Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 17:27, курсовая работа
Все государственные органы, в том числе и налоговые, эффективно применяют контроль, поскольку он является основным элементом управления. Посредством контроля устанавливается достоверность данных о полноте, своевременности и эффективности выполняемого задания, а также законность операций и действий, осуществленных должностными лицами при выполнении задания, выявление внутренних резервов улучшения деятельности и устранения допущенных нарушений и недостатков в работе, включая привлечение к ответственности, допущенную халатность при выполнении установленных заданий.
Введение...................................................................................................................2
1 Роль налогового контроля в системе государственного управления
налогообложением.............................................................................................4
1.1 Значение налогового контроля в системе налогового
менеджмента..........................................................................................4
1.2 Виды и формы налогового контроля.................................................11
1.3 Объемы и результативность контрольной деятельности
налоговых органов РФ........................................................................15
2 Современные тенденции изменения налогового администрирования в
Российской Федерации....................................................................................21
2.1 Задачи налогового контроля в РФ на современном этапе...............21
2.2 Проблемы и недостатки налогового контроля.................................23
2.3 Совершенствование налогового администрирования в
Российской Федерации.......................................................................27
Заключение.............................................................................................................33
Список используемой литературы.......................................................................35
Следует отметить, что в России современные методы управления в области государственного налогового администрирования широкого применения не получили. Более того, национальные особенности не позволяют в полной мере копировать опыт зарубежных стран. Таким образом, предложения по совершенствованию должны опираться на достижения мировой теории и практики налогообложения, но при этом быть взвешенными и адаптированными к российской действительности.
Главная задача налогового администрирования состоит в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления им своих функций. Система государственного налогового администрирования находится в постоянном развитии. Изменения, происходящие в налоговом администрировании, обусловлены необходимостью приведения ее в соответствие требованиям уровня развития общественных и экономических отношений.
В Российской Федерации построение системы налогового администрирования прошло несколько этапов, сопровождающихся изменением прав и обязанностей налоговых органов. Как и в большинстве развитых стран мира, администрированием налогов с платежной ведомости в России (прежде всего, взиманием ЕСН) занимаются налоговые органы. И хотя органы местного самоуправления наделены правом за счет средств местного бюджета создавать муниципальную налоговую службу для сбора местных налогов, фактически этим правом еще никто не воспользовался.
За пределы полномочий налоговых органов в Российской Федерации практически выходит только взимание таможенных платежей.
Сейчас в России проходит административная реформа, направленная на повышение эффективности работы всего государственного аппарата. Один из ожидаемых результатов этой реформы – существенное изменению места и роли налоговых органов в финансовой системе государства. В соответствии с задачами административной реформы в ближайшее время изменятся и некоторые функции налоговых органов, а также принципы построения их организационной структуры. В этой связи полезным представляется изучение опыта зарубежных стран. На основе имеющихся данных систематизируем результаты анализа подчиненности налоговых органов министерству финансов и продемонстрируем принципы построения их организационной структуры.
В Российской Федерации действует единая централизованная система налоговых органов.
2.3 Совершенствование налогового администрирования в Российской Федерации
Нет необходимости доказывать, что успешность перехода экономики и общества к устойчивому развитию представляет собой доминирующую тенденцию мирового развития и в значительной степени определяется качеством построения налоговой системы, и эффективностью налогового администрирования в стране.
С точки зрения науки об управлении, государство как объект управления ничем не отличается в этом качестве от частной корпорации. Если правильно выбраны цели, известны имеющиеся средства и ресурсы, то остается лишь научиться эффективно применять эти средства и ресурсы. Основным финансовым ресурсом государства являются налоги, поэтому эффективное управление налогами можно считать основой государственного управления вообще.
Переход российской экономики от административно-командных к рыночным отношениям, потребовал введения современной налоговой системы и ее последующего реформирования в процессе становления. Введение налоговой системы было неизбежно и с точки зрения внутриэкономических отношений, поскольку государственная собственность на все предприятия и организации была заменена частной, кооперативной, акционерной, иностранной, смешанной и другими видами собственности. Данные преобразования потребовали проведение реформ.
При этом под налоговой реформой понимают комплексный процесс кардинальных преобразований налоговой системы (налоговых отношений), на основе масштабной перестройки действующей системы налогообложения и изменения механизма управления ею, с целью приведения ее в соответствие с новым содержание государственной налоговой политики.
