Субъекты государственного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 07:03, курсовая работа

Краткое описание

Усиление государственного влияния выразилось, прежде всего, в увеличении штатной численности контрольных государственных органов. Можно отметить, что современное состояние государственного контроля Российской Федерации характеризуется многообразием видов, множеством органов, осуществляющих контроль, при значительных различиях в их правовом статусе, большим объемом законов и подзаконных нормативных актов, регламентирующих осуществление государственного контроля.

Содержание

Введение
1. Понятие и правовые аспекты государственного контроля….…..............6
2. Виды государственного контроля…….......................................................11
2.1. Президентский контроль...…................................................................14
2.2. Контроль органов исполнительной власти……………………..……19
2.3. Контроль органов законодательной власти……………………….…29
2.4. Судебный контроль……………………………………………………33
Заключение.........................................................................................................40
Список литературы..............................................

Вложенные файлы: 1 файл

Субъекты государственного контроля.doc

— 218.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Юридический институт

Кафедра Теории и истории государства и права, Административного права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Субъекты государственного контроля

 

Вахрушева Ольга Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель

Канд. юр. наук, доцент

_________ С.В. Ведяшкин

                                                             подпись

«___»_________ 2014г.

 

Студентка группы № 06103

________ О.С. Вахрушева

                                                                                      подпись

 

 

 

 

 

Томск 2014

Содержание.

 

Введение

1. Понятие и правовые аспекты государственного контроля….…..............6

2. Виды государственного контроля…….......................................................11

    2.1. Президентский контроль...…................................................................14

   2.2. Контроль органов исполнительной власти……………………..……19

   2.3. Контроль органов законодательной власти……………………….…29           

    2.4. Судебный контроль……………………………………………………33

Заключение.........................................................................................................40

Список литературы............................................................................................42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Проводимые в Российском государстве с начала 90-х годов прошлого века социально – экономические преобразования сопровождались противоречиями. Желание, как можно быстрее преодолеть их привело к тому, что государство, учитывая возрастающий спрос на государственные институты в экономике, стало усиливать свое организующее воздействие.

Усиление государственного влияния выразилось, прежде всего, в увеличении штатной численности контрольных государственных органов. Можно отметить, что современное состояние государственного контроля Российской Федерации характеризуется многообразием видов, множеством органов, осуществляющих контроль, при значительных различиях в их правовом статусе, большим объемом законов и подзаконных нормативных актов, регламентирующих осуществление государственного контроля.

Проблема контрольной функции государственных органов в научной литературе по теории государства и права не были предметом самостоятельного научного исследования. Вместе с тем, некоторые аспекты осуществления контрольной деятельности государства исследовались М. И. Байтиным, В. К. Бабаевым, В. П. Беляевым, В. Б. Бурцевым, С. А. Денисовым, Б. П. Елисеевым, А. Б. Зеленцовым, Н. М. Колосовой, Ф. М. Раяновым, Т. Н. Радько, И. С. Самощенко, И. Б. Шаховым, В. Е. Чиркиным.  Контрольная функция государственных органов является одной из основных функций в механизме реализации исполнительной власти.  
      Однако, условие эффективного функционирования системы субъектов государственного управления является точное исполнение норм права (законность) и соблюдение дисциплинарных требований. Законность и дисциплина взаимосвязаны: законность невозможна без соблюдения дисциплины. Для того, чтобы обеспечивать законность, необходимо пресекать и предупреждать нарушения закона, принимать меры к предупреждение способствующих правонарушениям условий, применять к правонарушителям меры воздействия. В этих целях система органов государственного управления должна подвергаться тщательному контролю. 

Хочется отметить, что за последние годы отношение к государственному контролю трансформировалось: от негативного, до позитивного. Государственный контроль отражает происходящее в жизни общества, государства, в праве, экономике и политической системе процессы и изменения в соответствии с механизмом управления.

Объектом исследования в курсовой работе является контрольная деятельность государственных органов и механизм реализации государственного контроля в Российской Федерации.

Предметом исследования в курсовой работе служат закономерности функционирования и развития государственного контроля государственных органов, практика его осуществления в Российской Федерации, а так же нормативные правовые акты, регулирующие организационные, управленческие отношения, возникающие по поводу деятельности субъектов обеспечивающих законность и дисциплину государственного управления.

Целью курсовой работы является теоретический анализ государственного контроля как контрольной деятельности государства, механизма его осуществления, а также теоретическое обоснование и выработка практических рекомендаций по совершенствованию организации государственного контроля. 

 В связи с определенной целью необходимо отметить следующие задачи курсовой работы:

1. Исследование теоретического понятия государственного контроля, его сущности, содержания, характерных признаков и принципов его осуществления;

2. Анализ осуществления государственного контроля в системе разделения властей президентом, законодательными, исполнительными и судебными органами государственной власти;

3. Выявление особенностей форм и методов осуществления контрольной деятельности государственных органов;

4. Обобщить фактический материал по теме;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и содержание государственного контроля.

 

Самое общее определение контроля дано в Словаре русского языка С.И. Ожегова, означающее проверку, а также наблюдение с целью проверки.1

Контроль охватывает наблюдение за разными участками и аспектами деятельности и принятие необходимых мер. Например, контроль за расходами включает в себя регулярное наблюдение за цифровыми данными о расходах, сравнение их с бюджетом, сметой или другими документами и принятие решений о сокращении или увеличении расходов, если такое расхождение будет признано наносящим вред предприятию. Так же, контроль можно рассматривать и как центральный компонент управления. Например, вряд ли какая-либо организация сможет функционировать без контроля более или менее продолжительное время: работники будут все делать по-своему (возможно, с наилучшими намерениями), и организация распадется на мелкие фрагменты, что сделает координацию деятельности невозможной.

