Анализ финансовых результатов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 10:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы изучить способы регулирования финансовых результатов.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе определены следующие задачи, которые на современном этапе развития экономики являются актуальными:
– изучить теоретические основы анализа финансовых результатов;
– показать способы отражения финансовых результатов в бухгалтерской отчетности;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1. Понятие, источники и функции финансовых результатов 5
1.2. Прибыль и рентабельность как показатели конечных финансовых результатов деятельности предприятия 12
2. СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 19
2.1. Отражение финансовых результатов в бухгалтерской отчетности 19
2.2. Методика анализа финансовых результатов 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 32

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ фин. результ. АФО КУР. РАБ. 2012.doc

— 323.50 Кб (Скачать файл)

Прибыль – один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности организаций. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по их научно-техническому и социально-экономическому развитию, увеличение фонда оплаты труда их работников. Прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей организаций, но и приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов [15, с.156].

Прибыль как конечный финансовый результат деятельности организаций представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций. Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов как с положительным, так и с отрицательным знаками. [16, с.134]

Таким образом, абсолютное увеличение прибыли организации не всегда объективно отражает повышение эффективности производства в результате трудовых достижений коллектива.

Основные направления  поиска резервов увеличения прибыли от реализации продукции в организации продемонстрировано на рисунке 2. [14, с.147].


Рис.2. Основные направления поиска резервов увеличения прибыли от реализации продукции в организации машиностроения

Основная причина увеличения прибыли - рост цен. Следовательно, абсолютное увеличение прибыли не всегда объективно отражает повышение эффективности производства в результате трудовых достижений коллектива.

Важным хозяйственным процессом является распределение, и использование прибыли, которое обеспечивает покрытие потребностей предпринимателей и формирование доходов государства.

Направления использования  чистой прибыли определяются организацией самостоятельно. За счет этих средств создается резервный капитал, социальные выплаты работникам,  осуществляются выплаты дивидендов, перечисления на благотворительные и иные цели.

1.2. Прибыль и рентабельность как показатели конечных финансовых результатов деятельности предприятия

 

Анализ финансовых результатов  деятельности предприятия предусматривает: 

– оценку динамики абсолютных и относительных показателей (прибыли и рентабельности);

– определение влияния  отдельных факторов на размер прибыли  и уровень рентабельности;

– выявление резервов роста прибыли  и рентабельности;

– определение порога прибыли [18, с.236].

Обобщенная информация о финансовых результатах представлена в формах № 1, 2 и 5 бухгалтерской отчетности, а также в форме № 11 статистической отчетности. Кроме того, используются данные бизнес-плана и аналитического бухгалтерского учета к счетам 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» и 99 «Прибыли и убытки».

В настоящее время прибыль в  бухгалтерской отчетности отечественных предприятий является завышенной. В условиях инфляции оценка активов предприятия не отражает их реальной стоимости: основные средства, материальные и товарные запасы неоправданно занижены. Это приводит и к занижению соответствующих расходов (в том числе амортизации), а следовательно, к искажению себестоимости продукции и размера прибыли. В результате у предприятия в виде налога изымается часть необходимого продукта, что нарушает нормальный процесс воспроизводства. Кроме того, финансовые результаты предприятия зависят от выбранной политики, обеспечивающей возможность маневра в распределении затрат между готовой продукцией и незавершенным производством, списании расходов будущих периодов, создании оценочных резервов.

При сопоставлении финансовых результатов  за ряд смежных периодов следует учитывать изменение методологии учета и принятую на предприятии учетную политику. К вопросам учетной политики предприятия относятся:

– выбор метода начисления амортизации  основных средств и не 
материальных активов;

– выбор метода оценки материалов при их отпуске в производство;

– выбор порядка отнесения на себестоимость продукции отдельных видов расходов (создание резервов);

– определение состава косвенных (накладных) расходов и метода их распределения [27, с.164].

Данная методика анализа  состоит из нескольких этапов.

1 этап – по данным формы  №2 определяем маржинальный доход  или  валовую прибыль (строка 029). Также его можно рассчитать по формуле:

,                                            (1)

где  МД – маржинальный доход (валовая прибыль), руб.;

       N – выручка от продаж (строка 010), руб.;

      Sперем – переменные затраты или производственная себестоимость проданных товаров, работ, услуг (строка 020), руб.

2 этап – определяем долю маржинального  дохода в выручке от продаж  по следующей формуле:

,                                                 (2)

где  d – доля маржинального дохода в выручке от продаж;   

       МД – маржинальный доход, руб.;

       N – выручка от продаж, руб.

3 этап – находим  постоянные и условно-постоянные  затраты (Sпост) по данным формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» (строка 030 + строка 040).

4 этап – определяем  «критическую точку» объема продаж («точка безубыточности», порог  рентабельности):

,                                                         (3)

где  r – «критическая точка» объема продаж, руб.; 

       Sпост – постоянные и условно-постоянные затраты, руб.;

       d – доля маржинального дохода в выручке от продаж.

Безубыточность – это такое  состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которое необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию [20, с. 438].

5 этап – рассчитываем запас  финансовой прочности предприятия  (зона безопасности) по следующей  формуле:

,                                                (4)

где  ЗФП – запас финансовой прочности предприятия, руб.;

       N – выручка от продаж, руб.;

      r – «критическая точка» объема продаж, руб.

