Анализ состояния внеоборотных активов предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 02:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – разработка рекомендаций по эффективному использованию внеоборотных активов.
Исходя из поставленной цели, в работе определены следующие задачи:
- рассмотреть экономическую сущность и теоретические основы внеоборотных активов предприятия;
- провести анализ внеоборотных активов;
- разработать резервы улучшения и использования основных средств предприятия.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы и структура внеоборотных активов. Политика управления внеоборотными активами
1.1 Экономическая сущность и теоретические основы внеоборотных активов предприятия
1.2 Управление обновлением внеоборотных активов
1.3. Методика анализа внеоборотных активов
2. Анализ внеоборотных активов ОАО «Хлебпром»
2.1. Краткая характеристика предприятия ОАО «Хлебпром»
2.2 Анализ эффективности использования основных средств.
2.3 Анализ использования оборудования
2.4 Анализ структуры нематериальных активов
3. Пути повышения использования внеоборотных активов ОАО «Хлебпром»
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 111.doc

— 301.00 Кб (Скачать файл)

 

По данным  таблицы 2.3.2 (см. в приложении) можно сделать выводы, что на ОАО «Хлебокомбинат Дионис+» имеется оборудование различного возраста. К старому оборудованию можно отнести: циркуляционный стол, тестозакаточную машину, так как срок фактического использования этого оборудования превысил срок полезного использования, оно полностью самортизировано, но еще используется в производстве.

  Также на предприятии имеется довольно новое оборудование со сроком фактического использования 1-4 года, с высоким коэффициентом годности сюда можно отнести тестомесильную машину и мукопросеиватель.

2.4 Анализ структуры  нематериальных активов

 

Вопросы эффективного использования  нематериальных активов являются сегодня  наиболее актуальными. Это связано в первую очередь с тем, что объем операций с нематериальными активами увеличивается с каждым годом. Предприятия в своей деятельности используют разнообразные по составу и функциональному назначению объекты. Основная цель использования данных ресурсов – получение прибыли от реализации продукции, произведенной с использованием нематериальных активов, снижение затрат времени при выполнении управленческих работ, укрепление имиджа предприятия. Поэтому анализ наличия, состояния и поведения нематериальных активов в процессе их использования в разных сферах деятельности имеет большое значение.

На сегодняшний день вопросы анализа нематериальных активов не находят достаточно полного  освещения в литературе. Отсутствуют  глубокие научные исследования поведения данных активов. Практически отсутствуют публикации, зарубежные посылки. Лишь отдельные экономисты рискнули затронуть данную проблему в своих научных работах: Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Бланк И.А., Савицкая Г.В., Попович П.Я.

Так, изложенная впервые  в 1995 году авторами Шереметом А.Д., Сайфулиным Р.С. методика анализа нематериальных активов содержит основные направления анализа нематериальных активов:

1)     анализ объема и динамики нематериальных активов;

2)     анализ структуры и состояния нематериальных активов по видам, срокам полезного использования и правовой защищенности;

3)     анализ доходности нематериальных активов;

4)     анализ ликвидности нематериальных активов и степени риска вложений капитала в нематериальные активы.

Вместе с тем, данная методика не содержит четкого определения объекта анализа, обоснования системы показателей, описания способов исследования нематериальных активов, раскрытие различных источников информации, используемых в анализе.

Позже вышеуказанная  методика анализа нематериальных активов была дополнена Савицкой Г.В. факторным анализом изменения дохода на вложенный капитал в нематериальные активы. Автором лишь вскользь сказано об оценке эффективности вложений в нематериальные активы, что сегодня очень важно для принятия решений о капитальных инвестициях в данные объекты и определения их стоимости для целей учета и анализа.

Проведенный Поповичем  П.Я. анализ нематериальных активов  по условным данным полностью дублирует  методику, изложенную авторами Шереметом А.Д. и Сайфулиным Р.С.

