Участники производства по делам об административных правонарушениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 18:07, реферат

Краткое описание

Административные производства - совокупность административно-процессуальных норм, регламентирующих порядок рассмотрения и разрешения однородных групп управленческих дел.
Управленческие процедуры распространяются не только на отношения, что регулируются различными отраслями права, но реализуются через государственную исполнительную деятельность. Эта особенность административно-процессуальной деятельности объясняет многочисленность административных производств, поскольку административный процесс обслуживает отрасли права, которые не имеют своих процессуальных форм.

Содержание

Введение....................................................................................................3
1. Понятие административного производства и их виды.......................4
2.Задачи и принципы производства по делам об административных нарушениях......................................................................................................6
3.Участники производства по делам об административных правонарушениях............................................................................................11
Заключение.................................................................................................18
Список использованной литературы....................................................19

Вложенные файлы: 1 файл

админ право реферат - копия.docx

— 36.09 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение....................................................................................................3

1. Понятие административного  производства и их виды.......................4

2.Задачи и принципы производства по делам об административных нарушениях......................................................................................................6

3.Участники производства по делам об административных правонарушениях............................................................................................11

Заключение.................................................................................................18

Список использованной литературы....................................................19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Административные производства - совокупность административно-процессуальных норм, регламентирующих порядок рассмотрения и разрешения однородных групп управленческих дел.

Управленческие процедуры  распространяются не только на отношения, что регулируются различными отраслями  права, но реализуются через государственную  исполнительную деятельность. Эта особенность административно-процессуальной деятельности объясняет многочисленность административных производств, поскольку административный процесс обслуживает отрасли права, которые не имеют своих процессуальных форм.

Актуальность темы состоит  в том, что вопрос о видах административных производств, представляет значительный интерес, прежде всего, с позиций  практического применения административно-процессуальных норм. Как известно, в административном порядке разрешаются дела по применению соответствующих правовых норм почти  всех отраслей материального права, за исключением уголовного.

Эта особенность административно-процессуальной деятельности предопределяет и многообразие административных производств, если подразделить их, исходя из специфики регулируемых общественных отношений.

Цель: определить понятие, задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях в системе административно-процессуального права.

Задачи:

1. Дать определение понятию  и видам административного производства;

2. определить задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях в системе административно-процессуального права.

1. Понятие административного  производства и их виды

 

 Административное производство  является частью административного  процесса. В частности административное  производство - это процедура разрешение  административных споров. Выделяются  следующие виды административных  производств: по делам об административных  правонарушениях, дисциплинарное  производство, производство по жалобам,  заявлениям, обращениям граждан.  Признавая административное производство частью административного процесса, Д.Н. Бахрах определяет его как «особый вид административной деятельности по разрешению дел определенной категории, на основе общих и специальных процессуальных норм» и предлагает следующую классификацию видов производств: в административно-правотворческом процессе: по принятию актов Правительством Российской Федерации; по принятию актов центральными федеральными органами исполнительной власти; по принятию указов и других актов главами исполнительной власти субъектов Федерации и др.

 В административно-правонаделительном процессе: по комплектованию личного состава; по распределению ресурсов; по выдаче разрешений; по регистрации; надзорные и др.

 В административно-юрисдикционном процессе: по жалобам граждан; по делам об административных правонарушениях; дисциплинарное; исполнительное; по применению мер административного пресечения.

В классификации В.Д. Сорокина выделяются следующие виды административных производств:

1. Производство по принятию нормативных актов государственного управления;

2.  Производство по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций о реализации принадлежащих им прав в сфере государственного управления;

3. Производство по административно-правовым жалобам и спорам;

4. Производство по организационным делам в аппарате государственного управления;

5. Производство по делам о поощрениях в сфере государственного управления;

6. Производство по делам о применении принудительных мер в сфере государственного управления.

