Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 08:57, курсовая работа
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Введение…………………………………………………………………………………..3
Глава I. Сущность и содержание понятийного аппарата
в сфере управления в области образования……………………………………..….....6
Глава II. Правовой статус и специфика организации управления
высшим и послевузовским профессиональным образованием……………..……...15
Список использованной литературы……………………………………
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г. № 1177 на их базе было образовано Министерство общего и профессионального образования России. В 1999 г. данное Министерство было переименовано в Министерство образования РФ (Указ Президента РФ от 25 мая 1999 г. № 651) [6, 311].
В Российской Федерации
функционируют разнообразные
В их компетенции находятся:
-разработка и реализация целевых федеральных и международных программ в области образования;
-разработка государственных образовательных стандартов и установление эквивалентности (нострификация) документов об образовании;
-государственная аккредитация образовательных учреждений, содействие их общественной аккредитации;
-установление порядка аттестации педагогических работников образовательных учреждений различных типов и видов;
-формирование структуры системы образования;
-разработка перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;
-прямое финансирование деятельности учрежденных ими образователь-шх учреждений;
-разработка государственных нормативов финансирования образова-ельных -учреждений, а также материально-технической обеспеченности оснащенности образовательного процесса;
-контроль исполнения законодательства в области образования, государственных обязательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования[10, 77].
Министерство образования РФ (Минобразование России), согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. № 258, является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области образования, научной и научно-технической деятельности учреждений среднего и высшего профессионального образования, научных и иных организаций системы образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, а также координирующим в установленном порядке деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти.
В задачи Минобразования входят:
-осуществление государственной политики в сфере образования, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционных прав граждан России на получение образования и удовлетворения потребностей государства и общества в работниках квалифицированного труда;
разработка системы
управления и координации научно-
реализация государственной кадровой политики в области образования и научной деятельности в системе образования;
разработка и утверждение федеральных требований к содержанию образования;
создание системы оценки деятельности образовательных учреждений;
совершенствование организационно-экономического механизма функционирования сферы образования и др[9,51].
В соответствии с возложенными на него задачами Минобразование России:
-реализует федеральные целевые программы в области образования;
-разрабатывает с участием других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, образовательных учреждений и организаций системы образования, общественных объединений федеральные целевые, межгосударственные и межведомственные программы и проекты в области образования и научной деятельности в системе образования;
-организует работу по формированию целевых программ разработки и производства учебной техники, пособий и оборудования для образовательных учреждений, формирует программы научно-исследовательских работ в этой области и обеспечивает их реализацию;
-разрабатывает типовые положения об образовательных учреждениях, разрабатывает и утверждает типовые положения о филиалах государственных учреждений высшего и среднего профессионального образования и порядок их организации;
-обеспечивает контроль за реализацией законодательства в области образования, научной деятельности в системе образования и аттестации научных и научно-педагогических работников;
-определяет с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти перечень профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях;
-координирует деятельность государственных образовательных учреждений независимо от их ведомственной принадлежности по вопросам определения объемов и структуры подготовки специалистов, а также определяет порядок организации их подготовки по профессиональным образовательным программам (направлениям, специальностям);
устанавливает порядок приема граждан в государственные учреждения среднего и высшего профессионального образования и перевода обучающихся из одного учебного заведения в другое;
-определяет в пределах своей компетенции перечень учебной и учебно-методической литературы для образовательных учреждений, обеспечивающий реализацию федеральных компонентов государственных образовательных стандартов, разрабатывает и утверждает долгосрочные и краткосрочные программы выпуска учебной и учебно-методической литературы, технических и других средств обучения;
-участвует совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в формировании и реализации государственной научной и научно-технической политики, способствующей сохранению и развитию научного потенциала системы образования, взаимодействию высшей школы, фундаментальной и прикладной науки, повышению качества образовательного процесса;
-организует разработку государственных образовательных стандартов и утверждает их федеральные компоненты, устанавливает федеральные требования к содержанию образования и разработке общеобразовательных программ и профессиональных образовательных программ;
-осуществляет совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации государственный контроль за качеством образования; осуществляет лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации[7].
Важно подчеркнуть, что
согласно Статье 28.1. Полномочия Российской
Федерации в области
Итак,
6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования:
1) вправе принимать
нормативные правовые акты по
вопросам осуществления
2) согласовывает назначение на должность руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;
3) в случаях,
установленных федеральными
4) по результатам
ежегодного доклада об
А так же исходя из п.7. ст. 28 Закона РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования:
1) осуществляет надзор за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене указанных нормативных правовых актов или о внесении в них изменений;
2) осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом проведения проверок соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также указанных в пункте 1 статьи 28.1 настоящего Закона образовательных учреждений и правом выдачи обязательных для исполнения предписаний:
об устранении выявленных нарушений;
о привлечении
должностных лиц органов
об отстранении
от должности должностных лиц
органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, осуществляющих
переданные полномочия, а также должностных
лиц образовательных
3) согласовывает
структуру органов
4) издает методические рекомендации и обязательные для исполнения инструктивные материалы по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий;
5) устанавливает требования к содержанию и формам отчетности, а также порядок представления отчетности об осуществлении переданных полномочий;
6) анализирует причины выявленных нарушений при осуществлении переданных полномочий, принимает меры по их устранению;
7) представляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, ежегодный доклад об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий.
8. Высшее должностное
лицо субъекта Российской
1) назначает
на должность руководителей
2) утверждает по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, структуру органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;
3) самостоятельно
организует деятельность по
4) обеспечивает
своевременное представление в
федеральный орган
ежеквартального отчета о расходовании предоставленных субвенций, о достижении целевых прогнозных показателей в случае их установления;
экземпляров нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам переданных полномочий;
сведений (в том числе баз данных), необходимых для формирования и ведения федеральных баз данных по вопросам контроля и надзора в сфере образования;
иных документов и информации, необходимых для контроля и надзора за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий [2].
Согласно п. 9. этой же статьи, определяется, что контроль за расходованием средств на осуществление переданных полномочий осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, Счетной палатой Российской Федерации.
Глава II. Правовой статус и организация управления высшим и послевузовским профессиональным образованием
В данной главе представленной работы обратимся к кругу вопросов, связанных со спецификой высшего и послевузовского профессионального образования.
Согласно закону ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.08.1996 N 125-ФЗ (ред. от 13.02.2009) "О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ" (принят ГД ФС РФ 19.07.1996) составная и в то же время организационно обособленная часть системы образования в ее широком и развернутом понимании.
Высшее и послевузовское профессиональное образование является наиболее высокой формой, ступенью системы государственного образования в целом.