Управление в области образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 08:57, курсовая работа

Краткое описание

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3
Глава I. Сущность и содержание понятийного аппарата
в сфере управления в области образования……………………………………..….....6
Глава II. Правовой статус и специфика организации управления
высшим и послевузовским профессиональным образованием……………..……...15
Список использованной литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

административное право к.р..doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г. № 1177 на их базе было образовано Министерство общего и профессионального образования России. В 1999 г. данное Министерство было переименовано в Министерство образования РФ (Указ Президента РФ от 25 мая 1999 г. № 651) [6, 311].

В Российской Федерации  функционируют разнообразные исполнительные органы, являющиеся ведомственными по своему характеру и осуществляющие в соответствии со своим профилем управление подведомственными образовательными учреждениями. Это Министерства обороны, внутренних дел, путей сообщения, здравоохранения, иностранных дел.

В их компетенции находятся:

-разработка и реализация целевых федеральных и международных программ в области образования;

-разработка государственных образовательных стандартов и установление эквивалентности (нострификация) документов об образовании;

-государственная аккредитация образовательных учреждений, содействие их общественной аккредитации;

-установление порядка аттестации педагогических работников образовательных учреждений различных типов и видов;

-формирование структуры системы образования;

-разработка перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;

-прямое финансирование деятельности учрежденных ими образователь-шх учреждений;

-разработка государственных нормативов финансирования образова-ельных -учреждений, а также материально-технической обеспеченности оснащенности образовательного процесса;

-контроль исполнения законодательства в области образования, государственных обязательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования[10, 77].

Министерство образования  РФ (Минобразование России), согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. № 258, является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области образования, научной и научно-технической деятельности учреждений среднего и высшего профессионального образования, научных и иных организаций системы образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, а также координирующим в установленном порядке деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти.

В задачи Минобразования входят:

-осуществление государственной политики в сфере образования, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционных прав граждан России на получение образования и удовлетворения потребностей государства и общества в работниках квалифицированного труда;

разработка системы  управления и координации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в учреждениях и организациях системы образования;

реализация государственной  кадровой политики в области образования и научной деятельности в системе образования;

разработка и утверждение  федеральных требований к содержанию образования;

создание системы оценки деятельности образовательных учреждений;

совершенствование организационно-экономического механизма функционирования сферы образования и др[9,51].

 

В соответствии с возложенными на него задачами Минобразование России:

-реализует федеральные целевые программы в области образования;

-разрабатывает с участием других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, образовательных учреждений и организаций системы образования, общественных объединений федеральные целевые, межгосударственные и межведомственные программы и проекты в области образования и научной деятельности в системе образования;

-организует работу по формированию целевых программ разработки и производства учебной техники, пособий и оборудования для образовательных учреждений, формирует программы научно-исследовательских работ в этой области и обеспечивает их реализацию;

-разрабатывает типовые положения об образовательных учреждениях, разрабатывает и утверждает типовые положения о филиалах государственных учреждений высшего и среднего профессионального образования и порядок их организации;

-обеспечивает контроль за реализацией законодательства в области образования, научной деятельности в системе образования и аттестации научных и научно-педагогических работников;

-определяет с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти перечень профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях;

-координирует деятельность государственных образовательных учреждений независимо от их ведомственной принадлежности по вопросам определения объемов и структуры подготовки специалистов, а также определяет порядок организации их подготовки по профессиональным образовательным программам (направлениям, специальностям);

устанавливает порядок  приема граждан в государственные учреждения среднего и высшего профессионального образования и перевода обучающихся из одного учебного заведения в другое;

-определяет в пределах своей компетенции перечень учебной и учебно-методической литературы для образовательных учреждений, обеспечивающий реализацию федеральных компонентов государственных образовательных стандартов, разрабатывает и утверждает долгосрочные и краткосрочные программы выпуска учебной и учебно-методической литературы, технических и других средств обучения;

-участвует совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в формировании и реализации государственной научной и научно-технической политики, способствующей сохранению и развитию научного потенциала системы образования, взаимодействию высшей школы, фундаментальной и прикладной науки, повышению качества образовательного процесса;

-организует разработку государственных образовательных стандартов и утверждает их федеральные компоненты, устанавливает федеральные требования к содержанию образования и разработке общеобразовательных программ и профессиональных образовательных программ;

-осуществляет совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации государственный контроль за качеством образования; осуществляет лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации[7].

