Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 17:27, курсовая работа
Все государственные органы, в том числе и налоговые, эффективно применяют контроль, поскольку он является основным элементом управления. Посредством контроля устанавливается достоверность данных о полноте, своевременности и эффективности выполняемого задания, а также законность операций и действий, осуществленных должностными лицами при выполнении задания, выявление внутренних резервов улучшения деятельности и устранения допущенных нарушений и недостатков в работе, включая привлечение к ответственности, допущенную халатность при выполнении установленных заданий.
Введение...................................................................................................................2
1 Роль налогового контроля в системе государственного управления
налогообложением.............................................................................................4
1.1 Значение налогового контроля в системе налогового
менеджмента..........................................................................................4
1.2 Виды и формы налогового контроля.................................................11
1.3 Объемы и результативность контрольной деятельности
налоговых органов РФ........................................................................15
2 Современные тенденции изменения налогового администрирования в
Российской Федерации....................................................................................21
2.1 Задачи налогового контроля в РФ на современном этапе...............21
2.2 Проблемы и недостатки налогового контроля.................................23
2.3 Совершенствование налогового администрирования в
Российской Федерации.......................................................................27
Заключение.............................................................................................................33
Список используемой литературы.......................................................................35
формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов
- обеспечения надлежащего контроля за формированием
государственных доходов и рациональным их использованием
- улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации
- проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц
- проверки целевого использования налоговых льгот
- пресечения и профилактики правонарушений в налоговой сфере
В сферу налогового контроля не входит проверка исполнения финансовых требований и правил экономического, а не юридического характера, которые хотя и влияют на фискальные интересы государства, но не относятся к финансово-правовому регулированию (управление портфелем ценных бумаг, планирование прибыли на коммерческом предприятии, соблюдение экспортных и импортных квот и т. д.). Налоговый контроль над частным сектором экономики затрагивает только сферу выполнения денежных обязательств перед государством (уплату налогов и иных обязательных платежей), соблюдение законности и целевого использования налоговых льгот, соблюдение установленных государством правил ведения бухгалтерского учета, а также выполнение законных требований уполномоченных органов государства относительно представления какой-либо финансовой документации.
Эффективность налогового контроля во многом зависит от качества организации бухгалтерского и налогового учета.
К принципам налогового контроля относят:
- законность
- превентивность
- всеобщность
- полноту и единство налогового контроля
- планомерность (регулярность, систематичность)
- объективность, обоснованность и достоверность результатов
- приоритет защиты прав и интересов налогоплательщика
- соблюдение налоговой тайны
- недопустимость причинения неправомерного вреда
- документальную фиксацию результатов налогового контроля и др.
Таким образом, при написании первого раздела я выяснил, что налоговый контроль – представляет собой деятельность налоговых органов по контролю за правильностью и своевременностью уплаты законно установленных в Российской Федерации налогов и сборов, осуществляемую в пределах своей компетенции. Налоговый контроль служит формой реализации контрольной функции налогов и с позиций налогового права призван в первую очередь, охранять и обеспечивать имущественные права государства и муниципальных образований.
Также я раскрыл предмет, объекты, субъекты, цель и принципы налогового контроля. Объектами налогового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков. Предметом налогового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т. д. Субъектами налогового контроля являются налоговые органы, органы внутренних дел и таможенные органы. Цель налогового контроля может быть определена как обеспечение законности и эффективности налогообложения. Главными принципами налогового контроля выступают: презумпция невиновности; соблюдение налоговой тайны; взаимодействие налоговых, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов и органов внутренних дел.
1.2 ВИДЫ И ФОРМЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Налоговый контроль можно классифицировать в зависимости от:
1 - объема контролируемой деятельности проверяемого лица:
- комплексный – подразумевает исследование всего комплекса
деятельности подконтрольного лица
- тематический (специальный или выборочный) – осуществление
проверки деятельности подконтрольного лица по уплате
определенных налогов
- целевой – производится по отдельным финансовым операциям
налогоплательщиков, таким, например, как экспортно-
импортные операции;
2 - степени охвата предметов контроля:
- сплошной – предполагает проверку всех имеющихся
документов, связанных с уплатой налогов и сборов
- выборочный – предусматривает проверку только части
специально отобранных документов
3 - источников получения сведений и данных:
- документальный – основанный на изучении документально
зафиксированных данных
- фактический – основанный на изучении фактического состояния
объектов налогообложения
- встречный – предусматривающий получение информации о
действиях обязанных лиц от их контрагентов, банков и других
третьих лиц
4 - стадии осуществления мероприятий:
- предварительный – предполагает профилактику и
предупреждение нарушений налогового законодательства
- текущий – носит оперативный характер, проводится в отчетном
периоде
- последующий – проверка реального исполнения требований
налогового законодательства, решений и предписаний
контролирующих органов
5 - места проведения мероприятий налогового контроля:
- камеральный – проводится по месту расположения налогового
органа
- выездной – проводится по месту нахождения проверяемого лица
6 - плана проведения контрольных мероприятий:
- плановый
- внеплановый, который осуществляется только в установленных
налоговым законодательством случаях
Таким образом, приведенная классификация в зависимости от различных критериев показывает многогранность и сложность такого явления как налоговый контроль.
Налоговый контроль использует разнообразные формы практической организации для наиболее эффективного выполнения стоящих перед ним задач. Форма налогового контроля выражает содержание контрольного процесса. Выбор конкретной формы зависит от уровня развития налоговой системы и организации налогового контроля, а также от решений субъекта контроля, принимаемых исходя из конкретной практической ситуации и конечных целей контрольной работы.
