Реформы местного самоуправления в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 15:19, курсовая работа

Краткое описание

Местное самоуправление - одна из основ любого демократического строя, в
связи, с чем Хартия устанавливает, что принцип местного самоуправления
должен быть закреплен в законодательстве и, по возможности, в конституции
каждой страны.

Содержание

Введение 3
1. . История местного самоуправления в России. 6
2. Модель местного самоуправления в Федеральном законе от 11
06.10.2003 г. №131-ФЗ
3.Современная модель местного самоуправления в РФ 16
Заключение 21
Глоссарий 23
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Гагиева курсовая.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

неравномерно; различные условия для хозяйственной жизни, различный уровень

развития доходной части местных бюджетов требует наличия механизмов

выравнивания, а также индивидуального подхода к развитию каждой территории,

на которой осуществляется местное самоуправление.

Таким образом, для современной России необходима система органов местного

Самоуправления, самостоятельных в области экономики, и если это произойдет, то

тогда они смогут оказать помощь государству в проведении экономических

преобразований и выполнить возложенные на них социальные функции.

Одним из главных признаков новой модели местного самоуправления является

ответственность представительных органов, глав местного самоуправления, в

первую очередь, перед населением.

Принцип ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления

перед населением призван обеспечить:

1. Эффективность обеспечения местных  задач, отнесенных к ведению

муниципальных образований;

2. Учет и защиту интересов  населения муниципальных образований  в деятельности

органов местного самоуправления;

3. Тесную связь с органами  и должностными лицами местного  самоуправления.

Еще одним признаком самостоятельности местного самоуправления является

законодательно закрепленная гарантия невмешательства органов государственной

власти в вопросы местного значения. В Уставах муниципальных образований

специально оговаривается, что эффективное управление муниципальной

собственностью возлагается на органы местного самоуправления. Они вправе

осуществлять с муниципальным имуществом любые сделки, регламентировать

условия использования муниципальной собственности, осуществлять приватизацию

муниципальной собственности. Закон закрепляет за органами местного

самоуправления право на создание предприятий, учреждений и организаций для

осуществления хозяйственной деятельности.

Для современной системы местного самоуправления характерны признаки,

свидетельствующие как о государственной, так и об общественной природе. К

признакам, свидетельствующим о близости органов местного самоуправления к

государственным органам, относятся:

- население местного сообщества  проживает на территории государства,

население муниципального образования является гражданами государства;

- статус местного сообщества  устанавливается, гарантируется, защищается

Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами и законами субъектов

Федерации;

- местные вопросы решаются населением  в русле единой государственной  политики;

-полномочия органов местного  самоуправления носят властный (государственный)

характер и т.д.

К признакам, характеризующим общественную природу новой модели местного

самоуправления можно отнести:

- самостоятельность населения  в решении вопросов местного  значения,

определение структуры органов муниципального образования;

- органы местного самоуправления  не являются структурными единицами

государственного аппарата;

- наличие муниципальной собственности.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что современное самоуправление как

специфическая форма власти имеет смешанную, комбинированную общественно-

государственную природу.

Таким образом, для оптимальной модели местного самоуправления характерно

многообразие черт. Приведенные черты являются основными и позволяют говорить

о единой модели местного самоуправления в России, с разнообразными

организационными формами в различных муниципальных образованиях. Поэтому

новая оптимальная модель местного самоуправления может формироваться лишь в

том случае, если будет обеспечена комплексная реализация этих признаков.

 

 

Заключение

В заключение хотелось подвести итог под вышеизложенным материалом, сделать основные выводы.

Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества.

 Сегодня оно является одновременно  формой самоорганизации граждан  и – в этом качестве –  составной частью гражданского общества, уровнем публичной власти (инструментом демократического участия граждан в управлении общими делами) и элементом рыночной экономической системы (восполняя пробелы рынка в части оказания услуг жителям и координации хозяйственной деятельности).

Учитывая роль и место местного самоуправления в решении вопросов перехода

России к устойчивому развитию и повышению конкурентоспособности страны,

становление и развитие местного самоуправления должно стать одной из

приоритетных задач государственного строительства.

Условием развития местного самоуправления является наличие общей стратегии

государственного строительства и представлений о роли и месте местного

самоуправления в системах публичной власти и управления развитием.