Рассмотренная Бланком  И.А. методика анализа необоротных  активов в предыдущем периоде  предусматривает объектом исследования операционные необоротные активы. Поэтому  предложенные автором показатели не могут дать достаточно полного представления  об объектах нематериальных активов и их использования на предприятии. Вместе с тем, автором предложен ряд относительных показателей, которые, по его мнению, могут использоваться в анализе нематериальных активов: соотношение основных средств и нематериальных активов, состав нематериальных активов по видам, коэффициент амортизации нематериальных активов, коэффициент годности нематериальных активов.

Таким образом, методика анализа нематериальных активов, рассмотренная  в литературе, требует дальнейшего  совершенствования. Отсутствие системы аналитических показателей, отражающей все аспекты функционирования нематериальных активов, требует разработки системы показателей, на основе которой возможна оценка состава, структуры, динамики, эффективности использования нематериальных активов.

Прежде всего, следует  отметить, что эффективность анализа  нематериальных активов, как и всей хозяйственной деятельности предприятия, в значительной мере зависит от правильности планирования аналитической работы и ее организации. Весь процесс анализа  можно подразделить на три основных этапа:

1)подготовительный этап (составление программы (плана), предусматривающей  цель и задачи анализа, объект  анализа, систему показателей,  круг исполнителей, последовательность  и сроки выполнения отдельных  аналитических работ; подбор источников информации и проверка их на объективность);

2)основной этап (систематизация  и аналитическая обработка исходных  данных (включая составление аналитических  расчетов, таблиц, графиков, диаграмм) с целью выявления причинных  связей и степени влияния различных факторов на эффективность использования нематериальных активов в деятельности предприятий);

3)заключительный этап (обобщение результатов анализа  и оформление их в соответствующем  документе, содержащем объективную  оценку показателей состояния и поведения нематериальных активов, сводный подсчет резервов и конкретные предложения по повышению эффективности их использования).

Разработка программы  анализа нематериальных активов  является самым важным и ответственным  участком аналитической работы. Она должна четко отражать следующие моменты: 1) объект анализа; 2) цель анализа; 3) задачи анализа; 4) период, за который проводится анализ; 5) показатели, которые предполагается использовать в ходе анализа; 6) источники информации для проведения анализа.

Объектом анализа являются так называемые неосязаемые активы – объекты прав интеллектуальной собственности, права пользования  природными ресурсами, имуществом предприятия  и прочие права.

Приступая к анализу  нематериальных активов, прежде всего, необходимо глубоко понимать их экономическую сущность. Это не просто неосязаемые, «неуловимые» активы. Их экономическая сущность проявляется в том, что они являются одним из видов ресурсов предприятия, позволяющие собственнику осуществлять предпринимательскую деятельность с целью получения экономических выгод.

Цель анализа нематериальных активов зависит от необходимости  выработки тех или иных управленческих решений. Например, принятие решения  о продаже нематериальных активов, внесения их в качестве залога, разработке нового продукта и т.д. Исходя из цели формируются задачи анализа нематериальных активов. Исследование литературных источников показывает отсутствие четкой формулировки задач анализа. Прежде всего, она должна содержать оценку объекта анализа, на основе которой определяются факторы, оказывающие влияние на его состояние и поведение; установление причин, вызвавших влияние факторов; определение резервов повышения эффективности использования нематериальных активов; разработку мероприятий, нацеленных на использование выявленных резервов.

Анализ указанных выше ресурсов по предприятию целесообразно  проводить в динамике за ряд лет, либо в сравнении с группой  аналогичных предприятий для  выявления определенных закономерностей  и тенденций в развитии нематериальных активов.

Для проведения анализа  нематериальных активов целесообразно  разработать систему взаимосвязанных  аналитических показателей, достаточно полно раскрывающих их поведение  в процессе использования предприятием.

Качество проведенного анализа зависит от выбора и подготовки информационной базы, охватывающей различные учетные и внеучетные данные. Учетно-плановые источники включают данные бизнес-плана, документы бухгалтерского, статистического учета, первичные учетные данные, отчетность предприятия. Показатели бизнес-плана могут использоваться при оценке ожидаемых будущих доходов (прибыли) от создания (приобретения) и использования нематериальных активов. Данные бухгалтерского учета (регистры, первичные документы) могут использоваться лишь при проведении внутреннего управленческого анализа нематериальных активов. На их основе можно получить частные показатели наличия, состояния, движения и эффективности использования нематериальных активов.

