

Начальниками полиции признаются соответствующие заместители начальника органов внутренних дел.

О процессуальных полномочиях руководителей органов внутренних дел: информационное письмо первого заместителя Генерального прокурора РФ и заместителя Министра внутренних дел РФ от 9 сентября 1993 г. №1

В районах, городах, районах городов органами внутренних дел руководят начальники отделов (управлений) внутренних дел, поэтому никакое другое должностное лицо не вправе выступать от имени РОВД и, следовательно, подписывать финансовые документы. От имени органа внутренних дел начальник полиции может подписывать финансовые документы только в том случае, когда он исполняет обязанности начальника органа внутренних дел.5

Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 мая 2000 г. №Ф04/1003-286/А46-2000.

О составе полиции, порядке создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции 1 марта 2011 года Главой государства подписаны и вступили в силу семь указов Президента Российской Федерации, необходимые для того, чтобы Федеральный закон «О полиции» начал работать. Данные документы дают четкий ответ на то, как будет осуществляться дальнейшее реформирование Министерства, и как будет осуществляться переход из милиции в полицию. Этот ряд основополагающих подзаконных актов является определяющим в деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации в новых условиях.

В Указе Президента Российской Федерации №248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» определены основные задачи, полномочия, система и организация деятельности Министерства, а также структура центрального аппарата. Кроме того, в нем установлены полномочия Министра внутренних дел Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации №249 утверждено Типовое положение о территориальном органе МВД России по субъекту Российской Федерации. В нем помимо определения их видов также установлены основные задачи, полномочия и организация деятельности территориальных органов регионального уровня.

Перечень подразделений, организаций и служб, которые входят в состав полиции, определен в Указе Президента Российской Федерации №250 «Вопросы организации полиции». Здесь же установлен порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений и служб полиции в центральном аппарате, территориальных органах и линейных отделах МВД России.6

Непосредственный порядок реализации положений части 4 статьи 54 Закона о полиции определен в Указе Президента Российской Федерации №251 «О внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации». Им образована Комиссия при Президенте Российской Федерации по проведению внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, претендующих на замещение должностей высшего начальствующего состава. Кроме того, в нем определены сроки представления кандидатур на должности, подлежащие замещению лицами высшего начальствующего состава и проведения внеочередной переаттестации сотрудников органов внутренних дел в целом.

В Указе Президента Российской Федерации №252 установлена предельная штатная численность органов внутренних дел Российской Федерации, в том числе сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих, а также работников.

Перечень должностей высшего начальствующего состава в органах внутренних дел, в Федеральной миграционной службе, в Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств и соответствующих этим должностям специальных званий определен в Указе Президента Российской Федерации №253.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Место полиции в системе органов внутренних дел

В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; внутренние войска; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.

В состав органов внутренних дел входят: центральный аппарат МВД России (за исключением Главного командования внутренних войск МВД России), территориальные органы МВД России, образовательные учреждения, научно-исследовательские, медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России, представительства МВД России за рубежом, а также иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел.7

МВД России, территориальные органы МВД России, образовательные учреждения (в том числе суворовские военные училища, колледжи, лицеи), научно-исследовательские, медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России, представительства МВД России за рубежом, организации культуры, физкультурно-спортивные организации, редакции электронных и печатных изданий, типографии и иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России, имеют в оперативном управлении объекты административного, социально-бытового и хозяйственного назначения.8

В МВД России в соответствии с законодательством Российской Федерации о службе в органах внутренних дел и о военной службе вводятся должности соответственно сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе - должности федеральных государственных гражданских служащих, в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации - должности работников.

Полиция - составная часть единой централизованной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Включена в органы внутренних дел. (Ст. 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 №248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»)

Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства; для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

В пределах своей компетенции руководство деятельностью полиции осуществляют Президент Российской Федерации непосредственно или через Министра внутренних дел, руководители территориальных органов Министерства внутренних дел и руководители подразделений полиции. Указанные руководители несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.9

В структуру центрального аппарата МВД России входят следующие подразделения полиции:

1. Главное управление вневедомственной охраны.

