Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 10:54, контрольная работа
Современная теория государства различает два основных типа политических
режимов: демократический и антидемократический (тоталитарный).
Эта классификация восходит еще к Платону, выделявшему, помимо «наилучшего государства», тимократию (господство благородных воинов), олигархию (правление богатых семей), демократию и тиранию; последняя, если пользоваться современной терминологией, есть тоталитаризм.
Тимократия и олигархия были преодолены историей (первая ― полностью,
вторая ― частично).
Введение …………………………………………………………………….3
Типы политической системы……………………………………………….5
Сущность политических режимов…………………………………………6
Демократический режим……………………………………………………9
Антидемократический (тоталитарный) режим……………………………10
Авторитарный режим……………………………………………………….12
Заключение…………………………………………………………………..14
Список использованной литературы……………………………………….15
Содержание
Введение ………………………………………………………
Типы политической системы……………………………………………….5
Сущность политических режимов…………………………………………6
Демократический режим……………………………………………………9
Антидемократический (тоталитарный) режим……………………………10
Авторитарный режим………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….15
Введение
Современная теория государства различает два основных типа политических
режимов: демократический и антидемократический (тоталитарный).
Эта классификация восходит еще к Платону, выделявшему, помимо «наилучшего государства», тимократию (господство благородных воинов), олигархию (правление богатых семей), демократию и тиранию; последняя, если пользоваться современной терминологией, есть тоталитаризм.
Тимократия и олигархия были преодолены историей (первая ― полностью,
вторая ― частично). Демократический и тоталитарный режимы превратились ныне в господствующие формы. Их современное истолкование, конечно, отличается от платоновского. Государствоведческая мысль XX века противопоставляет тоталитаризм как воплощение политической реакции, демократии как политической форме, обеспечивающей прогресс, тогда как у Платона обе они суть формы
вырождения «наилучшего государства». Правда, платоновский эквивалент
современного тоталитарного режима – тирания - в этой градации занимает
последнее место и потому страдает наибольшей вырожденностью.
Общий ход процесса вырождения, по Платону, таков: «Наилучшее государство» - идеал, отличающийся стабильностью. Любые изменения ―
отступления от этого идеала. Тимократия отличается от него прежде всего
элементом нестабильности: некогда единый патриархальный класс расщепляется под воздействием конкуренции и собственнических интересов. «Скопление золота в кладовых у частный лиц губит тимократию, ― говорил Платон, - они прежде всего выискивают, на что бы его употребить, и для этого перетолковывают законы, мало считаясь с ними». Возникает конфликт между богатством и добродетелью. «Когда устанавливаются порядки, по которым к власти не допускаются те, у кого нет определенного имущественного ценза, побеждает олигархия, держащаяся на вооруженной силе или запугивании», т.е., как сказали бы мы сегодня, посредством политического насилия. Возникновение олигархии создает предпосылки для начала гражданской войны между беднейшими слоями населения и олигархиями. Социальная междоусобица, если в ней побеждают
бедняки, приводит к демократии, в результате чего противники изгоняются или уничтожаются, а остальные уравниваются в гражданском состоянии и возможностях занимать государственные должности. Устанавливается беззаконие, как следствие «царство свободы». Тирания ― незаконная власть одного ― является реакцией на истолкованную таким образом демократию.
Сравнение платоновской концепции политических режимов (государств) с современным государствоведением свидетельствует, что в ней содержатся в зародыше практически все элементы политической мысли, при помощи которых и сегодня формируются политические теории: и типология политических режимов (государств), и их историческая последовательность, и закономерности их смены, и формы перехода от одного типа государства к другому (например, революция, гражданская война), и даже указания на источники исторических изменений, среди которых Платон обозначает и то, что позднее марксисты назвали классовой борьбой.
Типы политической системы.
По характеру социальной среды можно выделить тоталитарные, либерально-демократические и переходные политические системы.
Тоталитарные политические
Для политических систем
Политическая система в распределительной
среде обеспечивает консервацию общественной
жизни и стагнацию общественных отношений.
Либерально-демократические
Для либерально-демократических политических
систем характерны:
— в экономической сфере - рыночные отношения,
наличие частной собственности, которые
обеспечивают экономической свободой
субъектов политических отношений;
— в сфере политических отношении — многопартийность,
плюрализм, приход к государственной власти
демократическим путем. Партии в такой
системе стремятся к завоеванию, удержанию
и использованию власти с учетом интересов
избирателей;
— приоритет личности, ее прав и свобод
над интересами коллектива. Индивид, его
права и свободы становятся выше коллективных
интересов;
— в сфере общественных отношении преобладают
правовые формы поведения людей;
— в сфере государственной жизни широко
используются демократические институты.