Вместе с тем любые преобразования, процесс достаточно болезненный для всех субъектов, результат которых невозможно в полной мере предвидеть. Ответ здесь может быть дан только качественный, а не количественный.
Главной целью налоговых преобразований должно стать приведение налоговой системы и налогового администрирования, в соответствие с новыми потребностями социально-экономического развития страны и новым курсом налоговой политики.
По мере врастания нашей экономики в рынок, налоговой системе приходилось решать различные практические задачи. При переходе к рынку российская налоговая система эволюционирует, и прошла уже несколько этапов развития от момента возникновения и становления до существования в условия кризисной экономики, и последующей модернизации, внедрения инновационной экономики.
Следует отметить, слова заместителя министра финансов Российской Федерации Сергея Дмитриевича Шаталова данное в интервью журналу «Налоговые споры» — «Налоговая реформа, однажды начавшись, уже, по-видимому, никогда не закончится. Жизнь не стоит на месте, и налоговая система должна своевременно и гибко реагировать на постоянные изменения в экономике».
Налоговое администрирование и налоговая политика государства — взаимосвязанные факторы состояния социально-политической системы государства. Они взаимообусловлены, любые реформы в сфере налогообложения и фискальной системы в целом, всегда должны предусматривать эффективные механизмы налогового администрирования. Важнейшее звено налоговой реформы — это укрепление системы налогового администрирования, которое в итоге должно быть объединено в рамках одного органа, что значительно упростит положение честных налогоплательщиков и усилит государственное воздействие на неплательщиков налогов.
Хорошее налоговое администрирование — это хорошая реализация налоговой политики. Для проведения эффективной финансовой политики государству необходимо иметь систему налогового администрирования, механизм которого надежно обеспечивал бы налоговые поступления в бюджеты всех уровней (федерального, регионального и местного) и государственные внебюджетные фонды.
Важнейшим условием эффективности налогового администрирования выступает законодательное установление процедур по реализации норм взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков. Налоговое законодательство должно обеспечивать, с одной стороны, легкость, понятность и простоту уплаты налога с точки зрения налогоплательщика в противовес уклонению от налогообложения и осуществлению незаконной предпринимательской деятельности. С другой стороны — минимизацию затрат государства на содержание налоговых органов и осуществление всех элементов налогового администрирования.
Реформирование налоговых органов, проводимое в настоящее время в России, способствует повышению эффективности экономического развития налогового администрирования.
На что же в настоящее время направлены преобразования и изменения в сфере налогового администрирования, можно судить по повышению модернизации электронного документооборота и ИТ-технологий.
Так, с 2012 года заработал электронный сервис «проверь себя и контрагента» направленный на снижение налоговых рисков и возможности исключить недобросовестных контрагентов из нормальных гражданских правоотношений. На сегодняшний день таких сервисов уже больше 30 и одним из самых популярных является «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».
Более того, как говорится в официальном сообщении, размещенном на сайте ФНС России, «сегодня каждый налогоплательщик, использующий электронные сервисы ФНС России, может не посещать налоговую инспекцию, все свои вопросы он оперативно решает, используя Интернет. Налогоплательщики могут подавать в электронном виде налоговые декларации, счета-фактуры, акты совместной сверки, заявления о постановке на учет – всего более 40 документов, предусмотренных Налоговым кодексом РФ при взаимодействии Налоговой службы и налогоплательщиков». Как показывает современная тенденция, и сложившийся опыт данное направление будет только развиваться и совершенствоваться.
Официальный сайт ФНС России является наиболее популярным сайтом среди органов исполнительной власти в России, еженедельно его посещают более миллиона пользователей, при этом количество обращений к отдельным сервисам достигает миллиона в день.
Кроме того, начиная с конца 2013 года, в России началось успешное развитие нового метода налогового администрирования, направленного на реализацию партнерских взаимоотношений налоговых органов с налогоплательщиками. Данный метод получил название «горизонтального мониторинга» – это новый уровень общения с налогоплательщиками, позволяющий своевременно реагировать на осуществление операций с высокой степенью налоговых рисков.