Затем определяем запас финансовой прочности в % к объему продаж:

                                             (5)  

Запас финансовой прочности (зона безопасности, зона прибыли) показывает, насколько предприятие может сокращать производство продукции, не неся при этом убытков. Чем выше данный показатель, тем меньше риск потерь для предприятия [21, с. 196].

«Точка безубыточности» и запас  финансовой прочности являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятия [20, с. 438].

6 этап – определяем операционный  рычаг предприятия:

,                                                    (6)

где  ОР – операционный рычаг, %;

       МД – маржинальный доход, руб.;

       Пр – прибыль от продаж, руб.

Операционный рычаг  – это количественная оценка изменения  прибыли в зависимости от изменения  объема реализации продукции (работ, услуг). Операционный рычаг показывает, на сколько % изменится прибыль при изменении выручки на 1%. При этом, операционный рычаг связан с уровнем предпринимательского риска: чем он выше, тем выше риск, и наоборот [22, с. 59].

Таким образом, в ходе анализа определяются показатели оценки качественного уровня достижения финансовых результатов, их динамика в анализируемом периоде, и на основе этих данных делаются соответствующие выводы.

Показатели рентабельности измеряют прибыльность с разных позиций. Общая формула расчёта рентабельности:

R = Р · V,                                         (7)

где Р – прибыль  организации;

      V – показатель, по  отношению к которому рассчитывается  рентабельность. [34, с. 114].

В качестве числителя может выступать: прибыль от продажи продукции, прибыль до налогообложения, чистая прибыль. В знаменателе могут быть: активы (или капитал) организации, собственный капитал, текущие активы, основные производственные фонды, выручка от реализации продукции, себестоимость проданной продукции.

На практике выделились следующие  показатели рентабельности, которые  достаточно полно характеризуют  эффективность деятельности организации:

 Рентабельность всего капитала (совокупных активов) по бухгалтерской  прибыли (прибыли до налогообложения) ( Rа)

                   Rа = Рн /А,                                                               (8)

где  Рн  – прибыль до налогообложения;

        А – среднегодовая стоимость активов;

Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли (Rск);

Rск = Рч / СК,                                                           (9)

 где  Рч – чистая прибыль;

         СК –  собственный капитал предприятия.

Рентабельность продаж (Rпр)

R пр.= Рч / В,                                                         (10)

где  Рпр –  прибыль от продаж;

        В – выручка от реализации продукции.

          Рентабельность оборотных активов  по чистой прибыли (Rоа)

                         Rоа = Рч/ ОА,                                                       (11)

          где ОА – оборотные активы.

          Рентабельность продукции (Rз);

                       Rз = Рпр / З,                                                           (12)

          где  З – затраты на реализованную  продукцию.

Рентабельность основного капитала (Rок)

                       R ск = Рн / ОК ,                                                        (13)

где Рн – прибыль до налогообложения

     ОК – основной капитал (итог 1 раздела баланса);

Рентабельность заемного капитала (Rзк)

                            R зк = Рн / ЗК,                                                            (14)

где ЗК – заемный капитал (итог 4 и 5 разделов баланса);

Рентабельность производственных фондов (Rф)

                     R ф = Рн / ОС + НМА + ОМА,                                           (15)

где ОС – средняя стоимость  основных производственных фондов;

      НМА  – нематериальные активы;

     ОМА –  оборотные материальные активы [9, с. 96]

Показатели прибыли  и рентабельности анализируются  в динамике, производится расчет факторов, влияющих на их изменение.

Показатели рентабельности измеряют прибыльность предприятия  с различных позиций в соответствии с интересами участников функционирования бизнеса. В качестве финансово-экономических  индикаторов используют рентабельность продаж, активов, собственного капитала и др.

Рентабельность хозяйственной  деятельности (R) характеризует норму возмещения (вознаграждения) на всю совокупность источников, используемых предприятием, т.е. является отношением суммы доходов вкладчиков и кредиторов (П) к сумме инвестированного ими капитала (ИК): [8, с.147].

                                                                                                       (16)

В качестве инвестированного капитала при оценке эффективности  хозяйственной деятельности необходимо использовать сумму всех активов, так как их общая величина учитывает все долги предприятия, в том числе и по эксплуатации.

Некоторые экономисты предлагают из общей величины активов исключать  бездействующие и избыточные основные производственные средства, оборудование к установке, денежные средства, нематериальные активы, т.е. средства, которые не способствуют получению прибыли. Однако такой подход является недостаточно оправданным, а показатель не широко используется на практике. Это связано с тем, что руководство предприятия должно не только эффективно использовать активы в своей деятельности, но и следить за составом активов, не создавая излишних запасов оборудования, материалов и т.д. [35, с. 156]

При расчетах рентабельности необходимо иметь в виду, что величина инвестируемого в предприятие капитала меняется в течение периода получения дохода, поэтому она должна определяться как его среднее значение. При этом наиболее правильным является расчет средней хронологической величины инвестированного капитала.

Необходимо отметить, что при  расчетах коэффициентов рентабельности могут использоваться различные  показатели дохода предприятия: валовая  прибыль, чистая прибыль, прибыль от реализации. Наиболее оправданным подходом при оценке эффективности  хозяйственной деятельности является использование суммы чистой прибыли и процентов, уплаченных за пользование кредитом. С учетом этого основной показатель рентабельности хозяйственной деятельности может быть определен следующим образом:

Информация о работе Анализ финансовых результатов