Управление в области образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 08:57, курсовая работа

Краткое описание

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3
Глава I. Сущность и содержание понятийного аппарата
в сфере управления в области образования……………………………………..….....6
Глава II. Правовой статус и специфика организации управления
высшим и послевузовским профессиональным образованием……………..……...15
Список использованной литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

административное право к.р..doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования 
 

Санкт-Петербургский  государственный

инженерно-экономический  университет

 

 

 

Факультет права и  экономической безопасности

 

Контрольная работа

по  дисциплине: Административное право

 

на  тему:

Управление  в области образования

 

 

 

Санкт – Петербург

2011

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………..3

Глава I. Сущность  и   содержание   понятийного  аппарата

 в  сфере управления в области образования……………………………………..….....6

Глава II. Правовой статус  и специфика организации управления

высшим и  послевузовским профессиональным образованием……………..……...15

Список   использованной  литературы……………………………………………...20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное  развитие человека. В Российской Федерации  охраняются труд и здоровье людей, устанавливается  гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Учитывая,  что административное право  представляет   собой отрасль права, регулирующую общественные отношения в сфере управленческой деятельности органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований, в   частности  одной   из областей деятельности административного  права   считается управление в сфере социально-культурного строительства остановимся  на  ней  более   подробно.

Как   показывает  анализ  научной  литературы, социально-культурное строительство - сложная и специфическая сфера государственного управления. Она включает несколько отраслей, каждая из которых имеет ряд особенностей. Вначале некоторые общие заменания относительно характера, содержания и степени правовой урегулированности отраслей, составляющих социально-культурное строительство. Сам этот термин условен, хотя в течение длительного времени он использовался в конституциях и прочно укоренился в учебниках по административному праву.

По  мнению  специалистов   в   этой   сфере  деятельности, в связи с формированием в России рыночных отношений все больше проявляется тенденция к децентрализации управления отраслями данной сферы, возрастанию элементов самостоятельности, самоуправляемости  структур, предприятий и организаций, составляющих каждую из отраслей данной сферы. Что же касается законодательного и в целом правового регулирования каждой из них, то в настоящее время имеется пакет законодательных и иных юридических актов, регламентирующих статус этих отраслей. В целом в сферу социально-культурного строительства включаются следующие отрасли (области), являющиеся объектом правового регулирования и управления: образование, наука, культура, здравоохранение, труд и социальное развитие, печать, телерадиовещание и другие СМИ.

Представленная работа,  посвящена кругу вопросов,  связанных  с  анализом понятийного   аппарата, видов, форм, а так же   специфике управления в области образования.

В задачи исследования входило:

- рассмотрение понятийного   аппарата   сфере управления в области образования;

- исследование сущности и особенностей видов сферы управления в области образования;

- выявление   правового статуса  и специфики организации управления

высшим и  послевузовским  профессиональным образованием.

Для написания  контрольной работы стала законодательная   база   по  заданной  теме,  в   частности "КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ" от 10.07.1992 N 3266-1,ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА от 29.12.2006 N 258-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ",ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.08.1996 N 125-ФЗ (ред. от 13.02.2009) "О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ" (принят ГД ФС РФ 19.07.1996),"КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ" (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)(действующая редакция) ,ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.08.1996 N 125-ФЗ (ред. от 13.02.2009) "О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ" (принят ГД ФС РФ 19.07.1996), а так же ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА от 29.12.2006 N 258-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ".

Особый интерес  для более  детального  изучения заданной  темы   представляет  журнал "Вестник образования", поскольку   он   включает публикации нормативных и инструктивных актов, относящихся к сфере образования, а также регулярное информирование педагогической общественности о важнейших событиях в российской образовательной политике, о содержании и ходе модернизации образования. Основные материалы публикуются с комментариями министра образования и науки Российской Федерации и ведущих специалистов министерства, представителей Комитета по образованию и науке Государственной Думы, ЦК Профсоюза работников образования и науки. В новой рубрике журнала "Опыт регионов" представлены: интервью первых лиц региона (губернаторов, вице-губернаторов), статьи руководителей органов управления образованием, ректоров институтов повышения квалификации учителей, а также нормативные документы

В   процессе написания данной работы были рассмотрены и изучены труды таких ученых как, д-р юрид. наук, проф Б. Н. Габричидзе, д-р юрид. наук, доц. А. Г. Чернявский,  д-р юрид. наук, доц. А. Н. Ким-Кимэн, А.Е. Иваньков, Л.Л.Попов и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Сущность  и   содержание   понятийного аппарата в сфере управления в области образования

В  данной   главе   представленной  работы   более   подробно  будут  рассматриваться вопросы, связанные со спецификой  понятийного  аппарата в  сфере управления в области образования, а  так  же  сущностными  процессами  управления   в этой  сфере  деятельности.