Важно  подчеркнуть, что  согласно Статье 28.1. Полномочия Российской Федерации в области образования, переданные для осуществления органам  государственной власти субъектов  Российской Федерации (введена Федеральным законом от 29.12.2006 N 258-ФЗ (ред. 01.12.2007))

Итак,

6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования:

1) вправе принимать  нормативные правовые акты по  вопросам осуществления переданных  полномочий, а также устанавливать  в случае необходимости целевые  прогнозные показатели осуществления  переданных полномочий;

2) согласовывает  назначение на должность руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;

3) в случаях,  установленных федеральными законами, готовит и вносит для принятия  решения в Правительство Российской  Федерации предложения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

4) по результатам  ежегодного доклада об осуществлении  органами государственной власти  субъектов Российской Федерации  переданных полномочий готовит предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области образования [2].

 

А  так  же исходя   из п.7. ст. 28  Закона РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования:

1) осуществляет надзор за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене указанных нормативных правовых актов или о внесении в них изменений;

2) осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом проведения проверок соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также указанных в пункте 1 статьи 28.1 настоящего Закона образовательных учреждений и правом выдачи обязательных для исполнения предписаний:

об устранении выявленных нарушений;

о привлечении  должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а также должностных лиц образовательных учреждений, указанных в пункте 1 статьи 28.1 настоящего Закона, к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации;

об отстранении  от должности должностных лиц  органов исполнительной власти субъектов  Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а также должностных  лиц образовательных учреждений, указанных в пункте 1 статьи 28.1 настоящего Закона;

3) согласовывает  структуру органов исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации, осуществляющих переданные  полномочия;

4) издает методические  рекомендации и обязательные для исполнения инструктивные материалы по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий;

5) устанавливает  требования к содержанию и  формам отчетности, а также порядок  представления отчетности об осуществлении переданных полномочий;

6) анализирует  причины выявленных нарушений  при осуществлении переданных  полномочий, принимает меры по  их устранению;

7) представляет  в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, ежегодный доклад об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий.

8. Высшее должностное  лицо субъекта Российской Федерации  (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):

1) назначает  на должность руководителей органов  исполнительной власти субъекта  Российской Федерации, осуществляющих  переданные полномочия, по согласованию  с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

2) утверждает  по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, структуру органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;

3) самостоятельно  организует деятельность по осуществлению  переданных полномочий в соответствии  с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами, предусмотренными пунктами 6 и 7 настоящей статьи;

4) обеспечивает  своевременное представление в  федеральный орган исполнительной  власти, осуществляющий функции  по контролю и надзору в  сфере образования:

ежеквартального отчета о расходовании предоставленных субвенций, о достижении целевых прогнозных показателей в случае их установления;

экземпляров нормативных  правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам переданных полномочий;

сведений (в том  числе баз данных), необходимых  для формирования и ведения федеральных  баз данных по вопросам контроля и  надзора в сфере образования;

иных документов и информации, необходимых для  контроля и надзора за полнотой и  качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий [2].

Согласно  п. 9. этой  же  статьи, определяется,  что  контроль за расходованием средств на осуществление переданных полномочий осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, Счетной палатой Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Правовой статус  и организация управления высшим и  послевузовским  профессиональным образованием

В  данной  главе  представленной работы обратимся к  кругу вопросов, связанных со спецификой высшего и послевузовского профессионального образования. 

Согласно   закону ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.08.1996 N 125-ФЗ (ред. от 13.02.2009) "О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ" (принят ГД ФС РФ 19.07.1996) составная и в то же время организационно обособленная часть системы образования в ее широком и развернутом понимании.

Высшее и послевузовское профессиональное образование является наиболее высокой формой, ступенью системы государственного образования в целом.

Информация о работе Управление в области образования