Тоталитарное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 12:13, курсовая работа

Краткое описание

В ходе исторического развития совершенствовались и механизмы государственного воздействия, а полномочия властных аппаратов не¬уклонно росли. В феодальной Европе сохранялась автономия общин, союзов, цехов, ассоциаций, братств и т. д., государства мало вмеши¬вались в их внутреннюю жизнь.

Содержание

Вступление.
Основная часть
Исторические корни тоталитаризма.
Националистические движения
Психологические предпосылки тоталитаризма.
ХАРАКТЕРИСТИКА ТОТАЛИТАРИЗМА
Характеристика сталинистского режима.
Идеологические и политические парадигмы
Заключение.
Используемая литература.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

Идеологические  и политические парадигмы

Фашистская  и национал-социалистическая идеология  не имела единой научной основы и  теоретической целостности. Она  представляла из себя скорее причудливую смесь самых разнородных элементов: новейших индустриалистских проектов, древних иррациональных мифов, романтизации насилия и вождизма, соединения господства и бунтарства, активизма и покорности, волюнтаризма и нивелировки личности. Некоторые исходные положения фашистской доктрины были сформулированы Б.Муссолини, а затем развиты итальянскими и немецкими идеологами.

Отрицание гуманистической самоценности индивида (или группы индивидов подчинение человека абсолютному, тотальному целому — нации, государству, фашистской партии. Отдельный индивид признается лишь постольку, "поскольку он совпадает с государством, представляющим универсальное сознание и волю человека в его историческом существовании". Германские национал-социалисты также провозглашали, что "общая польза выше личной пользы".

Это служило обоснованием национализма. Растворяя личность в нации, ограничивая общественные проявления как "бесполезные и вредные" свободы, фашизм поощрял те черты, которые считал соответствующими природе человека. Такими "существенными" свободами объявлялась возможность беспрепятственной борьбы за существование, агрессия и частная экономическая инициатива. Провозглашалась первичность коллектива: нация представлялась "высшей личностью", государство — "неизменным сознанием и духом" нации, а фашистское государство — "высшей и самой мощной формой личности". В различных теориях сущность нации трактовалась соответственно традициям этих стран. Так, в итальянском фашизме главными признаками считались не столько этническая природа, раса или общая история, сколько "единое сознание" и "общая воля". Немецкие нацисты рассуждали о "расово-биологических факторах", о "народном сообществе людей немецкой крови и немецкого духа в сильном, свободном государстве". Фанатический расизм национал-социалистов был апогеем фашистского национализма. Они ратовали за "этническую чистоту", "расовую гигиену", объявили уничтожение "неполноценных" людей и народов способом обеспечить благосостояние своей нации.

Антиэгалитаризм или антисоциализм. Вождистская партийная диктатура вместо представительной демократии или общественного самоуправления. С точки зрения фашизма, "неравенство неизбежно, благотворно и благодетельно для людей". Как представительную демократию, так и общественное самоуправление фашисты обвиняли в "тирании числа", в ориентации на равенство и "миф прогресса", в слабости, неэффективности и "коллективной безответственности". Они провозгласили собственную доктрину "организованной демократии", поскольку подлинная власть народа — это реализация "национальной идеи" фашистской партией. Такая партия, "тоталитарно управляющая нацией", должна не выражать интересы отдельных социальных слоев или групп, а сливаться с государством, ведь только они вместе выражают "волю" и "дух" нации. Демократические волеизъявления в форме любых выборов, в том числе в самой партии, излишни. Соответственно принципу "вождизма", фюрер или дуче и их окружение, а затем и вожди более низких рангов концентрировали в себе "волю нации". Принцип принятия всех важных решений в "верхах" и бесправия "низов" официально считался оптимальным.

Вместе с тем проявлялось  стремление опираться на активность масс, индоктринированных фашистской идеологией. При посредстве разветвленной  сети корпоративных, социальных и воспитательных учреждений, массовых собраний, торжеств и шествий фашистское партийное государство стремилось преобразовать самую сущность человека, дисциплинировать его, захватить и полностью контролировать его дух, сердце, волю и разум, формировать его сознание, характер, воздействовать на его желания и поведение. Унифицированные пресса, радио, кино, спорт, искусство были целиком поставлены на службу фашистской пропаганде, призванной мобилизовывать массы на решение очередной задачи, определенной вождем.