2. Главное управление по обеспечению  безопасности дорожного движения

3. Главное управление по обеспечению  охраны общественного порядка  и координации взаимодействия  с органами исполнительной власти  субъектов Российской Федерации.

4. Главное управление по противодействию экстремизму

5. Главное управление собственной  безопасности.

6. Главное управление на транспорте.

7. Главное управление уголовного  розыска.

8. Главное управление экономической  безопасности и противодействия  коррупции.

9. Национальное центральное бюро Интерпола.

10. Оперативное управление.

11. Управление по обеспечению  безопасности лиц, подлежащих государственной  защите.

12. Управление по обеспечению  деятельности подразделений специального  назначения и авиации.

13. Управление по обеспечению  безопасности крупных международных  и массовых спортивных мероприятий.

14. Управление оперативно-розыскной  информации.

15. Управление по организации дознания.10

 

 

 

Глава III. Основные направления и формы взаимодействия полиции с иными правоохранительными органами

Два основных направления деятельности полиции - защита личности, общества, государства от противоправных посягательств и предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений. Под личностью здесь понимается все и каждый находящийся на территории Российской Федерации гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства.

Предупреждение преступлений и административных правонарушений является одним из приоритетных направлений правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью, одной из основных задач полиции и представляет собой комплекс специальных мер упреждающего воздействия, проводимых структурными подразделениями и сотрудниками полиции в пределах установленной им компетенции с целью:

- выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений, а также принятия мер по их устранению и нейтрализации;

- выявления лиц, склонных к совершению преступлений, и оказания на них профилактического воздействия для недопущения с их стороны преступных посягательств;

- предотвращения (недопущения) готовящихся преступлений;

- пресечения покушений на преступления (то есть пресечения умышленных действий либо бездействия, непосредственно направленных на совершение преступления);

- создания обстоятельств, препятствующих совершению преступлений и административных правонарушений.11

Такое основное направление деятельности полиции, как предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, с одной стороны, подлежит расширительному толкованию, а с другой - должно быть ограничено подведомственностью правонарушений собственно полиции. Предупреждению со стороны полиции, а тем более пресечению подлежат не только преступления и административные правонарушения в том смысле, который в это понятие закладывает законодатель.

Согласно ч. 1 ст. 14 УК РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. Административным правонарушением, соответственно, является противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Полиция же должна предупреждать и пресекать не только преступления и правонарушения, но и некоторые не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями общественно опасные и (или) общественно вредные деяния. К таковым следует относить, к примеру, действия невменяемых лиц или лиц, которые к моменту совершения деяния не достигли возраста, с наступлением которого возможно их привлечение к уголовной или административной ответственности. Данные действия, как и преступления, а также иные правонарушения предупреждать и пресекать полиция вправе и обязана лишь в пределах установленной законами (иными нормативными правовыми актами) своей компетенции.12

Основным направлением деятельности полиции является также выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам. Причем выявлением и раскрытием преступлений и даже производством дознания занимается не только полиция, но и органы предварительного следствия, а равно некоторые иные правоохранительные органы. Выявление и раскрытие преступлений - это задача государства. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, как предусмотрено в ст.

Конституции РФ, - обязанность государства. Государство в лице определенных государственных органов, в том числе и полиции, принимает на себя обязанность выявить преступление, возбудить уголовное преследование в отношении лица, совершившего преступление, провести предварительное расследование, изобличить лиц, виновных в его совершении, независимо от условий, при которых преступление имело место, независимо от того, что по данному поводу думает пострадавший (потерпевший), желает он или нет привлечения виновного к ответственности.13

В связи с осуществлением полицией данного направления деятельности Федеральным законом «О полиции» последней предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную, розыскную и уголовно-процессуальную деятельность.

Полиция также обеспечивает безопасность дорожного движения. Безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий (ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Информация о работе Реформа полиции в России