Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2012 в 22:40, контрольная работа
Региональный бюджет как финансовая категория. Анализ доходов бюджета Свердловской области. Система построения бюджетных доходов и расходов регионов.
Ведущую,
определяющую роль в формировании и
развитии экономической структуры
любого современного общества играет
государственное регулирование, осуществляемое
в рамках избранной властью
В
последние годы субъекты Федерации
получили определенные права в области
налогообложения и распоряжения
региональной собственностью. В результате
укрепилась зависимость доходной базы
регионального бюджета от эффективности
управления процессом формирования
собственной финансовой базы. Существующие
доходные источники нельзя признать
исчерпывающими, и это является причиной
несбалансированности бюджетов субъектов
Российской Федерации. Отсюда упорядочение
финансового обеспечения
Региональные
бюджеты представляют собой второй
уровень иерархически построенной
бюджетной системы. В этом выражается
их особенность. По своему статусу они
занимают двойственное положение, поскольку,
с одной стороны, имеют самостоятельные
источники формирования доходов
и направления расходования средств,
а с другой стороны, занимают промежуточное
место в финансово-бюджетной
Исследование
принципа федерализма применительно
к категории «региональный
Относительно понятия «региональный бюджет» единства мнений в науке не существует, более того - данная категория в российской экономической литературе анализируется лишь со второй половины 1991 года ввиду упразднения единой бюджетной системы страны, которая распалась на бюджеты трех уровней.
Современные ученые - экономисты полагают, что системная оценка любого бюджета должна исследовать бюджет как:
-
денежные отношения (то есть
как финансовую категорию
-
фонд денежных средств,
- плановый документ, отражающий конкретные доходы и расходы, относящиеся к компетенции органов власти данного уровня (то есть как правовую категорию).
Соответственно
определение термина «
Как известно, региональными называют бюджеты субъектов Российской Федерации. Но субъекты Российской Федерации могут иметь разный государственно-правовой статус. Поэтому среднее звено бюджетной системы РФ представлено пятью различными видами региональных бюджетов: это бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные (включая и областной бюджет автономной области), окружные автономных округов, городские двух городов федерального значения - Москвы и Санкт- Петербурга.
Как
финансовая категория региональный
бюджет обусловлен тем, что выполнение
социальной, политической и экономической
функций любого административно-
Бюджетный
кодекс РФ определяет бюджет субъекта
РФ (региональный бюджет) как форму
образования и расходования денежных
средств, предназначенных для
В
соответствии с требованиями государственного
устройства Российской Федерации в
целях гармонизации и сочетания
экономических интересов
Таким
образом, финансовая сущность бюджета
проявляется в общественных отношениях,
связанных с мобилизацией и использованием
средств централизованного
Соответственно,
финансовая сторона бюджета субъекта
РФ (регионального) представляет совокупность
денежных отношений, складывающихся на
уровне субъекта Федерации по поводу
перераспределения
Признание
регионального бюджета в
К особым (исключительным) чертам регионального бюджета относятся, следующие:
-
имеет возможность
-
является средством
Характеризуя
роль региональных бюджетов, нельзя
не учитывать, что кризисные явления
в экономике страны, инфляция и
расстроенность финансовой системы
не позволяют региональным бюджетам
выполнять в полной мере свое предназначение.
К таким негативным факторам можно
отнести бюджетный дефицит (превышение
расходов над доходами).
Свердловский Минфин подвел итоги исполнения регионального бюджета за 2009 год. Доходы бюджета Свердловской области в 2009 году с учетом безвозмездных перечислений составили 103,3 млрд. рублей – со снижением к уровню 2008 года на 15,4 млрд. рублей или на 13 %.
Основные доходные источники областного бюджета в 2009 году: налог на доходы физических лиц – 28,8 млрд. рублей, налог на прибыль организаций – 20,2 млрд. рублей, налог на имущество организаций – 10,8 млрд. рублей, акцизы – 5,6 млрд. рублей, налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения – 3,8 % (2,8 млрд. рублей) (См. Таблицу 1).
Таблица 1- Доходы бюджета Свердловской области за 2009 год
Показатель | 2009 год | |
Млрд. руб. | % | |
|
28,8 | 39,4 |
|
20,2 | 27,7 |
|
10,8 | 14,8 |
|
5,6 | 7,7 |
|
3,8 | 3,8 |
ИТОГО | 69,8 | 100 |
В 2009 году самые большие поступления в областной бюджет – от налога на доходы физических лиц. В то же время по сравнению с 2008 годом они сократились на 4,2 млрд. рублей или на 12,7 %. Основные причины – сокращение численности работников и размера заработной платы, а также рост числа безработных.
Расходы областного бюджета составили 103,7 млрд. рублей, или 97,6% к уточнённому годовому плану. Бюджет области по-прежнему сохранил свою социальную направленность. Расходы на социальную сферу составили 46,4 млрд. рублей, или 44,7 % от общей суммы расходов. Расходы на социальную сферу исполнены на 96,3% к уточнённому годовому плану.
Расходы на областные целевые программы исполнены в сумме 1,6 млрд. рублей или 93,3% к годовым назначениям. Областной бюджет исполнен с дефицитом в сумме 0,4 млрд. рублей (планируемый дефицит составлял 11,1 млрд. рублей).
В целях реализации инвестиционных проектов на территории Свердловской области, в соответствии с Программой государственных гарантий Свердловской области, предоставлены государственные гарантии в объеме 2,4 млрд. рублей, в том числе: Екатеринбургскому муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» на строительство и реконструкцию объектов социальной, транспортной и коммунальной инфраструктуры и открытому акционерному обществу «Центральный стадион» на строительство и реконструкцию спортивных сооружений.
В I полугодии 2010 года в Свердловской области в бюджеты всех уровней дополнительно привлечено 1,459 млрд. рублей. Большая часть этой суммы – недоимка, размер которой составляет 1,434 млрд. рублей. По данным областного министерства финансов в виде НДФЛ в результате легализации заработной платы и погашения задолженности по ее выплате в бюджет поступило дополнительно 9,1 млн. рублей. Еще 15,8 млн. рублей было получено в областной бюджет от налога на прибыль организаций в результате снижения их убыточности.
За I полугодие 2010 года налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Свердловской области на 29,8% превысили уровень аналогичного периода 2009 года (или на 14,8 млрд. рублей) и составили 64,5 млрд. рублей.
Первоначальный
прогноз по доходам консолидированного
бюджета Свердловской области за
1 полугодие 2010 года перевыполнен на 10,7
млрд. рублей. Из них в областной бюджет
поступило 46,3 млрд. рублей, что выше поступлений
соответствующего периода 2009 года на 12,9
млрд. рублей (или на 38,6%). Поступления по
основным источникам доходов консолидированного
бюджета Свердловской области – налогу
на доходы физических лиц и налогу на прибыль
организаций увеличились по сравнению
с аналогичным периодом 2009 года на 1,2 млрд.
рублей (или на 5,3%) и на 10,4 млрд. рублей
(или в 2,4 раза) соответственно.