Анализ финансовых результатов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 10:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы изучить способы регулирования финансовых результатов.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе определены следующие задачи, которые на современном этапе развития экономики являются актуальными:
– изучить теоретические основы анализа финансовых результатов;
– показать способы отражения финансовых результатов в бухгалтерской отчетности;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1. Понятие, источники и функции финансовых результатов 5
1.2. Прибыль и рентабельность как показатели конечных финансовых результатов деятельности предприятия 12
2. СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 19
2.1. Отражение финансовых результатов в бухгалтерской отчетности 19
2.2. Методика анализа финансовых результатов 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 32

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ фин. результ. АФО КУР. РАБ. 2012.doc

— 323.50 Кб (Скачать файл)

Для увеличения числа  учтенных факторов и определения  их влияния, уровень рентабельности собственного капитала изучают во взаимосвязи со следующими факторами:

  • изменением эксплуатационной прибыльности;
  • изменением оборачиваемости активов;
  • изменением ставки налогообложения;
  • изменением доли чистой прибыли, получаемой собственниками;
  • изменением финансовой структуры капитала.

Во взаимосвязи с  перечисленными факторами ставку доходности собственного капитала можно представить  следующим образом:

                      ,                                            (23)

где – чистая прибыль; СК – собственный капитал; СА – стоимость активов; – выручка от реализации; – прибыль до налогообложения; – прибыль после налогообложения,

          или                 ,                                          (24)

где – ставка доходности собственного капитала; – финансовая структура капитала; – коэффициент оборачиваемости активов; – норма эксплуатационной прибыльности до налога по результатам; – ставка налогообложения; – доля чистой прибыли в текущей прибыли.

Определение влияния  изменения факторов на обобщающий показатель можно производить методами элиминирования по следующей схеме:

  • влияние изменения финансовой структуры капитала:

                                                 (25)

  • влияние изменения оборачиваемости активов:

                                                   (26)

  • влияние изменения нормы эксплуатационной прибыли:

                                                  (27)

  • влияние изменения ставки налогообложения:

                                                   (28) 

  • влияние изменения доли чистой прибыли в текущей прибыли:

                                                   (29)

Из схемы взаимосвязи  ставки доходности на собственный капитал  с факторами видно, что произведение коэффициента оборачиваемости активов, нормы эксплуатационной прибыли и ставки налогообложения представляет собой ставку эксплуатационной прибыльности после уплаты налога (RИК), т.е.:

                                                                                       (30)

Доля чистой прибыли  в текущей прибыли и финансовая структура капитала позволяют выявить  влияние имеющейся у предприятия  задолженности на рентабельность собственного капитала. В связи этим в часто в анализе исследуют влияние на рентабельность собственного капитала только изменение ставки доходности инвестированного капитала и влияние изменения уровня задолженности, т.е.:

                                                                                  (31)

Подобный анализ полезнее при исследовании рентабельности собственного капитала предприятия в сравнении  с другими предприятиями или  конкурентами, так как разные предприятия  могут добиваться одинакового уровня доходности собственного капитала путем воздействия на нее различных факторов рассмотренной взаимосвязи. [26, с. 302]

Эффективность основной деятельности предприятия по производству и реализации товаров, работ и  услуг характеризуется показателем  рентабельности продукции. Он определяется отношением прибыли к полной себестоимости продукции. Этот показатель может быть широко использован в аналитических целях, так как позволяет производить расчеты, соотнося различные показатели прибыли с различными показателями затрат на продукцию. Например:

           (32)                                           

Кроме того, на основе показателей  рентабельности продукции можно  проводить внутризаводские и  межзаводские сравнения как по общему объему продукции, так и по отдельным их видам. [19, с.189]

Для характеристики рентабельности реализованной продукции (RРП) прибыль от реализации (ПРП) делят на полную себестоимость реализованной продукции (СРП): [24, с.282]

                                                                                                       (33)

Данный показатель характеризует  реальный размер прибыли, которую приносит предприятию каждый рубль произведенных  затрат по ее выпуску и реализации. Иногда при расчетах данного показателя в числителе используют чистую прибыль предприятия. Но на показатель рентабельности продукции, рассчитанный на основе чистой прибыли, оказывают влияние факторы, связанные со снабженческо-сбытовой и другими видами деятельности предприятия. Кроме этого, на показатель оказывает влияние и налогообложение.