Усиление роли государства в отношении муниципальных

образований должно осуществляться не в направлении непосредственного участия

в решении вопросов местного значения, а в направлении усиления его роли в

координации всех процессов государственного строительства, оказывающих

влияние на развитие муниципальных образований. Необходим переход от

эпизодических мер государственной поддержки развития муниципальных

образований к системной работе по управлению реформой в направлении создания

необходимых условий развития местного самоуправления.

Необходимо переходить от политики государственной поддержки местного

самоуправления (как политического института) к государственной политике в

отношении муниципальных образований и поселений (как социально-экономических

целостностей в соответствии с их типологией и государственной стратегией -

демографической, экономической, региональной, геополитической и др.).

Наиболее «узким» местом государственного строительства остаются вопросы

взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления.

Поэтому основная стратегическая задача центральной власти в ближайшей

перспективе - обеспечить формирование и юридическое закрепление механизмов

взаимодействия двух систем власти и управления.

В заключение по данному вопросу можно сказать, что эффективность взаимодействия органов и должностных лиц в значительной степени зависит от принимаемых ими актов. В субъектах Федерации после принятия Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» издано немало своих законов и иных актов. Ведь в России насчитывается 1059 городов, 2066 поселков и 155 тысяч сельских населенных пунктов. Если в 20-х годах доля городского населения составляла 20 %, то сегодня около 73 % . Просторы нашей страны и разнообразие ее природно-географических и экономических условий, культуры и уклада жизни населения создают дополнительные трудности для правового регулирования в данной сфере, т.к. приходится одновременно осуществлять его на уровне Федерации, ее субъектов и самих муниципальных образований.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Местное самоуправление

Признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения.

2

Муниципальный

Относящийся к местному самоуправлению.

3

Органы местного самоуправления

Выборные и другие органы,наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в системы органов государственной власти.

4

Городские земли

Земли населенных пунктов в пределах городской черты.

5

Государственный орган

Составная часть государственного аппарата, имеющая собственную структуру и наделенные властные полномочиями.

6

Местные налоги

Налоги и сборы, ставки которых устанавливаются представительными органами государственной власти, а налоговые суммы поступают в местный бюджет и расходуются органами местного самоуправления.

7

Местный бюджет

Бюджет административно-территориальных единиц, управляемых местными органами власти.

8

Муниципальная собственность

Одна из трех основных форм собственности, признаваемых законодательством Российской Федерации - собственность муниципальных образований.

9

Исполнительная власть

Негативные социальные явления и процессы, обусловленные закономерностями функционирования общества, которые порождают и воспроизводят преступность и преступления как свое закономерное следствие.

10

Муниципальная служба

Профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий.

11

Полномочия органа местного самоуправления

Права и обязанности этих органов

12

Предметы ведения местного самоуправления

Круг вопросов в определенной сфере деятельности, в которой органам местного самоуправления устанавливается специальная компетенция

13

Муниципальное предприятие

Предприятие, средства производства которого находятся в муниципальной собственности

14

Компетенция органа местного самоуправления

Цели, задачи, функции, права и обязанности органа местного самоуправления.

15

Местные займы

Совокупность биофизиологических, социально-демографических и социально-ролевых, а также нравственно-психологических, уголовно-правовых и криминологических признаков личности преступника.


 

Список использованных источников

1

Алексеев Ю.П. Основы местного самоуправления. - М.: РАГС,

1997.

2

        Аяиков Д.Ф. Становление местного  самоуправления в

Российской Федерации в 90-х годах XX века.

3

Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.:Издательская группа НОРМА–ИНФРА-М, 2002.

4

Васильев В.И. Местное самоуправление. - М., 1999.

5

Градовский А.Д. История местного самоуправления в России /

Собр.соч. – СПб,  1999.

6

Казанцев Ю.Д., Стрекозов В.Г.  Конституционное право России.

-  М.: Новый Юрист, 2000.

7

Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России:

Учебное пособие / Отв. ред. академик РАЕН Ю.А. Веденеев. — М.: Юриспруденция,1999.

8

Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах

организации местного самоуправления в Российской Федерации». - М., 1997.

9

Кутафий О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право России. - М.,

1998.

10

Щтобер Р. Практическое требование и опасности местного

самоуправления / Местное самоуправление. Теория и практика. - М.,1995.

11

Абрамов В.А. Местное самоуправление: идея и опыт //Социс.

1997., №1., С.123.


 

Приложения

А


 

 


 



Информация о работе Реформы местного самоуправления в РФ