Горизонтальный мониторинг – это один из новых подходов наряду с уже существующими методами налогового администрирования, при котором налогоплательщики, добровольно раскрывая налоговому органу информацию, имеют возможность согласовывать правила налогообложения сложных сделок и снижать бремя последующего налогового контроля.
Такой подход направлен, прежде всего, на возможность помочь наладить компании такой уровень внутреннего контроля, который позволяет правильно соблюдать законодательство о налогах и сборах.
Одновременно Федеральная налоговая служба в целях улучшения качества все больше переходит на электронное взаимодействие с налогоплательщиками, что значительно ускорить взаимодействие и сотрудничество. Так с 1 января 2014 года все налогоплательщики и налоговые агенты, на которых возложена обязанность подачи налоговой декларации по НДС, в обязательном порядке подают декларации по НДС в электронном виде по установленному формату по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
Кроме этого, с 2015 года введена обязанность расширенного декларирования операций, связанных с исчислением и уплатой НДС. В налоговой декларации по НДС будут отражаться сведения об операциях налогоплательщика из книги покупок и книги продаж, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур.
Указанные изменения дают возможность создать автоматизированный инструмент камерального контроля, по сопоставлению покупок и продаж различных организаций. Такой механизм позволит непосредственно после представления налоговой отчетности, выявлять и пресекать попытки мошеннического возмещения НДС из бюджета.
В свою очередь, упростится процесс камеральной налоговой проверки добросовестных налогоплательщиков. Исчезнет потребность в истребовании значительных объемов документов, поскольку подтверждение реальности и достоверности, указанных в декларации данных будет производиться автоматически.
Отдельно следует отметить о распоряжении Правительства Российской Федерации от 10.02.2014 № 162-р, которым утверждена дорожная карта «Совершенствование налогового администрирования», координатором которой назначена Федеральная налоговая служба.
«Дорожная карта» направлена на совершенствование и оптимизацию системы налогового администрирования, с созданием комфортных условий взаимодействия бизнеса и органов государственной власти, в части процедур подачи и формирования налоговой отчетности, а также усовершенствования принципов документооборота.
Целями «дорожной карты» являются сокращение временных и материальных затрат предпринимателей, на подготовку и представление налоговой отчетности, сближение правил налогового и бухгалтерского учета, повышение эффективности механизмов администрирования налога на добавленную стоимость, стимулирование перехода налогоплательщиков и налоговых органов на электронный документооборот, совершенствование администрирования специальных налоговых режимов.
Характерными показателями проводимых преобразований и инноваций в области налогового администрирования стали, показатели количества проводимых проверок, число которых снижается и одновременно их эффективности, и улучшении законности проведенных доначислений налогов и сборов, и уровнем взыскания данных доначислений.
При этом, как показывает тенденция, улучшение администрирования в результате использования и внедрения достижений современных технологий, будет способствовать снижению налоговых нагрузок и повышению собираемости налогов.
К настоящему времени в Российской Федерации в целом, закончено формирование основ современной налоговой системы. Тем не менее, характер современного этапа развития российской экономики характеризуется наличием множества специфических для этого этапа проблем. В этих условиях, проведенная в последние годы налоговая реформа, является лишь одной из составных частей реформ, направленных на повышение конкурентоспособной налоговой системы.
Налоговая политика государства в ближайшие годы (2015–2016 года) будет по-прежнему проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. В этой связи важнейшей задачей Правительства РФ, является создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе, в том числе с использованием инструментов и механизмов налогового администрирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении данной курсовой работы можно сказать, что цель раскрытия понятия и содержания налогового контроля, поставленная в ведении к данной работе, была достигнута.
Основные составляющие налогового контроля - его виды, формы и задачи на современном этапе были рассмотрены и подробно проанализированы.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: налоговый контроль один из важнейших и в настоящее время действенный способ предупреждения нарушений законодательства о налогах и сборах. Поэтому и к законодательству, и к осуществлению налогового контроля уделяется достаточно большое внимание: принимаются меры по повышению его эффективности, рассматриваются новые законопроекты для реформирования системы налогового администрирования, улучшения материально-технического и кадрового обеспечения налоговых органов и др. Все вышеуказанные меры направлены на минимализацию случаев нарушения законодательства о налогах и сборах, которые представляют собой действительную угрозу финансовой стабильности и экономической безопасности государства, провоцируют социальную напряженность и нестабильность в обществе.