Для осуществления контроля не только за себестоимостью реализованной  продукции, но и за изменениями в  политике ценообразования рассчитывают показатель рентабельности продаж (RРП). Он определяется отношением чистой прибыли (ЧП) или прибыли от реализации (ПРП) к сумме выручки от реализации (ВРП):

                                                                                           (34)

По динамике данного  показателя предприятие может принимать решение по изменению ценовой политики или усилению контроля за себестоимостью продукции. Показатель можно определять в целом по продукции или по отдельным ее видам. [19, с.284]

Исходя из приведенной  формулы расчета рентабельности продукции, можно определить влияние на ее изменение по сравнению с базисным периодом изменения цен на продукцию и изменения уровня себестоимости. Если представить прибыль от реализации как разницу между выручкой от реализации без НДС (ВРП) и полной себестоимостью реализованной продукции (СРП), то формула расчета рентабельности продаж будет выглядеть следующим образом: [30, с. 245]

                                                                                           (35)

Изменение рентабельности продаж за счет изменения отпускных цен на реализованную продукцию определяется по формуле:

                                                                   (36)

Влияние фактора изменения  себестоимости на рентабельность продаж составит:

                                                                    (37)

Общее изменение рентабельности продаж по сравнению с базисным периодом должно быть равно сумме влияния  перечисленных двух факторов, т.е.:

                                                                                          (38)

По методике факторного анализа прибыли, применяемой в  нашей стране, обычно используют следующую  модель:

                                   П = VPП · (Ц -С),                                                   (39)

где VPП – объем реализации продукции, шт.;

      Ц –  цена единицы продукции;

      С –  себестоимость продукции.

При этом исходят из предположения, что все приведенные факторы  изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Данная модель не учитывает взаимосвязь объема производства (реализации) продукции и ее себестоимости. Обычно при увеличении объема производства (реализации) себестоимость единицы продукции снижается, так как возрастает только сумма переменных расходов, а сумма постоянных затрат остается без изменения. И, наоборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции.

В зарубежных странах  для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли, и прогнозирования ее величины используют следующую модель:

                              П = VРП · (Ц-b)-А,                                                  (40)

где b – переменные затраты на единицу продукции;

      А –  постоянные затраты на весь  объем продаж данного вида             продукции.

Эта формула применяется  для анализа прибыли от реализации отдельных видов продукции. Она  позволяет определить изменение  суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены, уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат.

Для изучения влияния  факторов на изменение суммы прибыли  от реализации продукции в целом по предприятию, можно использовать следующую модель:

П = ∑ [VРП общ · УД i (Цi – bi)] – A,                                 (41)

где УД – удельный вес отдельного вида реализованной продукции.

Сравнительный анализ познавательных свойств различных методик факторного анализа прибыли доказывает преимущество, методики маржинального анализа, позволяющего исследовать и количественно измерить не только непосредственные, но и опосредованные связи и зависимости. Использование этого метода в финансовом менеджменте отечественных предприятий позволит более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов.

Методика анализа рентабельности, применявшаяся и применяемая на многих предприятиях, также не учитывает взаимосвязь «затраты - объем -прибыль». По данной методике уровень рентабельности не зависит от объема продаж, так как с изменением последнего происходит равномерное увеличение прибыли и суммы затрат.

Для проведения факторного анализа рентабельности отдельного вида продукции используют  следующую факторную модель:

                                  Ri= ,                                 (42)  

где  Ri – рентабельность отдельного вида продукции, %;

       Пi – прибыль от продажи отдельного вида продукции;

       Зi – себестоимость отдельного вида продукции.

Для анализа рентабельности продукции в целом по предприятию используется следующую факторную модель:

                                 R= ,                                 (43)  

где  R – рентабельность продукции в целом по предприятию, %;

       Пi – прибыль от продажи продукции;

       Зi – себестоимость проданной продукции.

Таким образом, преимущество рассмотренной  методики Савицкой Г.В. анализа показателей  рентабельности состоит в том, что  при ее использовании учитывается  взаимосвязь элементов модели, в  частности объема продаж, издержек и прибыли Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов и как следствие – более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