Корпоративное "социальное государство" вместо классовой борьбы. Идея единства нации-государства — одна из краеугольных в идеологии фашизма. Интересы различных классов считались не антагонистичными, а взаимно дополняющими друг друга и подлежащими организации в рамках нового государства. Поэтому каждой социальной группе с общими экономическими задачами — как трудящимся, так и предпринимателям данной отрасли — надлежало образовать корпорацию. Социальное партнерство труда (работника) и капитала (предпринимателя) объявлялось основой производства в интересах нации. Труд, включая предпринимательскую и управленческую деятельность, — это "социальный долг", охраняемый государством, экономика рассматривалась как единое целое, а социальное партнерство обязывало "верности между предпринимателем и коллективом как между вождем и ведомыми для совместного труда, выполнения производственных задач и на благо народа и государства". Национал-социалисты ввели в Германии всеобщую трудовую повинность, а партийная программа провозглашала: "Первая обязанность каждого гражданина государства — трудиться духовно и физически ради общего блага".

Мелкособственнический "антикапитализм". Программы фашистских движений содержали набор положений, направленных против господства крупных собственников. Итальянские фашисты обещали в 1919 г. ввести прогрессивный налог, конфисковать 85% военных прибылей, передать землю крестьянам, установить 8-часовой рабочий день, обеспечить участие рабочих в управлении производством, национализировать некоторые предприятия. Германские национал-социалисты в 1920 г. требовали уничтожить "процентное рабство", финансовую ренту и прибыли монополий, ввести участие рабочих в прибылях предприятий, ликвидировать крупные универмаги, конфисковать "еврейский капитал" и доходы военных спекулянтов, огосударствить тресты.

В отличие от фашизма, марксистская идеология, исходя из традиций гуманизма Просвещения, социально-экономического и политического анализа капитализма, провозглашала задачу всестороннего освобождения трудящихся. Коммунистическое общество, основанное на принципах интернационализма, замены частной собственности общественной, а государства — самоуправлением людей труда, представлялось как "ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех". В то же время, опираясь на опыт буржуазных революций марксисты полагали, что и переход от капитализма к социализму сможет осуществиться вероятнее всего посредством насильственного революционного завоевания политической власти и переходного периода, когда государство временно (до его отмирания) примет авторитарную форм диктатуры пролетариата.

В итоге марксистская революционно-социалистическая идеология была вытеснена и заменена сталинистско-тоталитарной.

Новые властители СССР вовсе  не собирались создавать систему  свободного безгосударственного общественного самоуправления, хотя и продолжали объявлять это целью в очень далекой перспективе. Они именовали свои идеи "марксистско-ленинскими" лишь для того, чтобы подчеркнуть легитимность собственной власти. В действительности же утвердилась тотально-этатистская система, причем обоснование ее менялось в зависимости от политических потребностей, сталинизм сочетал в себе самые разнородные элементы: черты раннекапиталистического первоначального накопления, тоталитарность индустриалистского "общества-фабрики" и традиции восточного, "азиатского" деспотизма. Идеология и практика сталинизма, постепенно внедрявшиеся со времени "великого перелома", претерпели в своем развитии немало изменений. Стоит выделить лишь некоторые существенные элементы этой разновидности тоталитаризма.

