Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 21:49, практическая работа
В новых условияхсубъектами управлениягосударственной службой Российской Федерации являются (сверху вниз): народ, государство, государственные органы, государственно-политическая и государственно-административная элита, линейные руководители структурных подразделений государственных органов.
Отсутствие нормативной основы исключает какую-либо противоправность, наличие самого состава административного проступка. То или иное действие или бездействие становится противоправным лишь тогда, когда оно закреплено нормой права, и таковым оно будет вплоть до полной отмены нормы.
Однако одних нормативных оснований еще недостаточно для того, чтобы возникло конкретное правоотношение ответственности. Нормативные основания предполагают лишь ее возможность. Необходимы еще юридические факты, с которыми в правовой науке и связывается возникновение правоотношений. В реальной действительностифактическим основанием административной ответственности является состав административного правонарушения в совокупности с его признаками.
Процессуальным основанием признается составленный уполномоченным должностным лицом протокол об административном правонарушении, совершенным данным субъектом.
Иными словами, чтобы привлечь к ответственности лицо, виновное в совершении административного правонарушения, необходимо закрепить в законодательстве правило поведения и установить ответственность за его несоблюдение. В случае нарушения такого правила необходимо квалифицировать деяние согласно соответствующей норме закона и зафиксировать факт совершения проступка в процессуальном документе.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП, административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.
Исходя из определения, выделим основные признаки административного правонарушения.
1. Административное
Противоправность означает, что конкретное деяние запрещено административно-правовыми нормами под страхом ответственности, т.е. определенное лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действия, предписанного правовым актом. Данный признак реализуется в Особенной части КоАП, где перечислены общественно опасные деяния, являющиеся в настоящее время противоправными.
2. Важнейшим признаком
3. Административное
4. Административное
Реальное деяние только тогда считается административным проступком, когда оно содержит все закрепленные в законе признаки. В установленных законодательством случаях для признания деяния административным правонарушением необходимо наличие причинной связи между деянием и его неблагоприятными противоправными последствиями в виде причинения вреда здоровью, имуществу, природной среде и т.д.
Признаки административного правонарушения следует отличать от его юридического состава, поскольку в КоАП отсутствует понятие «состав административного правонарушения», это научно-логическая конструкция, вытекающая из содержания норм права об административных правонарушениях.
Состав правонарушения – совокупность закрепленных правовой нормой признаков (элементов) деяния, при наличии которых оно признается административным правонарушением. Каждый признак, установленный нормой права, является обязательным.
Элементами состава административного правонарушения являются объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Объектом правонарушения являются урегулированные и охраняемые нормами права общественные отношения.
Принято различать общий объект административного правонарушения, родовой и видовой.
Общим объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области государственного управления и регулируемые нормами административного права, а в ряде случаев – трудового, финансового, предпринимательского, банковского и других отраслей права. В качестве родового объекта административного проступка выступает совокупность однородных общественных отношений: права и свободы граждан, государственный и общественный порядок, собственность, установленный порядок управления и др. Исходя из родовых объектов посягательств, составы административных правонарушений сгруппированы по главам в Особенной части КоАП (например, гл.12 Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности).
Каждый конкретный проступок имеет видовой, непосредственный объект посягательства (общественная нравственность, честь, достоинство гражданина – при мелком хулиганстве; достоинство, здоровье гражданина – при умышленном причинении легкого телесного повреждения или побоев).
Объективная сторона заключается в совершении деяния, запрещенного нормами права. Конкретные признаки проявления действия или бездействия излагаются в соответствующе норме.
Наличие объективной стороны административного правонарушения законодатель ставит в зависимость от места (пограничная зона, общественное место), времени(ночное, запрещенное и т.п.), способа совершения деяния в прошлом, его систематичности.
Содержание объективной стороны может включать характер действия или бездействия – длящееся, оконченное правонарушение.
Длящимся называется действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на физическое или юридическое лицо законом, под угрозой административного взыскания. Длящееся правонарушение является единым независимо от продолжительности действия или бездействия. Начальным моментом такого проступка является действие или бездействие, после которого длительно не выполняется правовая обязанность. Моментом окончания правонарушения является его прекращение, привлечение виновного к ответственности или с наступлением событий, препятствующих дальнейшему совершению (ст.2.6 КоАП). К числу длящихся административных правонарушений относятся, например, уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 13.2); нарушение ветеринарных правил (ст.15.38); нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов (ст.16.8) и др.
Административное правонарушение признается оконченным с момента совершения деяния или с момента фактического наступления последствий, указанных в статьях Особенной части КоАП (ст.2.2).
Независимо от того, является правонарушение длящимся или нет, оно считается оконченным с момента, когда в деянии усматриваются все признаки состава правонарушения, предусмотренные законом. Длящиеся правонарушения обычно являются юридически оконченными (что определяет возможность привлечения к ответственности уже с этого момента) до их фактического прекращения, т.е. до момента завершения противоправного поведения.
Прекращение правонарушения имеет место, когда лицом уже не совершаются никакие противоправные действия либо правонарушение пресечено уполномоченным должностным лицом.
К числу квалифицирующих признаков правонарушения, которые также составляют важную часть характеристики его объективной стороны, относится повторность. Повторность – это совершение одним и тем же лицом двух или более правонарушений, предусмотренных одной и той же статьей КоАП. Повторность является обстоятельством, отягчающим административную ответственность (ст.7.3 КоАП).
Таким образом, объективная сторона состава административного правонарушения – это система, установленных нормами административного законодательства, специфических признаков, отражающих внешнюю сторону общественно вредного поведения и проявляющихся в прямой зависимости от времени, способа и места совершения конкретного противоправного деяния.
Субъектом административного проступка является тот, кто его совершил, лицо, в деянии которого имеется описанный в законе проступок.
Все признаки субъекта можно разделить на две группы:
Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности. При этом должностные лица подлежат административной ответственности не только за собственные действия или бездействия, но и за действия подчиненных работников, нарушающих соответствующие правила.
Находящиеся на территории Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами Республики Беларусь.
Вопрос об ответственности за административные правонарушения, совершенные на территории Республики Беларусь иностранными гражданами, которые согласно действующим законам и международным договорам пользуются иммунитетом от административной юрисдикции Республики Беларусь, разрешаются дипломатическим путем.
Субъектом административной ответственности в соответствии с действующим законодательством признаются и юридического лица.
Субъективная сторона административного правонарушения – это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Она включает в себя вину нарушителя, мотивы, которыми руководствовался субъект, и цели, которые он преследовал.
Субъективная сторона правонарушения всегда связана со способностью лица отвечать перед государством за противоправное деяние, с наличием вины в форме умысла или неосторожности.
Умысел предполагает, что лицо, совершившее правонарушение, сознавало противоправность своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало их наступления (прямой умысел) или сознавало противоправность своего деяния, предвидело его вредные последствия, не желало, но сознательно допускало их наступление либо относилось к ним безразлично (косвенный умысел) – ст.3.2 КоАП.