СПИСОК источников ИНФОРМАЦИИ

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: Юристь, 2004.
  2. Налоговый кодекс РФ. – М.: Финансы и статистика, 2009.
  3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.96 г.
  4. Приказ от 23.01.2001 г. № 16 «Методические указания по проведению анализа финансового состояния организаций».
  5. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово–экономической деятельности предприятия: Учебно–практическое пособие.– 2–е изд. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2009. – 256 с.
  6. Аристер Н.И., Половинкин П.Д, Сахарнов Ю.В. Предпринимательство как стратегический ресурс экономического развития. – СПб.: Изд-во Спб УЭ и Ф, 2005.
  7. Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ. – М: ДИС, 2011.–287 с.
  8. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Под общ. ред. Л.Л.Ермолович. – Мн.: Высшая школа, 2011.–300 с.
  9. Амуржуев О.В. Неплатежи, способы предотвращения и сокращения. – М.: Аркаюр, 2006.– 400 с.
  10. Аюпов Т. Как поддержать развитие малого бизнеса в условиях тревожной занятости // Экономика и управление. – 2009. – №5. – С. 53 – 60.
  11. Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория анализа хозяйственной 
    деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2011.
  12. Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент. – М.: ИНФРА – М, 2009.
  13. Бочаров В.В. Финансовый анализ. – СПб.: Питер, 2009.
  14. Бусыгин А.В. Предпринимательство. – 2-е изд., исп.- М.: Дело, 2011.
  15. Бухвалбд Е., Виленский А. Развитие и поддержка малого бизнеса// Вопросы экономики. – 2005. - № 7. – С.109-119.
  16. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия. – М.: ИНФРА–М, 2011.
  17. Гиляровская Л.Т., Вехорева А.А. Анализ финансовой устойчивости коммерческого предприятия. – СПб.: Питер, 2005. – 256 с.
  18. Глущенко Е.В., Концов А.И., Тихонравов Ю.В. Основы предпринимательства. – М.: Вестник, 2011.
  19. Государственная поддержка предпринимательства. Концепция, формы и методы. – М.: Центр комплексных исследований и маркетинга, 2011.
  20. Дранко О. И. Финансовый менеджмент. Технология управления финансами предприятия. – М.: Юнити–Дана, 2009. – 352 с.
  21. Духон А. Доклад "О развитии малого предпринимательства в России: региональный разрез". – М.: Московский государственный статистический университет, 2011.
  22. Ендовицкая А. В.,. Гиляровская Л. Т Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческих организаций. – М.: Юнити–Дана, 2011. – 160 с.
  23. Ефимова О.В. Финансовый анализ: предварительная оценка финансового состояния. Анализ платежеспособности и ликвидности. – М.: Бухгалтерский учет, 2011. – 146 с.
  24. Зимин Н. Е. Анализ и диагностика финансового состояния предприятий: Учебное пособие. – М.: Экмос, 2005. – 240 с.
  25. Караванова Б. П. Мониторинг финансового состояния организации. – М.:  Финансы и статистика, 2011. – 48 с.
  26. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности  предприятия. –М.:ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2006.– 424 с.
  27. Ковалев А.И., Привалов А.П. Анализ финансового состояния предприятия. – 4–е изд. испр. и доп. – М.: Центр “Экономики и маркетинга”, 2006.
  28. Кодацкий  В.П.  Проблемы исчисления и планирования прибыли. // Финансы. – 2004. – №9. – С.28 – 34.
  29. Кулаков В.В. Организационно - правовые основы предпринимательской деятельности в РФ. – М.: Экономика, 2011.
  30. Купчина Л.А. Анализ финансовой деятельности с помощью коэффициентов. // Бухгалтерский  учет. – 2002. – № 2. – С. 35.
  31. Курс предпринимательства / Под ред. В.Я. Грофинкеля, В.А. Швандера. – М.: Финансы и статистика, 2011.
  32. Лаптев В.В. Предпринимательское право: понятие и субъекты. – М.: Юристъ, 2011.
  33. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. – М.: ИНФРА-М, 2011.
  34. Малый бизнес в России. Проблемы и перспективы. – М.: РАРМТ, 2011.
  35. Молякова Д.С., Шохин Е.И. Теория финансов предприятия. М.: Финансы и статистика, 2000. – 452 с.
  36. Обзор основных тенденций Российской экономики // Вопросы экономики. – 2011. – № 5. – С.39–84.
  37. Прыкина Л.В. Экономический анализ  предприятия.– М.:ЮНИТИ,2009.
  38. Русак Н.А. Экономический анализ деятельности предприятия. – М.: «Экоперспектива»,2006.–365с.
  39. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – 8–е изд. перераб. и доп. – Минск: ООО “Новое знание”, 2011.
  40. Сирополис Н.К. Управление малым бизнесом. – М.: Дело, 2009.
  41. Справочник директора предприятия/ Под ред. М.Г. Лапуста. – М.: ИНФРА М, 2011.
  42. Справочник финансиста предприятия. – М.: ИНФРА М, 2011.
  43.   Финансовый менеджмент. / Под ред. Н. Ф. Самсонова. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2011.
  44. Финансовый менеджмент. / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: ИНФРА – М, 2011.
  45. Финансовый менеджмент. / Под ред. Проф. Г.Б. Полякова. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2011.
  46.   Финансы предприятий / Под ред. Н. В. Колчиной. – М.: ЮНИТА–ДАНА, 2011. – 447 с.
  47. Черногородский С.А. , Тарушкин А.Б. Основы финансового анализа. – М., Герда, 2006.
  48. Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С. Финансы предприятий. – М.: ИНФРА–М. 2011.
  49.   Экономика предприятия / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В. А. Шандара. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2011.
  50. Экономика предприятия / Под ред. Проф. А.Б. Карлика. – М.: ИНФРА М, 2011.
  51. Экономика предприятия / Под ред. Н.А.Сафронова. М.: Юристъ, 2011.

Информация о работе Анализ финансовых результатов