В качестве основания своей  классификации В.Д. Сорокин использовал  характер индивидуально-конкретных дел, то есть комплекс наиболее существенных свойств, присущих данной группе дел  и требующих в связи с этим специфической процедуры их разрешения

Являясь сторонником трактовки  административного процесса как  юрисдикционной деятельности, М.Я. Масленников выделяет три вида производств в сфере административной юрисдикции: производство в органах административной юрисдикции первой инстанции; ускоренное; в органах административной юрисдикции второй инстанции. Эти производства он называет общими, дополнительно уточняя, что они осуществляются в отношении граждан (физических и должностных лиц) по правилам КоАП. Кроме того, М.Я. Масленниковым выделяются особые виды производств. К ним он относит производства в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляемые на основе специальных нормативных правовых актов по делам о нарушениях: 1) таможенных правил; 2) земельного законодательства (осуществляется органами по земельным ресурсам и землеустройству); 3) земельного законодательства (осуществляется органами охраны природных ресурсов); 4) земельного законодательства (осуществляется органами Госстроя); 5) лицензионной деятельности на транспорте (осуществляется органами Ространсинспекции); 6) правил дорожного движения (осуществляется органами ГИБДД); 7) санитарных правил; 8) в области строительства; 9) антимонопольного законодательства; 10) прав потребителей; 11) законодательства о рекламе; 12) правил сертификации и стандартизации; 13) правил рыбоохраны; 14) прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг; 15) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; 16) в отношении юридических лиц за нарушения законодательства о выборах и референдумах и, наконец, 17) производство по делам о нарушении налогового законодательства.

 

2. Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях

 

Производство по делам  об административных правонарушениях, являясь составной частью административного  процесса, имеет свою структуру, образуемую совокупностью стадий, характеризующихся  функциональной специфической направленностью, относительной самостоятельностью и логической завершенностью. Оно  осуществляется на основе общих принципов  административного процесса. Наряду с этим в данном производстве уполномоченными  на то органами и должностными лицами               административной                     юрисдикции         реализуются общеюрисдикционные   принципы,   имеющие свою специфику, обусловленную административно-правовой природой возникающих правоотношений, регулируемых административно-процессуальными нормами.

В числе таких принципов  следующие:

- законности;

- оперативности;

- непосредственности;

-  равенства всех граждан  перед законом и органом, рассматривающим  дело;

- публичности;

- гласности;

- состязательности;

- национального языка  производства;

- объективной истины;

- двустепенности;

- диспозитивности;

- устности

Краткая правовая характеристика их сущности может быть представлена следующим образом.

1.  Принцип законности  находит свое выражение в том,  что применение мер административного  принуждения допустимо только  на основаниях и в порядке,  установленным законом. Это значит, что такие меры могут быть  применены только к лицам, виновным  в совершении противоправных  деяний, за которые предусмотрена  административная ответственность.  При этом административные взыскания   могут   быть   наложены   только   компетентными   органами (должностными лицами) с соблюдением  материально-правовых и процессуально-правовых  норм. Эти кардинальные положения  подкрепляются четким указанием  закона на то, что соблюдение  требований закона при применении  мер административного взыскания  обеспечивается систематическим  контролем вышестоящих органов  и должностных лиц, прокурорским  надзором, правом обжалования постановлений  (ст. 30.1 КоАП РФ).

2.  Принцип оперативности  связывается с краткостью материально-правовых  и процессуально-правовых сроков  в сфере административной юрисдикции. В числе таковых срок давности  наложения административного взыскания  (не позднее двух месяцев со  дня совершения или обнаружения  правонарушений - п.1  ст.4.5 КоАП РФ). КоАП РФ установил краткие сроки рассмотрения дел - одни сутки, трое, пять и семь суток со дня поступления в соответствующий орган дела. Во всяком случае, дело подлежит рассмотрению в 15-дневный срок (п.1 ст 29.6 КоАП РФ ).

КоАП РФ предусматривает также краткие сроки исполнения постановлений о применении административных взысканий (15 дней для добровольного исполнения взысканий имущественного характера). Постановления судей подлежат немедленному исполнению (п.1 ст. 32.8 КоАП РФ).

3.  Принцип непосредственности  в производстве по делам об  административных правонарушениях  характеризуется тем, что разбирательство  производится устно, но при  этом все процессуальные действия  фиксируются. Составляется протокол  об обнаружении проступка (ст. 28.5 КоАП РФ). В протоколах фиксируются объяснения привлекаемых к ответственности лиц и других участников производства (ст. 28.2 КоАП). Объявляется подлежащее рассмотрению дело, и разъясняются права и обязанности участникам разбирательства.