 Правовые основы образования и его организации определены в Конституции Российской Федерации, федеральных законах, иных нормативных правовых актах.

Статья 43. Конституции  Российской Федерации устанавливает:

1.    Каждый имеет  право на образование.

2.   Гарантируются  общедоступность и бесплатность  дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на  конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4.  Основное общее  образование обязательно. Родители  или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация  устанавливает федеральные государственные  образовательные стандарты, поддерживает  различные формы образования  и самообразования [1, 25].

Как показывает анализ научной  и специальной литературы, образование представляет  собой  сложный и целенаправленный процесс, который включает различные виды обучения (образования) и образовательных учреждений.

Итак, согласно Статья 12 ФЗ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ" Образовательные учреждения определено, что

1. Образовательным  является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

2. Образовательное  учреждение является юридическим  лицом.

3. Образовательные  учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)).

Федеральное государственное  образовательное учреждение - образовательное учреждение, находящееся в федеральной собственности и финансируемое за счет средств федерального бюджета.

Действие законодательства Российской Федерации в области  образования распространяется на все  образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

(п. 3 в ред.  Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в  предыдущей редакции)

К ним относятся: общеобразовательные - начальные, основные, средние школы, лицеи, гимназии; начальное профессиональное образование - профессиональные училища и центры, профессиональные лицеи -центры непрерывного профессионального образования, учебно-курсовьккомбинаты, учебно-производственные центры, технические школы и др.; среднее специальное образование - техникумы, училища, колледжи, техникумы-предприятия (учреждения); высшее специальное образование - университеты, академии, институты, колледжи.

Исходя из п.4. Статьи 11 ФЗ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ» Государственные и негосударственные образовательные организации, различают:

 

4. К образовательным  относятся учреждения следующих  типов:

1) дошкольные;

2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

4) учреждения дополнительного образования взрослых;

5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2007 N 120-ФЗ)

(см. текст в  предыдущей редакции)

6) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

(см. текст в  предыдущей редакции)

7) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

8) учреждения дополнительного образования детей;

9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

5. Деятельность  государственных и муниципальных  образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

(см. текст в  предыдущей редакции) [ 2]

Важно  подчеркнуть, что  между этими образовательными учреждениями имеются существенные различия, определяемые уровнем и характером получаемого образования и установленные в типовых положениях об образовательных учреждениях.

Специальным комплексным  правовым актом, затрагивающим различные аспекты деятельности в области образования, является Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. в редакции Федеральных законов от 12 июля 1995 г., от 16 ноября 1997 г., от 20 июля 2000 г.

 В данной области  действуют и другие многочисленные  правовые акты Правительства  Российской Федерации, иных федеральных органов, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Среди них утвержденные Правительством Российской Федерации Положение о Министерстве образования Российской Федераций от 24 марта 2000 г.; Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, Типовые положения об учреждении начального профессионального образования, об общеобразовательном учреждении, об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации и др.; утвержденное Госкомвузом России Временное положение о лицензировании учреждений среднего, высшего, послевузовского

профессионального и  соответствующего дополнительного  образования в Российской Федерации  и т. д.

Образовательная деятельность осуществляется образовательными учреждениями. В зависимости от организационно-правовых форм они подразделяются на государственные, муниципальные и частные, т.е. негосударственные, но не относящиеся к муниципальным.

Отметим  так  же,  что  образовательный процесс осуществляется в учреждениях нескольких типов: дошкольных; общеобразовательных (начального общего, общего основного, среднего (полного) общего образования); начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования и послевузовского профессионального образования; дополнительного образования взрослых; дополнительного образования детей; специальных (коррекционных) учебных заведений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и др [6, 310].

Процесс развития организационно-правовых форм образования прошел за последние годы определенную эволюцию. Длительное время федеральными органами управления в этой области являлись Министерство образования Российской Федерации и Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию.

Информация о работе Управление в области образования