Форма налогового контроля может быть предварительной, текущей и последующей.
Предварительный контроль связан с работой по разъяснению налогового законодательства, сбору, обработке и анализу широкой информации о налогоплательщиках на стадии планирования налоговых проверок для принятия оптимальных решений. Это определяет его значение для качественного проведения контрольных действий. Предварительный анализ позволяет разделить совокупность лиц, подлежащих проверке, на тех, которые имеют невысокую вероятность риска налоговых нарушений, и тех, которые могут совершать налоговые ошибки и нарушения с высокой степенью вероятности.
Текущий контроль носит оперативный характер, является частью регулярной работы и представляет собой проверку, проводимую в отчетном периоде для оценки правильности отражения различных операций и достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, представляемых в налоговые органы плательщиком.
Последующий контроль реализуется путем проведения налоговых проверок по окончании определенного отчетного периода.
Форма контроля - это способ конкретного выражения и организации контрольных действий, относительно к налоговому контролю, форму можно определить как регламентированный нормами налогового законодательства способ организации, осуществления и формального закрепления результатов мероприятий налогового контроля, представляющих собой единую совокупность действий уполномоченных органов по выполнению конкретной задачи налогового контроля.
В ст. 82 Налогового Кодекса указываются следующие формы налогового контроля:
- налоговые проверки
- получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и
плательщиков сборов
- проверки данных учета и отчетности
- осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для
извлечения дохода (прибыли)
- другие формы (такие, например, как создание налоговых постов и т.д.)
Однако все авторы сходятся в одном - налоговые проверки являются основной, наиболее эффективной формой контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Налоговая проверка - это процессуальное действие налогового органа по контролю за своевременностью, полнотой и правильностью выполнения налогоплательщиком своих обязанностей. Налоговая проверка осуществляется посредством сопоставления отчетных данных налогоплательщиков с фактическим состоянием его финансово-хозяйственной деятельности. В соответствии с Налоговым Кодексом налоговые проверки проводятся налоговыми органами и таможенными органами, но только в отношении налогов, подлежащих уплате при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.
1.3 Объемы
и результативность
Наша повседневность часто заставляет задуматься о не совершенности налоговой системы государства. Современные социально-экономические условия в стране вынуждают налогоплательщиков скрывать свои доходы, что способствует ускоренному совершенствованию налоговой системы, так как в основном именно страх последующей юридической ответственности является самым значимым обстоятельством, заставляющим платить налоги. Одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы России является обеспечение устойчивого сбора налогов.
Мобилизуемые средства в бюджет РФ в виде налогов и других обязательных платежей во многом зависят от четкого исполнения юридическими и физическими лицами налогового законодательства и других нормативных актов. Вследствие неуплаты налогов образуется диссонанс в бюджете, в результате чего не выполняются различные программы государства, нарушается финансирование обороноспособности страны, не выплачиваются пенсии, заработная плата государственных предприятий, страдает медицинская сфера. Эти факторы являются наиболее значимыми при оценке стабильности и финансовой самостоятельности государства. И это далеко не все проблемы, которые возникают из-за несовершенства налоговой системы.
В этой связи в настоящее время уделяется много внимания реформированию налогового администрирования с целью повышения эффективности работы налоговых органов. Обычно, рассматривая вопрос об эффективности какой-либо контрольной деятельности, прежде всего, имеют в виду адекватность достигнутых в процессе ее осуществления результатов намеченным целям, степень приближения результата к цели с одновременным учетом произведенных затрат.
Повышение результативности выездных налоговых проверок в 2012-2013 годах обусловлено введением новой системы сдачи отчетности организаций в электронном виде, совершенствованием автоматизированной системы отбора налогоплательщиков при планировании выездных проверок, использованием сведений о налогоплательщике из различных внешних источников. Одновременно с этим выросла результативность выездного контроля 2013 года, и, как следствие, результативность вышеназванных мероприятий стала в 2,5 раза меньше результативности выездного контроля.
Следовательно, увеличение количества проводимых проверок до прежнего уровня без снижения качества их проведения серьезно повысит результативность деятельности в области налогового контроля.
Следует повышать качество деятельности органов, в области регистрации вновь создаваемых юридических лиц. Нередко именно «уход в тень» сразу после создания организации не позволяет налоговым органам осуществить какие-либо меры по проверке данных лиц в будущем и в связи с этим сделать доначисления. В данный момент значительная часть юридических лиц не осуществляет никакой деятельности, сдавая «нулевые» отчеты в налоговые органы РФ или, что еще хуже, вообще не отчитываются и не заявляют о той деятельности, которую ведут.
К коренному перелому в этой ситуации может привести частичное изменение законодательства по примеру иностранных государств. Необходимо законодательно установить такие условия, чтобы создавать фиктивную организацию стало бы небезопасно для ее учредителей. Например, внесение поправки в Гражданский Кодекс РФ о расширении имущественной ответственности обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществах за пределы их уставного капитала в случае, если организация используется как «налоговое прикрытие» или как «заведомый банкрот». Это поможет вывести часть организаций на добросовестный путь функционирования.
Существует также и другой подход к решению данной проблемы. В частности, предлагается ввести норму, предоставляющую налоговым органам право приостанавливать правоспособность юридических лиц, которые не находятся по адресу, заявленному в регистрационных документах.