Реализации принципа непосредственности способствуют установленные законом  права и обязанности участников процесса (ст. 25.1-25.11 КоАП РФ).

4.  Принцип равенства  перед законом и органом, рассматривающим  дело, всех граждан, независимо  от происхождения, социального  и имущественного положения, расовой  и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения  к религии, рода и характера  занятий, места жительства и  других обстоятельств, сформулирован  в ст. 19 Конституции РФ и закреплен  ст. 1.4 КоАП РФ.

5.  Принцип публичности  находит свое проявление в  том, что применение законодательства  об административных правонарушениях  осуществляется в интересах государства,  от имени государства и органами (должностными лицами), уполномоченными  на это государством. Так, меры административной ответственности за правонарушение устанавливаются законодательными органами государства (ст. 2.1 КоАП РФ); применение мер административного воздействия производится только уполномоченными на то государством органами и должностными лицами в пределах их компетенции и в точном соответствии с законодательством; перечень органов и должностных лиц, правомочных рассматривать дела об административных правонарушениях, установлен законом (ст. 23.2 - 23.61 КоАП РФ).

6.  Принцип гласности  проявляется прежде всего в том, что все дела об административных правонарушениях рассматриваются открыто, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц (ст. 24.3 КоАП РФ)

7.  Принцип состязательности  проявляется в том, что лица, привлеченные к административной  ответственности, и потерпевшие,  а также их представители, адвокат,  прокурор наделены равными процессуальными  правами и свободны в выборе  предусмотренных законом доказательств  и средств доказывания (гл. 25 КоАП РФ). Указанные положения закона о правомочиях участников производства обязывают органы, рассматривающие дело, учитывать позицию этих участников процесса и мотивировать в постановлении принимаемое решение по делу с учетом их мнения.

8.Принцип национального  языка в производстве по делам  об административных правонарушениях  закреплен в ст. 24.2 КоАП РФ, в которой регламентировано также правовое положение переводчика.

9.Принцип объективной  истины по делам об административных  правонарушениях обеспечивается  посредством строгого соблюдения  порядка рассмотрения таких дел,  установления фактических обстоятельств  дела и оценки Доказательств.  В необходимых случаях к рассмотрению  дел привлекаются эксперты (ст. 25.9 КоАП РФ). Важное социально-правовое и нравственное значение имеет закрепленное в ст. 51 Конституции РФ положение о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. Помимо отражения этого положения Декларация прав и свобод человека и гражданина установила, что признаются не имеющими юридической силы доказательства, полученные с нарушением закона (ст. 34 Декларации прав и свобод человека).

Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному  на всестороннем, полном и объективном  исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную  силу (ст.26.11 КоАП РФ).

10.  Принцип двустепенности реализуется правом обжалования постановления лицом, в отношении которого оно вынесено, и потерпевшим (ст. 30.1 КоАП РФ). Закон предусматривает возможность обжаловать постановления как вышестоящему органу (должностному лицу) по отношению к вынесшему постановление, так и в суд (ст.  30.2 КоАП  РФ).  Законодательство об административных правонарушениях усиливает значение судебной защиты прав граждан, в том числе в связи с производством по делам об административных правонарушениях (ст. 46 Конституции РФ).

11.  Принцип диспозитивности  проявляется в использовании  участниками процесса предоставленной  законом возможности распоряжаться  своими правами. Например, лицо, которому административным правонарушением причинен имущественный или иной вред (потерпевший), вправе обратиться в органы милиции с устным или письменным заявлением либо не обращаться вовсе; участники процесса вправе знакомиться со всеми материалами дела, заявлять ходатайства, пользоваться помощью переводчика, в предусмотренных законом случаях обжаловать постановления об административных правонарушениях (гл. 25 КоАП РФ). Но они вправе и не использовать указанные возможности. Это не освобождает органы административной юрисдикции от обязанностей разъяснять права участникам процесса, обеспечивать реальную возможность для участия в деле адвоката, обжалования постановления и т.д. Прокурор также обязан реагировать на нарушения закона в административно-юрисдикционном процессе.

Информация о работе Участники производства по делам об административных правонарушениях