Сталин обосновал и  внедрил в общественное сознание постулат о "Социализме в одной  стране", противопоставленный исходной интернационалистской установке на продвижение к социализму усилиями трудящихся всего мира. Это позволяло ему не только монополизировать роль теоретика, но и оправдывать свои действия в двух направлениях. Во-первых, он мог применять все более жесткие принудительные методы для индустриализации города и коллективизации деревни, как непременных предпосылок "построения социализма". Условия "закрытого общества" давали возможность нивелировать потребности на низком уровне. Во-вторых, становились возможными постепенное вытеснение идей интернационализма и подмена их "советским патриотизмом" и русским национализмом, подчинение интересов зарубежных коммунистов задаче укрепления и защиты СССР, как "отечества всех трудящихся", что особенно ярко проявилось в годы второй мировой войны. В послевоенные годы утвердился неприкрытый великодержавный шовинизм. Мотивы действий бюрократии были не расово-этническими, как у нацистов, а государственно-патриотическими. Она сделала ставку на самый крупный народ страны, видя в нем основу для консолидации государства. Поэтому было объявлено, что "великий русский народ" является наиболее "выдающейся нацией" из всех, входящих в состав Советского Союза, его "руководящей силой. Крайний этатизм вместо идеи отмирания государства. Сталинское государство сосредоточило в своих руках небывалую власть во всех сферах жизнедеятельности общества, которая обеспечивалась монопольной собственностью государства на землю, недра и средства производства, транспорта и коммуникаций, монополией внутренней и внешней политики, централизованным командным управлением экономикой. Непререкаемым диктатом в области образования, культуры, науки, агитации и пропаганды, репрессивным подавлением всех неформальных горизонтальных связей и любого инакомыслия. Оно воспринимало себя как вершину исторического прогресса человечества, как наиболее совершенный механизм оптимального и бескризисного управления всеми аспектами общественной жизни. Антиэгалитаризм вместо идеи преодоления классовых различий. Сталинизм изменил теорию классов и классовой борьбы, которую марксизм считал способной вскрыть пружины развития общества и государства. Он провозгласил ложный тезис об "обострении классовой борьбы" по мере "продвижения к социализму". Этот постулат использовался для неоднократно осуждавшейся марксистами принудительной экспроприации крестьянства под предлогом коллективизации и ликвидации кулачества как класса , для оправдания государственного терроризма. "Классовый подход" был объявлен единственным мерилом в политике, идеологии, психологии и морали. социальная иерархия и неравенство стали рассматриваться как естественные и справедливые.

Отрицание ценности человеческой личности (если речь не шла о личности вождя). Сталинизм воспринимал рядового человека как "колесико и винтик" советского государства — носителя разума и коллективного опыта. В  марксистской традиции было принято считать народные массы движущей силой истории и отодвигать на второй план действия личностей, как "обыкновенных", так и претендующих на роль "героев". Теперь же произошло смещение понятий. О народе по-прежнему много говорили, но все чаще подчеркивали, что народ нуждается в руководстве, и что только под водительством партии он на что-либо способен. Зато систематически внедрялся в сознание людей образ всезнающего и мудрого вождя. Сначала это делалось путем сакрализации умершего Ленина. Потом при помощи фальсификации истории революции и вытеснения из нее всех ближайших соратников Ленина была разработана идея о "двух вождях". После этого в обесчеловеченной истории остался один — "мудрейший из мудрых". .Восторжествовал типичный для тоталитаризма культ сильной личности, олицетворяющей сращение партии и государства.

Заключение.

. Военное поражение  фашистской Италии и национал-социалистической  Германии обусловило свержение  их режимов и восстановление структур парламентской демократии. Режимы в Испании и Португалии постепенно теряли тоталитарные черты, но лишь в 70-е годы перешли к парламентаризму. Вместе с тем военная победа СССР укрепила позиции тоталитарного режима и сталинистской идеологии, способствовала распространению их влияния, в том числе на страны Центральной и Юго-Восточной Европы. Обострение конфронтации с Западом послужило обоснованием ужесточения властных структур "реального социализма". Их кризис и начало демонтажа были отсрочены на десятилетия. В настоящее время тоталитаризм, как политический режим не действует ни в одной стране. Однако, это не даёт возможности рассматривать тоталитарное государство, только как объект изучения для историков и государствоведов. В последнее время в ряде европейских стран у государственного аппарата начали проявляться черты “предтоталитарности”, как то режим правления президента Лукашенко в Белоруссии или приход к власти националистов в Австрии и Франции. А это значит, что не все политики правильно восприняли опыт тоталитаризма, и далеко не все пути для его реставрации заблокированы.


Информация о работе Тоталитарное государство