Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 17:47, контрольная работа
Международная защита прав человека является одной из важнейших отраслей современного международного права. Ее становление складывалось не просто. История защиты прав человека уходит далеко в прошлое.
На 34 сессии Комиссии
по правам человека ООН польская делегация
представила проект резолюции, которая
содержала текст Конвенции о
правах ребенка, основанный на положениях
Декларации по правам ребенка 1959 года.
Проект был рассмотрен, после чего
в него были включены две дополнительные
статьи. В таком виде его приняла
Комиссия по правам человека 8 марта 1978
года. Генеральный секретарь
Поскольку проект вызвал ряд существенных замечаний, Комиссия ООН по правам человека в 1979 году создала рабочую группу по вопросам Конвенции о правах ребенка.
Важно отметить ряд факторов, повлиявших на закрепление в Конвенции индивидуальных прав ребенка. Прежде всего, в отличие от Всеобщей декларации прав человека 1948 года и международных пактов по правам человека 1966 года, Конвенция не основывалась на глубоких «философско-гуманитарных традициях»[19]. На время ее создания существовали две теории относительно сущности прав ребенка, которые возникли во второй половине ХХ века – протекционизм и либерализм.[20]
Протекционизм
( патернализм) рассматривает детство
как период полной зависимости и
крайней беспомощности, либерализм
же, наоборот, - как период самостоятельности
ребенка. Протекционизм
В результате создатели Конвенции, действующие без какой-либо правовой и философской основы, были вынуждены выработать собственную концепцию прав ребенка – либеральный патернализм. Данный подход не был абсолютно новым. Он представляет собой сочетание некоторых положений патернализма и либерализма, поскольку, несмотря на представленные антитезисы, обе теории имеют рациональное зерно.
Либеральный патернализм
рассматривает детство как
«Другим фактором
послужило то, что в рабочую
группу входили представители
Также нельзя не отметить активное участие в работе группы таких неправительственных организаций, как «Международная защита детей» и особенно ad hoc группа НПО по созданию Конвенции о правах ребенка, в которую вошли примерно тридцать НПО. Используя исследования своих членов, НПО имели возможность оказывать значительное влияние на процесс обсуждения документа, в частности на содержание окончательного текста. В начале 1983 года процесс создания Конвенции стал развиваться, и в к 1985 году число работающих над ней представителей государств и НПО увеличилось вдвое. 20 ноября 1989 года Конвенция была одобрена Генеральной Ассамблеей ООН.»[22]
Анализируя деятельность рабочей группы, следует отметить трудности, которые возникали в процессе достижения консенсуса.[23]
Фактически без споров были приняты статьи, защищающие ребенка от употребления наркотиков (ст.33), сексуального и иного вида эксплуатации (ст.34, 36), похищения и торговли детьми (ст.35). небольшую дискуссию вызвали нормы, касающиеся права ребенка на неприкосновенность частной жизни (ст.16), индивидуальность 9ст.8), отдых (ст.31), необходимый уровень жизни (ст.27), защиту от злоупотребления и пренебрежения ( ст.19).
Некоторые противоречия
возникли, когда несколько делегатов
предприняли последнюю попытку
изменить содержание ст.1 и 6, чтобы обеспечить
защиту прав нерожденного ребенка. Против
этого положения выступило
Статьи о свободе вероисповедания ( ст.14), передаче на воспитание и усыновление ( ст.20 и 21), участии детей в вооруженных конфликтах ( ст.38) были приняты только после достаточно напряженного обсуждения.
К сожалению, несколько
предложений в силу различных
причин не были включены в Конвенцию.
Одно из них касалось ограничений
на проведение медицинских опытов над
детьми. Вопреки общему признанию
необходимости данного
Несмотря на все трудности, вызванные как правовыми, так и культурными традициями, рабочая группа признала ребенка субъектом права.
При разработке
Конвенции был взят за основу ведущий
принцип Декларации ООН «О правах
ребенка» (1959 г.) – наилучшее обеспечение
интересов ребенка. Тот факт, что
именно через этот принцип раскрываются
все права ребенка, является признанием
возможности возникновения
К основным принципам
Конвенции также относится
Текст Конвенции
состоит из трех частей: преамбула,
в которой излагаются принципы и
соотношение с другими
На 2010 год 193 страны стали участниками Конвенции в результате ратификации, принятия и присоединения к ней. Из членов ООН только США и Сомали не присоединились к Конвенции. СССР ратифицировал данную Конвенцию (дата ратификации Верховным Советом СССР13 июня 1990 года), Конвенция вступила в силу для РСФСР 15 сентября 1990 года. После ратификации тем или иным государством Конвенция приобретает на его территории статус закона, контроль за соблюдением которого осуществляет в государствах-участниках комитет в составе десяти экспертов.
Международное
сообщество высоко оценило Конвенцию
как выдающийся гуманистический
документ нашего времени. Исполнительный
Совет ЮНИСЕФ на своей ежегодной
сессии в июне 1992 года предложил
государствам ежегодно 20 ноября отмечать
Всемирный день детей. Конвенция
– документ особого социально-
Конвенция –
правовой документ высокого международного
стандарта. Она провозглашает ребенка
полноценной и полноправной личностью,
самостоятельным субъектом
[1]См. Никонов К. Современные теоретические аспекты института международно-правовой защиты и поощрения правовой защиты и поощрения прав ребенка//Московский журнал международного права. № 1. М., 2009. С. 83.
[2] Агушева Г.Г., Баданин Д. Защита прав ребенка: Международно-правовой аспект//Ювенальное право. -Архангельск: Поморский университет. 2005. С. 10.
[3] См. Никонов К. Современные теоретические аспекты института международно-правовой защиты и поощрения правовой защиты и поощрения прав ребенка//Московский журнал международного права. № 1. М., 2009. С. 84-85.
[4] См. Долинская Л.М. Права ребенка, охрана материнства и детства в международных документах// Цивилист № 4. М., 2008 г. С. 76.
[5] См. Никонов К. «Современные теоретические аспекты института международно-правовой защиты и поощрения прав ребенка» // Московский журнал международного права. № 1. 2009. С. 92.
[6] Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах// Международная защита прав и свобод человека: сборник документов. 1990. С.20.
[7] Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах// Международная защита прав и свобод человека: сборник документов. 1990. С.20.
Информация о работе Формирование системы международно-правовой защиты прав ребенка