Рядом ученых под контролем понимается целая система проверки и наблюдения всего процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров.

В.М. Манохин определяет контроль как метод, включающий три элемента:2 проверка фактического выполнения закона, иного нормативного или индивидуального предписания, распоряжения, задания, норматива, словом, всей деятельности подконтрольных органов и организаций; проверка путей и средств выполнения закона, иного правового предписания, задания, поручения, позволяющая оценить работу конкретных лиц со стороны действительно деловой, оценить, как достигнуты результаты, в том числе соблюдена ли законность; принятие мер в процессе контроля для оценки, исправления положения, устранения недостатков, поощрения или, наоборот,

наказания.

Ряд авторов рассматривает контроль как способ обеспечения законности и дисциплины. По мнению Ю.М. Козлова, при таком подходе к пониманию контроля в него включаются: наблюдение за функционированием соответствующего подконтрольного объекта; получение объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины; принятие мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины; выявление причин и условий, способствующих правонарушениям; принятие мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины.3

Профессор С.С. Алексеев подчеркивает, что государственный контроль проявляет себя как юридический организационное средство, предназначенное исключительно для обеспечения законности.4

Контроль может рассматриваться (применительно к отдельному решению) и как одна из стадий управленческого цикла. В самом управленческом цикле выделяются следующие стадии: выявление проблем, нуждающихся в разрешении, выработка и принятие решения, организация его исполнения, проверка его исполнения, подведение итогов. 
Следует отметить, что за всем этим разнообразным пониманием контроля невозможно не увидеть того главного, что объединяет все приведенные выше позиции, - его универсальный социально-правовой смысл. 
Контроль представляет собой систему действий по наблюдению, проверке протекающих в коллективах людей, в обществе, в государстве процессов, по выявлению фактического положения дел, сравнению полученных результатов с предварительно определенными целями, установленными нормами, стандартами и так далее, устранению выявленных недостатков и развитие достигнутых положительных результатов, преодоление оценке эффективности управляющего воздействия. Таким образом, контроль способствует защите конкретных ценностей и общественных отношений; обеспечивает их сохранение и прогрессивное изменение, утверждение и отрицательных отклонений от требуемого поведения и деятельности, соблюдение законности и дисциплины; оказывает положительное влияние на деятельность как объекта контроля, так и субъекта управления.

Следует отметить, что в официальных документах также дается определение государственного контроля. Например,  в пояснительной записке "К проекту Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора)" указано, что «государственный контроль (надзор) - одна из форм осуществления государственной власти, обеспечивающая соблюдение законов и других нормативно-правовых актов, издаваемых органами государства в пределах их компетенции».5

Согласно Конституции РФ единственным источником власти в РФ является народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.6 Эффективность осуществления народом своей власти через названные органы решающим образом зависит от уровня государственного контроля. При этом данный контроль в соответствии с Конституцией в любом случае остается государственным, поскольку и органы государственной власти, и органы местного самоуправления выступают формой единой государственной власти.

Что касается содержания государственного контроля, то он состоит из:

- наблюдения за функционированием подконтрольных объектов,

получения объективной информации о выполнении им правил и поручений, их состоянии. Формы сбора информации - изучение данных учета, отчетов, проверки документов, инвентаризации, ревизии, получение объяснений и др.;

- анализа собранной информации, выявления тенденций, причин, разработки  прогнозов;

- принятие мер по предотвращению  нарушений законности и дисциплины, вредных последствий, ущерба, несчастных случаев, нецелесообразных действий и расходов, и в том числе пресечения противоправной деятельности с целью недопущения вредных последствий, новых нарушений;

- учета конкретных нарушений, определения  их причин и условий;

- выявления виновных, привлечения их к ответственности. В отдельных случаях контролирующие органы вправе сами решить вопрос о дисциплинарной, материальной, уголовной ответственности виновных, в других - обязаны ставить вопросы об этом перед компетентными органами, должностными лицами.

Следует также отметить, что контроль как способ обеспечения законности характеризуется определенными признаками:

- между контролирующим органом (должностным лицом) и подконтрольным  объектом, как правило, существуют  отношения подчиненности или  подведомственности.

- объектом контроля является  законность и целесообразность  деятельности контролируемого, когда  контролирующий вправе вмешиваться  в текущую административно-хозяйственную  деятельность контролируемого.

- контролирующий часто наделяется  правом отменять решения контролируемого.

- контролирующий вправе применять  меры дисциплинарного воздействия  к контролируемому за допущенные  нарушения.

Основные требования, предъявляемые к контролю за законностью и дисциплиной в государственном управлении:

универсальность - охват контролем всех органов исполнительной власти и направлений их деятельности, оценка не только с точки зрения состояния законности и дисциплины, но также целесообразности, эффективности, оперативности;

постоянство - систематичность, повседневность, плановость контроля;

объективность - проведение контроля незаинтересованными лицами и организациями, получение достоверной информации;

действенность - направленность на улучшение работы подконтрольных объектов, устранение недостатков в их деятельности.

Информация о работе Субъекты государственного контроля