Для политической системы
Переходные политические
В таких системах плюрализм,
как правило, соседствует с
политической нетерпимостью, а
реформы сопровождаются
Сущность политических режимов
Термин «политический режим» появляется в научном обороте в 60-е гг. XX века. Категория «политический режим», по мнению некоторых ученых, в силу синтетического характера должна была рассматриваться в качестве синонима формы государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть исключен из состава формы государства, поскольку функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим.
Так, В. Н. Хропанюк разделяет понятия политического режима и государственного режима: «Формы государственного режима представляют собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе.
Политический режим - понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движения, клубы, союзы)». Дискуссии того периода дали начало широкому и узкому подходам к пониманию сущности политического (государственного) режима. Широкий подход относит политический режим к явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом. Узкий ― делает его достоянием лишь государственной жизни и государства, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и форму государственного устройства, а также формы и методы осуществления государством своих функций.
Политический режим
Политический режим тесно связан с формой государства, его значение которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) приводит обычно к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Это вызвано тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием.
Политический режим - характеристика не только (и даже может быть, не
столько!) государства, но и всей политической системы: отношения между людьми по поводу государственной власти и отношения людей с государственной властью, образующие содержание политического режима, разворачиваются именно в сфере политической системы. Поскольку последняя является одним из уровней гражданского общества, постольку глубинные социально-экономические и культурные основы этого общества обусловливают характер государства не непосредственно, а запечатлеваясь в особенностях политического режима как содержании политической системы.
Все составные части политической системы: политические партии, общественные организации, трудовые коллективы (а также и «внесистемные» объекты: церковь, массовые движения и т. п.) ― испытывают значительное влияние государства, его сущности, характера функций, форм и методов деятельности и т. д. Вместе с тем существует и обратная связь, поскольку и государство в значительной мере воспринимает воздействие общественно-политической «среды обитания». Это влияние распространяется, на форму государства, в частности на политический режим. Таким образом, для характеристики формы государства имеет важное значение политический режим как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком понимании (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни). В этой характеристике формы государства отражаются внеправовые или правовые способы осуществления власти, методы использования «материальных» придатков государства: тюрем, иных карательных учреждений, диктаторские или демократические приемы воздействия на население, идеологическое давление, обеспечение или, наоборот, нарушение свободы личности, защиты прав граждан, участия в народа, политических партий, мера экономической свободы, отношение
к тем или иным формам собственности и т. д.
Какие виды политических режимов существуют? Их очень много, поскольку на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, фактические полномочия государственных органов и юридические формы их деятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и стандарты жизни, и состояние экономики, формы классовой борьбы или классового сотрудничества. Существенное влияние на вид политического режима оказывают исторические традиции страны, а в более широком смысле ― своего рода общественно-политическая «атмосфера», складывающаяся подчас вопреки пожеланиям господствующего в государстве слоя или вразрез с директивными прогнозами. На вид политического режима может оказать воздействие и
международная обстановка. На разных исторических этапах формируются различные политические режимы, они неодинаковы в конкретных государствах одного и того же времени.
Политический режим, как правило, всегда является политико-правовым режимом и это обстоятельство нельзя упускать из виду. Определение политического режима всегда связано с тем, в каких правовых или антиправовых формах он предстает перед исследователем. Именно конкретная правовая система в содержании своих правоустановительных и правоприменительных актов, в организации политической и судебной власти, закрепленной роли армии и других характеристиках позволяет
достаточно точно определять вид политического режима, прогнозировать его
динамику. Вывод о неразрывной связи политического режима и его правовой формы, подкрепленной историческим анализом и теоретическим рассуждениями в рамках современного социального знания, имеет научное и практическое значение. По виду политического режима подчас обозначают и само государство, его природу, поскольку политический режим воплощает самые основные характеристики государственного властвования.
Таким образом, изучение методов и способов, с помощью которых государство управляет проживающими на его территории людьми, т. е. политического режима, становится также объективно необходимым для постижения формы (устройства) государства.
Теория государства в зависимости от тех или иных критериев выделяет виды
политических режимов, которые применялись в многовековой истории
государственности. Эти виды представляют собой широкий диапазон между
авторитарным и
Демократический режим
«Демократия» происходит от древнегреческого «DEMOS» - народ, и «CRUTOS» - власть. Народовластие - это одна из основных форм устройства
Информация о работе Типы политической системы. Политический режим: понятие, виды