При проведении внешнего анализа нематериальных активов  широко используется финансовая, статистическая и налоговая отчетность.

К внеучетным источникам информации относятся документы, регулирующие деятельность предприятия (устав, приказ об учетной политике предприятия), законодательные  документы, хозяйственно-правовые документы, техническая и технологическая документация, данные статистических сборников, периодических и специальных изданий, другие источники.

Осуществление выше изложенных процедур анализа нематериальных активов  на подготовительном этапе позволит обеспечить качество результатов анализа. Вместе с тем, необходимы более глубокие научные разработки в вопросах организации и методологии анализа нематериальных активов.

До тех пор пока они выполняют эту функцию, нематериальные активы целесообразно учитывать  в составе актива баланса организации, и как только прекратят создавать условия для получения повышенного дохода, их следует списать.

Таблица 2.4.1 - Анализ структуры актива баланса за 2010 год на ОАО «Хлебпром»

Статьи

На 1.01.2010 год

На 1.01.2011год

Удельный вес

Отклонения

1.01.2010год

1.01.2011 год

+,-

В удельных весах

1.Внеоборотные активы

3192,2

3767,3

77,01

64,97

575,1

-12,04

В том числе:

-нематериальные активы

-основные средства

-незавершенное строительство

 

10

 

2585,2

 

597

 

8

 

3392,3

 

367

 

0,24

 

62,37

 

14,4

 

0,14

 

58,5

 

6,33

 

-2

 

807,1

 

-230

 

-0,1

 

-3,87

 

-8,07

2.Оборотные активы

952,9

2032

22,99

35,03

1079,1

12,04

БАЛАНС

4145,1

5799,3

100

100

1654,2

 

 

Рассматривая структуру  актива баланса ОАО «Хлебпром» можно сделать следующие выводы:

В целом за 2010 год произошло увеличение актива баланса на 1654,2 тысячи рублей за счет значительного увеличения основных средств (на 807,1 тысячи рублей) и оборотных активов (на 1079,1 тысячи рублей). Наибольший удельный вес в структуре актива баланса имеют основные средства, хотя удельный вес на 1 января 2011 года уменьшился на 3,87 процентов по сравнению с состоянием на 1 января 2010 года.

Таблица 2.4.2 - Структура нематериальных активов на ОАО «Хлебпром»

 

Показатели

1.01.2010 год

1.01.2011 год

Сумма износа

Коэффициент годности

Нематериальные активы всего:

13

8

5

-

В том числе:                              - программное обеспечение

- товарный знак

 

10

3

 

5

3

 

5

0

 

0,5

1


 

На ОАО «Хлебпром» имеется 2 вида нематериальных активов: программное обеспечение стоимостью 10 тысяч рублей и лицензия на использование  товарного знака стоимостью 3 тысячи рублей на определённый срок. В активе бухгалтерского баланса по статье нематериальные активы числятся нематериальные активы по остаточной стоимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  Пути повышения использования внеоборотных активов ОАО «Хлебпром»

 

Основываясь на данных, использованных в курсовой работе, можно сделать  следующие выводы и предложения.

Деятельность предприятия  осуществляется в сфере выработки  хлебобулочных, кондитерских изделий  и торговли. Его основной целью является производство и реализация хлебобулочных изделий через торгующие организации сёл и городов.

Бесперебойная работа на ОАО «Хлебпром» обеспечивается за счет своевременных поставок сырья от основных поставщиков и хорошим  спросом на производимую продукцию у основных покупателей.

Анализ основных технико-экономических  показателей позволяет сделать  вывод, что ОАО «Хлебпром» в период с 2009 года по 2010 год сумело правильно  организовать свою производственную и  коммерческую деятельность. Выпуск продукции в натуральном выражении увеличился в несколько раз, это связано прежде всего, с активной деятельностью предприятия по расширению рынков сбыта.

Показатель товарной продукции возрос за счет увеличения выпуска в натуральном выражении  и за счет роста цен на производимую продукцию.

Информация о работе Анализ состояния внеоборотных активов предприятия